"Исторический” блок Программы
литературного образования в 7-м классе
открывается изучением романа английского
писателя-романтика В.Скотта «Айвенго». В рамках
этого блока ученикам предстоит разобраться в
особенностях жанра исторического романа,
поразмышлять над особенностями восприятия и
изображения "давно минувших дней” В.Скоттом,
А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым.
Первый вопрос, который стоит задать ребятам:
что заставляет нас относить к историческому
жанру столь разные произведения, как романы
«Айвенго» и «Капитанская дочка», поэма «Песня
про купца Калашникова» (все указанные
произведения изучаются в одном блоке)?
Действие романа «Айвенго»
происходит в XI веке, события
пугачёвского бунта, положенные в основу
«Капитанской дочки», удалены более чем на
шестьдесят лет от времени её написания, в «Песне
про купца Калашникова» Лермонтов погружает
читателя в эпоху правления Ивана Грозного.
Очевидно, главное в том, что исторические
произведения создаются гораздо позже эпохи, в
них описанной. Это даёт авторам возможность
взглянуть на исторические события с некоторой
временной дистанции, по-новому осмыслить
происходившее. Писатели опираются на изученные
ими исторические документы, и в произведении
возникают реалии прошлого, подробно описываются
народные быт и нравы. Автор отстаивает
индивидуальный взгляд на события далёкого
прошлого, основывается на собственной
исторической концепции, так или иначе выражает
своё отношение к реальным историческим
персонажам. Тем не менее отдалённость во времени
не снимает актуальности проблематики
исторического произведения.
Размышляя над особенностями жанра, мы можем
сопоставить исторический роман с древнерусской
летописью или западноевропейской хроникой. Что в
них общего и чем они различаются?
Прежде всего, повествование ведётся о событиях
прошлого, но летопись и хроника создают
впечатление независимого объективного
повествования. Летописец ничего не сочиняет, он
рассказывает о том, что было, по его мнению, на
самом деле. Рассказывает последовательно и
обстоятельно, стремясь создать системную,
целостную картину мира. Хроника напоминает
личный дневник, но посвящена она не жизни
отдельного человека, а истории каких-то земель,
правлению европейских государей и жизни народа в
разные периоды правления. В историческом романе
тесно переплетаются вымысел и исторические
факты, действуют реальные исторические деятели и
вымышленные персонажи.
Итак, в процессе изучения романа В.Скотта
попытаемся разобраться в том, с какой точки
зрения рассматривает автор историю, как
сплетаются в романе история и вымысел, каким
предстаёт перед читателем средневековье в
изображении английского писателя-романтика.
Говоря о романе «Айвенго», следует задуматься и
над тем, какие признаки рыцарского романа можно в
нём найти. Ученики уже знакомы с фрагментами
статьи А.Д. Михайлова «Роман и повесть Высокого
Средневековья» (полностью статья опубликована в
22-м томе БВЛ «Средневековый роман и повесть»).
Таким образом, особенности жанра исторического
романа в сопоставлении с летописью (хроникой) и
рыцарским романом средневековья станут для
учеников более очевидными.
Ученики отметят сходство рыцаря Айвенго с
героями рыцарского романа. Роман Скотта
выполняет "научно-популярную” функцию, сообщая
исторические сведения о жизни средневековой
Англии, в нём соединяются рассказы о крестовом
походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа
-- любовная интрига. Затем предложим ученикам
подумать, почему же роман «Айвенго» не является
рыцарским романом. Во-первых, потому, что он
написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья,
во-вторых, в нём нет ничего фантастического или
волшебного, зато перед читателем возникает
живописная картина исторических событий. В
основу романа положено традиционное для В.Скотта
переплетение любовной и политической интриг. В
центре повествования влюблённая пара -- рыцарь
Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие
которых зависят от хода истории.
От чего зависит счастье
влюблённых? От того, какой оборот примут
исторические события, кто победит в историческом
конфликте. Кто же является его участниками?
Конфликт разворачивается между двумя
враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими
Англию в конце XI века, и англосаксами, владевшими
ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими
в свою очередь племена бриттов. На фоне
живописных исторических событий действует
герой, верный кодексу чести, в любой ситуации
поступающий согласно чувству долга и хранящий
верность прекрасной возлюбленной. Какие
поступки, соответствующие рыцарскому кодексу
чести, совершает Айвенго? Под маской
паломника-пилигрима -- он единственный, кто,
сжалившись над слабым стариком ростовщиком
Исааком, уступает ему место у очага; анонимно
вызывает на бой рыцаря Храма непобедимого
Буагильбера; заступается за честь сына Седрика
(то есть за свою собственную, но опять же
анонимно); спасает Исаака от ограбления и смерти;
побеждает в нескольких поединках
рыцарей-тамплиеров; сражается вместе с Ричардом
Львиное Сердце; принимает участие в крестовом
походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении
романа не изменяя рыцарским понятиям чести.
Построенный на увлекательном разгадывании
последовательно возникающих загадок (тайна сына
Седрика Сакса, тайна пилигрима, тайна Рыцаря,
Лишённого Наследства, тайна Чёрного Рыцаря),
роман соединяет в себе интригу, живописное
зрелище и философское осмысление событий. В
качестве домашнего задания к одному из уроков
ученикам было предложено выписать из романа (или
отметить в тексте) определения рыцарской чести и
составляющие кодекса чести средневековых
рыцарей (гл. 10, 28, 29). Вот что мы выяснили:
Обязанность истинного рыцаря -- быть
сторонником слабейшей партии.
Строгие понятия о рыцарской чести запрещали
совершать какое-либо насилие над рыцарем,
находившимся в беспомощном состоянии.
Человеку, искушённому в рыцарских подвигах,
трудно оставаться в бездействии, подобно
какому-нибудь монаху или женщине, в то время как
вокруг него другие совершают доблестные подвиги.
"Ведь бой -- наш хлеб насущный, дым сражения -- тот
воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим
жить иначе как окружённые ореолом победы и славы!
Таковы законы рыцарства, мы поклялись их
выполнять и жертвуем ради них всем, что нам
дорого в жизни”.
Награда рыцаря
-- слава,
она увековечит имя героя.
Рыцарский дух отличает доблестного воителя от
простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь
несравненно ниже чести, торжествовать над
всякими лишениями, заботами и страданиями, не
страшиться ничего, кроме бесславия.
Рыцарство -- источник чистейших и благородных
привязанностей, опора угнетённых, защита
обиженных, оплот против произвола властителей.
Без него дворянская честь была бы пустым звуком.
Свобода находит лучших покровителей в
рыцарских копьях и мечах.
Какой поступок невозможен для истинного
рыцаря? Кто нарушает законы рыцарства?
Самое страшное преступление рыцаря -- измена
чести и долгу. Преступление карается смертью (Фон
де Беф и Бриан де Буагильбер), наказание
неизбежно.
Кого из героев романа, кроме
Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется,
это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он
совершает? Романического Ричарда Плантагенета
больше всего привлекает жизнь простого
странствующего рыцаря, ему дороже всего слава,
которую он завоёвывает в одиночку своей твёрдой
рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе
стотысячного войска. Это о нём Ревекка,
наблюдающая из башни за сражением, говорит: "Он
бросается в битву, точно на весёлый пир. Не одна
сила мышц управляет его ударами -- кажется, будто
он всю свою душу вкладывает в каждый удар,
наносимый врагу. Это страшное и величественное
зрелище, когда рука и сердце одного человека
побеждают сотни людей”. Затем можно прочитать
ученикам отрывок из главы 41, в котором сам В.Скотт
говорит об отличии исторического прототипа от
его литературного двойника. Почему под пером
романиста так меняется реальный исторический
персонаж?
Истинный рыцарь Айвенго, не существовавший в
действительности, и истинный рыцарь Ричард
Львиное Сердце, чей исторический облик, мягко
говоря, не вполне соответствовал романтическому
образу, необходимы Вальтеру Скотту для
воплощения в романе собственных идей, причём он
прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что реальный
Ричард I вовсе не был романтическим рыцарем без
страха и упрёка.
Особый интерес в романе вызывают женские
образы. Пусть ученики назовут героинь, благодаря
которым движется сюжет, найдут их портреты,
опишут характеры. Предложите ученикам вспомнить
образ героини романтического произведения.
Какие качества романтических героинь
свойственны Ревекке и Ровене? Кто из героинь
вызывает у вас бульшую симпатию?
Если белокурая леди Ровена представляет собой
достаточно типичный романтический образ
прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает
свои подвиги и которая в финале с блеском играет
роль заслуженной награды, то образ красавицы
еврейки Ревекки более сложен. В силу своего
происхождения поставленная в особое положение,
смелая и великодушная Ревекка высказывает
отношение к происходящим событиям, достойное уст
своего создателя. Так, описание подвигов Ричарда
она сопровождает восклицанием: "Отпусти ему,
Боже, грех кровопролития!”, очевидно иначе (по
сравнению с Айвенго) оценивая воинские подвиги
английского короля. Вступая в спор с Айвенго, в
которого она тайно влюблена, Ревекка называет
рыцарские подвиги жертвоприношением демону
тщеславия и самосожжением перед Молохом. В
отличие от большинства героев, мечтающих о
ратных подвигах, Ревекка врачует раны, исцеляет
больных. У Ревекки тоже есть свои понятия о чести,
она упрекает Буагильбера в том, что он собирается
ради неё изменить своему Ордену и своей вере.
Именно она в ситуации выбора между жизнью и
смертью ведёт философские споры с неукротимым
храмовником о роли судьбы. Ей принадлежат слова,
явно опережающие своё время, о том, что "люди
нередко сваливают на судьбу последствия своих
собственных буйных страстей”. Она способна
объективно (и поэтически) оценить характер
своего жестокого похитителя Буагильбера: "У
тебя сильная душа; иногда в ней вспыхивают
благородные и великие порывы. Но она — как
запущенный сад, принадлежащий нерадивому
хозяину: сорные травы разрослись в ней и
заглушили здоровые ростки”. Ей не суждено быть
счастливой: Ревекка воплощает идею автора о том,
что "самоотречение и пожертвование своими
страстями во имя долга редко бывают
вознаграждены и что внутреннее сознание
исполненных обязанностей даёт человеку
подлинную награду -- душевный покой, который
никто не может ни отнять, ни дать”.
Итак, каждый герой получил по заслугам: Ричард
Львиное Сердце -- славу и память потомков, Айвенго
-- славу и возлюбленную, но самую высокую награду
получила отказавшаяся от несчастной страсти
Ревекка -- душевный покой. О судьбе героев, не
следующих кодексу чести, уже было сказано выше.
Исследователи творчества
В.Скотта отмечают, что в своих романах
писатель осмысляет философские идеи
исторического развития. С точки зрения Скотта,
история развивается по особым законам, общество
проходит через периоды жестокости, постепенно
продвигаясь к более нравственному состоянию
общества. Эти периоды жестокости связаны с
борьбой покорённых народов со своими
покорителями. В результате каждый следующий этап
развития, примиряя враждующих, делает общество
более совершенным. Страшные плоды завоеваний
описаны в главе 23, где цитируется «Саксонская
хроника» (описание "страшных дел”
перекликается с описанием жестокого подавления
бунта в «Капитанской дочке» Пушкина -- см.
пропущенную главу).
В результате каждый следующий этап развития,
примиряя враждующих, делает общество более
совершенным. Не случайно роман «Айвенго»
завершается свадьбой Айвенго и Ровены, и
присутствующие на бракосочетании знатные
норманны и саксы понимают, что "мирными
средствами могли добиться гораздо больших
успехов, чем в результате ненадёжного успеха в
междоусобной войне”, "увидели в союзе этой четы
залог будущего мира и согласия двух племён; с
того времени эти враждующие племена слились и
потеряли своё различие”. Предложите ученикам
объяснить, используя текст последней главы,
почему свадьба Айвенго и Ровены завершает как
любовную, так и политическую сюжетные линии
романа.
Для того чтобы подвести итог изученному на
уроках по роману В.Скотта «Айвенго», можно
использовать материалы, включающие текст
знаменитой пародии У.Теккерея «Ревекка и
Ровена».
Своеобразное продолжение-пародия английского
писателя-сатирика Уильяма Теккерея (1811--1863)
«Ревекка и Ровена» появляется в печати через
тридцать лет после публикации «Айвенго». Она
носит откровенно бурлескный характер и
высмеивает то, что категорически не принимает
Теккерей в исторических романтических романах.
Объектами пародии становятся романтизация
истории, основные сюжетные ходы, романтический
стиль и романтический пафос, и в первую очередь
характеры героев, их возвышенные чувства. Все эти
черты романтического исторического романа
подвергаются снижению и высмеиванию, а
последующие поступки героев объясняются их
новыми, современными (порой весьма вульгарными)
"буржуазными” ценностями.
В одном из писем Теккерей так определяет свои
взгляды: "Искусство романа заключается в том,
чтобы изображать Природу -- передавать с
наибольшей полнотой чувство реальности”. И ещё:
"С моей точки зрения, сюртук должен быть
сюртуком, а кочерга кочергой, и ничем иным. Мне не
ясно, почему сюртук следует именовать расшитой
туникой, а кочергу — раскалённым орудием из
пантомимы”. Теккерей -- сторонник реализма,
предъявляющий искусству строгие требования. Он
не принимает поэзию Байрона и Шелли, находя в них
слишком возвышенные, преувеличенные, а
следовательно, ложные чувства. Отклонение от
естественности и простоты изображения вызывает
его осуждение и насмешку.
Для работы на заключительном
уроке можно раздать каждому ученику (или
по группам) фрагменты текста пародии и
предложить ответить на следующие вопросы: Над
чем и над кем смеётся Теккерей? Что он пародирует?
Каким образом он заставляет смеяться читателя?
Как изменяются характеры героев и их поступки в
пародии? Чем объясняет автор эти изменения?
Найдите в предисловии к роману «Айвенго»
возможный ответ Скотта на пародию Теккерея
(учтите, что В.Скотт не мог читать «Ревекку и
Ровену», так как пародия появилась после его
смерти).
В дальнейшем материалы, полученные при
изучении романа В.Скотта «Айвенго», можно
использовать при работе над «Капитанской
дочкой» А.С. Пушкина. Известно, что Пушкин высоко
ценил романы В.Скотта, а его архив содержит
небольшую статью, посвящённую шотландскому
романисту.
Можно предложить ученикам
задания, выявляющие связь исторических
произведений В.Скотта и А.С. Пушкина (эта работа
поможет лучше понять своеобразие пушкинского
подхода к истории в «Капитанской дочке»):
1. Айвенго и Гринёв. Выпишите правила
дворянской чести из романа Пушкина, сравните их с
кодексом истинного рыцаря в романе «Айвенго».
"Я невольно стиснул рукоять моей шпаги,
вспомня, что накануне получил её из её рук, как бы
на защиту моей любезной. Сердце моё горело. Я
воображал себя её рыцарем. Я жаждал доказать, что
был достоин её доверенности, и с нетерпением стал
ожидать решительной минуты” (Гринёв).
"Береги честь смолоду”. (Эпиграф. Дан
издателем.)
"Служи верно, кому присягнёшь; слушайся
начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не
напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни
пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”
(напутствие старшего Гринёва).
"Я природный дворянин; я присягал государыне
императрице: тебе служить я не могу”; "На что это
будет похоже, когда я от службы откажусь, когда
служба моя понадобится?”; "Долг чести требовал
моего присутствия в войске императрицы”
(Гринёв).
"С омерзением глядел я на дворянина,
валяющегося в ногах беглого казака” (Гринёв о
Швабрине).
"Не казнь страшна… Но дворянину изменить
своей присяге, соединиться с разбойниками, с
убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам
нашему роду!” (старший Гринёв).
2. Найдите в главе «Пугачёвщина»
рассуждения Гринёва, полемизирующие с идеей
Скотта о закономерностях развития общества.
(Общество проходит через периоды жестокости,
постепенно продвигаясь к более нравственному
своему состоянию. Эти периоды жестокости связаны
с борьбой покорённых с покорителями. В
результате каждый следующий этап развития,
примиряя враждующих, делает общество более
совершенным.)
"Когда вспомню, что это случилось на моём веку
и что ныне дожил я до кроткого царствования
императора Александра, не могу не дивиться
быстрым успехам просвещения и распространению
правил человеколюбия. Молодой человек! если
записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что
лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые
происходят от улучшения нравов, без всяких
насильственных потрясений”.
3. Эпиграфы к главам.
Сравните несколько эпиграфов к главам в романе
«Айвенго» и несколько эпиграфов в «Капитанской
дочке». В чём их роль?
4. Народные баллады и народные песни у
Скотта и Пушкина.
Сравните роль включённых в текст стилизаций
народных баллад в романе «Айвенго» и народных
песен в «Капитанской дочке». Например, песня
Ульрики (31-я глава) и песня «Не шуми, мати зеленая
дубравушка…» (гл. 7 «Незваный гость»).
5. Чем похожи Гурт (раб, затем вольный
оруженосец Айвенго) и Савельич? Чем они
отличаются?
6. Что общего в принципах построения
романов Скотта и Пушкина?
Очевидно, что в центре повествования --
влюблённая пара, чья судьба зависит от поворота
исторических событий, два враждующих лагеря,
между которыми находится герой. "Два лагеря, две
правды, одна судьба” -- так афористично пишет А.Н.
Архангельский в книге «Герои Пушкина». Сравните
два смысла сказки, рассказанной Пугачёвым
Гринёву. Пугачёв: "Чем триста лет питаться
падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там
что Бог даст!” Гринёв: "Но жить убийством и
разбоем значит по мне клевать мертвечину”.
7. Во что верит Айвенго и во что верит
Гринёв? Кто, с вашей точки зрения, более свободен?
8. Какова роль случая в романах
В.Скотта и А.С. Пушкина?
Какие случайности управляют судьбой Айвенго?
Случайная встреча с Брианом Буагильбером и
приором, которых он отводит в дом своего отца;
случайно встречается в доме отца с Исааком и его
дочерью; случайно Чёрный Рыцарь оказывается на
турнире и спасает Айвенго; случайно узнают
свидетели турнира имя Рыцаря, Лишённого
Наследства… и так далее.
Какие случайности управляют судьбой Гринёва?
Случайно застигнутого бураном, его случайно
спасает чернобородый мужик, случайно
оказавшийся Пугачёвым, Пугачёв случайно узнаёт
Савельича и милует Петра Андреича, случайно
Гринёв узнаёт, что Маша в руках предателя
Швабрина… и так далее.
(Подробнее о поэтике случайности смотрите в
книге А.Н. Архангельского «Герои Пушкина».)
9. Как вы думаете, можно ли отнести к
роману В.Скотта «Айвенго» и роману А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» известный принцип
французского романиста Дюма-отца («Три
мушкетёра» и так далее): "История -- это гвоздь, на
который я вешаю свою картину”. Аргументируйте
свою точку зрения. |