Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Штайнер в
"материнской школе" вальдорфского движения и которые характеризуют
вальдорфские школы и до сих пор:
специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения;
содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой
возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика; принцип
классного учителя, который "ведет" свой класс с первого по восьмой год
обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими
коллегами, в кооперации с родителями "выстраивает" весь учебный процесс и
обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка
младшей и средней школы учитель важней предмета; возрождение традиции
устного рассказа учителя, материалом для которого служат
культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых,
басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и
средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и
проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время
урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;
особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а
также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись,
пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков),
ремесла - работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство;
таким образом, через многообразную практическую деятельность
развивается волевая культура ученика; совместное обучение мальчиков и
девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному
признаку: школа есть школа для всех; отмена цифровой оценки (отметок);
отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом
раздачи социальных шансов и селекции - сортировки учеников на хороших и
плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в
соответствии со своими индивидуальными особенностями; терапевтический
аспект педагогики; введение "гигиенической организации преподавания",
ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются "эпохами" - в
течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к
концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для
органического, последовательного развития материала в течение "эпохи";
cвязанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы,
последний участвует в конференциях и преподает; преподавание двух
иностранных языков с первого класса по особым методам; еженедельные
конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через
углубление познания человека и практического дальнейшего образования и
профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных
учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и
дидактики; коллегиальное самоуправление школы учителями; совместная
работа родителей и учителей, посвященная обшей задаче воспитания. Из
всего вышеизложенного мы видим, что вальдорфская школа не ориентируется
на какую-либо одну основную, общую идею.
Основная цель образования -
это человек. Человек же в своей сущности больше любой идеи, высказанной о
нем. Человек открыт будущему, он - существо, находящееся в становлении и
развитии. И педагогика соответственно должна быть открытой и
развивающейся, постоянно обновляющейся и творческой. Она должна быть
соразмерной идее Человека.
|