Цели:
- Дать представление о том, что каждая деталь в
художественном произведении имеет свой смысл и
помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения –
человек. Научить разбираться в том, как
писательница изображает человека, как открывает
нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства
персонажей, черты их характера.
- Научить детей отыскивать в произведении
глубинный смысл – подтекст.
На первом уроке состоялось первичное
знакомство с рассказом.
После прочтения рассказа ученики высказывали
своё мнение о главном герое, а так же
предполагали, каким может быть продолжение
рассказа. Суждения учащихся фиксировались на
диктофон. Второй урок полностью посвящён анализу
рассказа.
Оборудование: диктофон с записью,
краски, кисточки, вода в баночке, листы с текстом,
карточки с выдержками, видеозарядка (DVD), рабочие
тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, (а цели дети
попробуют поставить сами).
- Сегодня мы будем работать с текстом рассказа
В.А.Осеевой "Почему?” Первое знакомство с
произведением произошло у нас на прошлом уроке.
Но ведь при первичном чтении трудно всё понять,
всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда
возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем
сегодня сделать маленький шаг к такому
настоящему чтению.
Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому
уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а
также ваши предположения о чём мог бы быть
рассказ с названием "Почему?”
-Давайте попробуем предположить, чему будет
посвящён второй урок.
- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на
какой вопрос ответить?
(Учитель фиксирует на доске цели, которые
ставят дети.)
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас
главный герой получился какой-то
непривлекательный. Давайте теперь обратимся к
тексту и попробуем понять главного героя: какой
он человек, какой у него характер? Заодно
посмотрим изменится ли ваше отношение к
мальчику.
3. Работа с текстом.
- У каждого из вас на столе лежит отрывок из
рассказа, в котором я кое – что изменила.
Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает
вслух).
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из
рассказа. Что я изменила или пропустила?
(Изменения фиксируются на доске
подготовленными карточками с выдержками из
произведения.)
Тихонько сполз заменила
на Встал
- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить
как главный герой "встал” со стула (показывает
один ученик), а теперь, как он "тихонько сполз”
(показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет
очень важную роль.)
- Далее.
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык
заплетался.
- Эти оценочные слова относятся к какой части
речи?
- Уместно ли было употребление автором таких
характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика.)
- Молодцы! Давайте дальше.
Не поставила многоточие в предложении "Это…
это… Бум!”
- Ну и что подумаешь какие-то точки!
- Почему они важны?
Вот мы и доказали, каким важным в произведении
может оказаться всего лишь одно слово.
- В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам
следующее задание:
перед вами незаполненный кластер, ключевым
словом которого является слово ПРИРОДА. Работая
с текстом в учебнике, заполним недостающие
звенья кластера.
Рисунок 1
4. Творческая работа. (Дети заполняют.)
- Посмотрите на эту картину. Я предлагаю вам с
помощью различных цветов изобразить те ощущения,
которые вызывает у вас такое описание природы.
(Дети рисуют. Учитель берёт несколько работ и
вывешивает на доске.)
- Ребята, с чем связано такое настроение
природы? (C настроением мальчика.)
- Так как вы думаете, что мы изобразили на листе
бумаги? (Настроение или душу мальчика.)
- А теперь в учебнике найдите и прочитайте
эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (Читают дети.)
- Обратившись опять к краскам, давайте
попробуем предположить, какой теперь стала душа
мальчика в этот момент признания.
(Дети рисуют.)
- Давайте сравним. (Первая иллюстрация у детей
тёмными цветами, а вторая яркими. Учитель берёт
несколько работ и вывешивает на доске.)
Его душа после признания стала гораздо светлее
и чище.
- Что живёт в душе мальчика? Отгадав ключевое
слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.
Синквейн:
1. … .
2. Чистая, беспокойная.
3. Мучает, побуждает, возвышает.
4. Стыд не дым, а глаза ест.
5. Честь.
(Дети отгадывают – совесть.)
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в
сердце каждого человека, показывает, как
правильно жить и правильно поступать. Каждый
человек имеет право на ошибку, главное уметь
вовремя найти правильное решение, исправить её.
- Мы обратимся к нашей помощнице, волшебной
коробочке, в которую вы уже вкладывали свои
волшебные желания, после прочтения рассказа
"Цветик- семицветик”. Сейчас, я предлагаю вам на
своих волшебных листочках написать поступок,
который вам не очень приятно вспоминать и наша
волшебная коробочка попытается исправить
ситуацию.
5. Итог урока.
- Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами
поставили в начале урока. Получились ли у нас
реализовать цели урока?
Смогли ли мы ответить на самый главный вопрос
ПОЧЕМУ?
Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой
вопрос: "Чему я научился на этом уроке?”
6. Домашнее задание.
- В качестве домашнего задания, я разработала
для каждого из вас рабочую тетрадь. В ней, вы дома,
заполните страничку, которая называется "Стихи
в записную книжку”.
Рисунок 2
Урок окончен, до свидания! |