Школа, по мнению Штайнера, прежде всего "должна ориентироваться на
законы развития человека, которые у всех людей одинаковы", а не на
сословные деления общества. Опираться на целостную антропологию,
учитывающую все стороны развития (голова, сердце и руки), специфические
потребности детей в развитии в каждом возрасте. Дифференциация
осуществляется только на старшей ступени в соответствии с
индивидуальными задатками и предпочтениями ученика. Таким образом, идея
общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное,
нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие, является
ведущей идеей вальдорфской школы. Кем бы человек ни стал в смысле своего
профессионального самоопределения, он прежде всего человек, и лишь во
вторую очередь ученый, предприниматель, юрист или управленец. Штайнер
говорил, что современная школа движима идеалом доктора наук, это
знаниевая школа. "Если мы хотим в одном слове выразить основную идею
вальдорфской школы, то можно сказать, что она стремится заменить идеал
доктора на идеал человека". Это положение влечет за собой целый ряд
конкретных следствий для школьной модели. Поясним вышесказанное на
примере: среди выпускников одного класса вальдорфской школы мы можем
встретить учеников с высокими достижениями в математике, иностранных
языках, в истории или литературе или же таких, которые показали
прекрасные результаты в каком-либо виде искусства или же в
ремесленно-практической области. Не так давно я присутствовал на
выпускном празднике в вальдорфской школе в Штутгарте. Одна девушка
защищала свой "проект" - она сама сделала скрипку и играла на ней. В
"проект" входило не только само изделие, выполненное на достаточно
высоком уровне, но и "теоретическая часть" - описание технологии
изготовления, набросков и эскизов. Проводя последовательно в проекте
непрерывную линию от замысла, через модель - наброски, рисунки, чертежи -
к практически созданному предмету - результату труда, - вальдорфцы
стремятся преодолеть широко распространенный в наше время отрыв
"теоретического мышления" от воли и материальной деятельности - проблема
особенно актуальная для нашего общества. Другой ученик подготовил
сольное выступление - концерт для фортепиано с оркестром Вивальди.
Оркестр состоял из учеников выпускного и смежных классов. При этом эти
же ученики сдавали и общепринятый государственный выпускной экзамен
реальной школы или абитур-экзамен, дающий право на учебу в университете.
Как видите, речь здесь не идет о школе искусств или трудовой школе, но
именно об общем образовании. И статистика свидетельствует, что "обычные"
результаты у вальдорфцев достаточно высоки. Школа как целое не
сориентирована в каком-либо специальном направлении, но все направления
могут уживаться вместе, не исключая, но дополняя, обогащая друг друга.
Дети видят работу своих одноклассников, быть может, с совершенно другими
одаренностями, чем они. Так решается вопрос индивидуализации в больших
классах - индивидуализация не через уменьшение классов и обособление,
когда учитель в идеале работает "индивидуально" с одним учеником, а,
наоборот -через многообразие общения и опыта. Как можно это сделать -
секрет организации вальдорфского образования. Сама по себе идея общего
образования разделяется многими. То, что отличает вальдорфскую школу от
других начинаний подобного характера, - это то, что, во-первых, общее
образование здесь, как видно из вышеприведенных примеров, понимается
значительно шире и не ограничивается сугубо знаниевой сферой. Во-вторых,
тем, что Штайнеру удалось практически "заземлить" эту идею, найти
конкретные формы на уровне содержания образования, организации
учебно-воспитательного процесса так, что в результате получилась
целостная и подвижная школьная модель, поддающаяся воспроизведению и
изменению в зависимости от региональных и других конкретных условий.
Этого невозможно добиться, если школа создается на основе какого-либо
одного или нескольких общих педагогических принципов или как сумма
содержаний учебных планов отдельных предметов, механически
распределенных по почасовым учебным планам на 10 или 12 лет. Хотя
учебные планы и почасовое распределение, само собой разумеется, имеют
место и в вальдорфской школе. |