Одной из важнейших задач школы является
формирование грамотного в социально-правовом
поле гражданина.
Каждый человек обязательно должен знать и
изучать свои права и обязанности. Наша жизнь,
особенно в нынешний период, настолько сложна и
многообразна, что изучение азов правоведения
необходимо начинать практически с раннего
детства. И первая встреча с миром прав в нашей
школе начинается с начальных классов. Исходя из
особенностей психофизиологии данного возраста
наиболее эффективная форма изложения – это
сказки, истории, рассказы. Поэтому знакомство
младших школьников с правоведением мы стараемся
преподнести в форме театрализованных
представлений, особенностью которых является
привлечение школьников старшего возраста для
обыгрывания нужного материала.
Нужно сказать, что подобная работа по усвоению
правового материала идет в двух руслах:
– с теми детьми, которые демонстрируют,
инсценируя нужный материал, т.к. они проживают
это, пропуская через себя,
– и с теми ребятами, для которых проводятся эти
занятия, в процессе чего им приходится
вспоминать изученное ранее, соотносить факты,
ассоциировать себя с героями, отвечать на
вопросы, а значит думать.
Важно и то, что учитель занимает не ведущую роль
назидателя, а играет роль сопутствующую, – т.е
проводника знаний, предоставляя возможность
детям занять главную роль, в которой они как бы
делятся нужной информацией с младшими по
возрасту.
Это помогает ребятам не только изучить свои
права, но и научиться ориентироваться в
самостоятельной жизни, подготовиться к изучению
правоведения в дальнейшем более глубоко и в
деталях.
Мы в школе проводим цикл занятий, который
называется «Гражданская академия», где строгая,
но интересная Страна прав раскрывает перед нами
врата в Мир прав, свобод и обязанностей.
Представляю вам конспект этого мероприятия/
Оформление: плакат с трудными словами,
рисунки детей.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук/
Цели:
- Познакомить с правами человека.
- Формировать уважительное отношение друг к
другу.
Такую беседу можно проводить и в начальных, и 5-6
классах. Предварительно должна пройти
самостоятельная подготовка, выполнено домашнее
задание: дети сами или с родителями должны
прочитать книгу Е.С. Шабельника «Ваши права»,
подумать над содержанием, просмотреть
иллюстрации и сделать рисунки из разных сказок
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Сегодня наша встреча посвящена теме
"Права ребенка". Это связано с важной датой.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав
ребенка, посвященный принятию очень важного
документа – Конвенции о правах ребенка.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет
беспокойство о вас, пытается уберечь от
неприятностей, создать все необходимые для
вашего развития условия, защитить ваши интересы
и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные
общественные и государственные организации,
которые главной своей задачей считают защиту
детей. Наиболее авторитетной среди них является
ООН (Организация Объединенных Наций). Она
возникла после Второй мировой войны, которую
развязала фашистская Германия и в результате
которой погибло более 50 миллионов человек, было
разрушено множество городов, сел и деревень. Люди
всего мира осознали, к каким последствиям может
привести нарушение прав человека, а именно
самого главного права, права на жизнь, что война
– самый худший способ решения споров и проблем.
Сегодня человечество обладает таким мощным
оружием, что Третья мировая война не только не
решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит
все человечество. Чтобы предотвратить
глобальную катастрофу, народы, нации
объединились во всемирную организацию – ООН,
которая главной своей задачей поставила
обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории.
По-прежнему где-то происходят военные конфликты,
теракты, совершаются преступления, аварии. В них,
а также в результате стихийных бедствий, голода и
эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети
нуждаются в особой заботе и внимании со стороны
взрослых. У них есть свои интересы и потребности.
Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав
ребенка. В ней говорится, что государства,
подписавшие ее, взяли на себя обязательства
заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии,
образовании и всестороннем развитии".
Конвенция – международное соглашение, как
правило, по какому-то специальному вопросу,
имеющее обязательную силу для тех государств,
которые к нему присоединились (подписали,
ратифицировали).
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с
некоторыми из них.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на индивидуальность.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на специальную охрану и защиту.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение
человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов
родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь,
неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Хореографическая композиция. Звучит торжественная музыка. На сцене
появляется Мадам Декларация. Далее в записи
дикторский текст: «Внимание! Внимание!
Прослушайте официальное заявление! Отныне и
навеки все права и свободы человека будут
находиться в руках Мадам Декларации». Все
склоняются в почтительном поклоне, а на Мадам
Декларацию торжественно надевают ленту с
надписью: «Мадам Декларация».
Мадам Декларация. Я, Всеобщая
Декларация прав Человека, обещаю помогать людям
всегда, везде, всюду! Мои юные друзья, я вас уже
знакомила с моими помощницами – Статьями
Декларации. Сегодня мы продолжим это
необыкновенное знакомство. Встречайте! Буратино
(загадочно). Крекс! Пекс! Фекс!
Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда
вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог
купить моему дорогому папе Карло миллион новых
курток! За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с
оружием в руках.
Кот и лиса.
А ну-ка, руки вверх! Где ты
прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно
отдай их нам! Буратино
. Ни за что! Они мои! Моему
бедному папе Карло необходима куртка! Мадам Декларация
. Ты абсолютно прав,
Буратино! Вот послушайте вместе с другими
ребятами, что расскажет об этом Статья. Статья.
Первое! «Каждый человек имеет
право владеть имуществом»!
Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его
имущества»! Мадам Декларация
. Так что, Кот Базилио и
Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете
понести заслуженное наказание! Уходите лучше по
добру – поздорову! Кот и Лиса неохотно уходят
. Статья .
А ты, Буратино, пойдешь со мной,
я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя
больше никто не мог обмануть! Статья и Буратино уходят.
Звучит русская народная мелодия. На сцене
появляются Баба Яга и Ивашка
. Баба Яга
. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на
лопату! Ивашка.
Зачем это? Баба Яга
. Как это зачем? Я тебя зажарить
хочу и съесть! Ивашка
. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите!
Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня
выручайте! Мадам Декларация
. Не беспокойся милый
Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас
Статью встретим и послушаем! Выходит Статья.
Статья . «
Никто не должен подвергаться
пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»! Мадам Декларация
. Вам все понятно, Баба
Яга? Баба Яга.
Понятно, понятно! Ухожу я от
вас! Тоже мне, знатоки прав! Уходит.
Ивашка.
Вот спасибо, люди добрые! Думал
все, мне конец, съест Баба Яга! Статья
. Пойдем-ка, дружек, будем с тобой
изучать Декларацию прав человека! Ивашка
. С удовольствием! Уходят
. Волк
. Здравствуй, Красная Шапочка! Красная Шапочка
. Здравствуйте, господин
Волк! Волк
. Куда ты идешь? Красная Шапочка
. К бабушке Волк
. А где живет твоя бабушка? Красная Шапочка
. Надо идти вон по той
дороге! Волк
. Понятно! Ну все, удачи тебе,
Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! Злорадно смеется и убегает
. Мадам Декларация
. Что же ты наделала,
деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может
съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым
нарушит ваши права! Красная Шапочка
. А что же делать? Мадам Декларация
. Для начала послушай
мою Статью 3! Выходит Статья 3.
Статья 3.
каждый человек имеет право на
личную неприкосновенность, жизнь и свободу! Красная Шапочка
. Уважаемая Статья 3,
помогите мне пожалуйста! Статья 3
. пойдем, Красная Шапочка, Волка
догоним и постараемся его образумить! Красная Шапочка.
Спасибо Вам большое!
Пойдемте! Мадам Декларация
. Ну вот, друзья, вы и
познакомились со мной и некоторыми моими
помощницами! Но это еще не все! Вы с нами еще
обязательно встретитесь! Выходят статьи
. Все хором
. Изучайте ваши права!
Итоговое занятие для проверки и
закрепления знаний эффективнее проводить в виде
сказочной викторины (Приложение)
Правильный ответ обучающихся отмечается
значком Правосудия. В конце сказочной викторины
предлагается детям составить синквейн
1. Слайд 1
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на
неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц»,
лиса).
2. Слайд 2
В какой сказке и кто воспользовался правом на
свободное передвижение и путешествовал на
прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница»,
лягушка)
3. Слайд 3
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и
свободный труд за вознаграждение, держал кукол в
рабстве? («Приключения Буратино»,
Карабас-Барабас)
4. Слайд 4
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько
раз подвергался попыткам посягательства на его
жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
5. Слайд 5
Кто из сказочных женщин пользовался правом на
свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
6.Слайд 6
В какой сказке народ свободно наслаждался
искусством бродячих артистов? («Бременские
музыканты»).
Вопросы по сказке «Приключение Буратино»:
1. Схватив Шушару за хвост,
Буратино нарушил ее право на
...? (личную неприкосновенность
2. Буратино продал свою азбуку и не
воспользовался правом на...? (бесплатное
образование)
3. Буратино хотел попасть в театр, у него было
право...? (наслаждаться искусством)
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса
пытались отнять деньги и лишить Буратино ...? (принадлежащего
ему имущества)
5. Полицейские, ворвавшись в каморку папы
Карло, нарушили его право на...? (неприкосновенность
жилища)
6. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной
работы, потому, что не имел права на...? (свободный
труд и вознаграждение за него, защиту от
безработицы)
Задания:
Докажите, что Карабас-Барабас нарушал права:
– на личную неприкосновенность, свободу, жизнь;
– содержал кукол в рабстве;
– жестоко обращался с куклами;
– на свободное перемещение;
– на свободу убеждений и их высказывание;
– на свободный труд и вознаграждение за него;
– на отдых, досуг, отпуск;
– на образование;
– на достойный жизненный уровень.
Отгадай сказку
1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено
право ребенка на заботу? ("Двенадцать
месяцев". Мачеха послала сироту в декабрьскую
стужу в лес за подснежниками и приказала не
возвращаться без них.)
2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро
нарушено следующее право ребенка: "Ребенок
имеет право отдохнуть, поиграть,повеселиться"?
("Золушка", или "Хрустальный башмачок".
Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на
бал, а заставили ее переделать много домашних
дел.)
3. В какой сказке замечательного детского
сказочника X. К. Андерсе на нарушено право
ребенка: "Дети имеют право жить со своими
родителями, и никому не позволено их
разлучать". ("Снежная королева". Из
бедного, скромного домика бабушки Снежная
королева увезла маленького Кая в свой огромный
ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь
мири пару коньков в придачу.)
4. В какой сказке С. Михалкова нарушается право
малышей спокойно жить в своих домах и
чувствовать себя хозяевами? ("Три
поросенка". Волк разрушил домики двух поросят
игрозился разрушить третий.)
5. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право
ребенка: "Ребенок не обязан быть как все"? ("Гадкий
утенок". Его били, щипали, гнали отовсюду за то,
что он был не как все.)
6. В какой сказке один долгожитель, не
пользующийся успехом у женщины, совершает
похищение молодой и красивой женщины с целью
вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий
достаточного жизненного опыта, раскрывает
секрет долголетия и возвращает себе законную
жену? ("Царевна-лягушка".)
7. В какой сказке одна дама, воспользовавшись
добрым поступком своего мужа, использует его для
обогащения и для продвижения по служебной
лестнице, но впоследствии теряет все из-за
безмерной тяги к стяжательству? (А. С. Пушкин
"Сказка о рыбаке и рыбке")
8. В какой сказке женщина крайне неопределенных
лет замышляет похитить чужого ребенка, используя
для этого летательные аппараты. Одновременно в
сказке уделяется внимание вопросам
своевременного сбора урожая, пользы изделий из
ржаной муки и тому, как в результате
бесхозяйственности молоко утекает реками? ("Гуси-лебеди")
9. Героиня, какой сказки, облаченная в дорогую, не
имеющую государственного клейма шубу, явилась в
гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж
ей понравилась архитектура строения? И к кому
только ни обращался хозяин о выселении гостьи,
пока действия ее не были квалифицированы как
незаконный захват жилища. ("Заячья
избушка", или «Лиса, заяц и петух".)
10. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную
репутацию, под вывеской милой и обаятельной
личности совершило покушение на семь
несовершеннолетних душ, но было разоблачено и
сурово наказано? ("Волк и семеро козлят ")
11. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило
принцип "от каждого по способности, каждому по
труду" и присвоило заработную плату
трудящегося? Последний учинил самосуд, причинив
должность ному лицу тяжкие телесные повреждения.
(А. С. Пушкин "Сказка о попе и о его работнике
Балде".)
12. В какой сказке рассказывается о коварстве
красивой женщины„которая дала отраву своей не
менее красивой сопернице с целью ее устранения: о
тяжких последствиях этого поступка и о
недопустимо больших затратах на погребение? (А.
С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях".)
13. В какой сказке личность, во всех отношениях
очень серая, осуществляет коварный план убийства
двух лиц, и лишь благодаря своевременному
вмешательству общественности все кончается
благополучно? (Ш. Перро "Красная шапочка".)
Учащимся 5-6 классов можно предложить более
трудные задания. Например, в диалоге ответить
сказочному герою, основываясь на статьях
Декларации прав человека:
1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!».
Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня
имущества)
2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не
имеешь права посягать на мою жизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за
моего сына». Дюймовочка:... (Не имеешь права
нарушать мое право на свободный брак)
4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка,
отворите-ка». Козлята:... (Не имеешь права
вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)
5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку
топить, кашу варить». Маша:... (Не имеешь права
посягать на мою свободу)
6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне
его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его
жизни)
Иногда мы предлагаем инсценировать эпизод из
сказки, комментируя нарушения соответствующих
статей Декларации прав человека:
1. Чернавка: «Скушай яблочко, мой свет,
благодарствуй за обед». Царевна откусывает
яблочко и падает мертвым сном. (Комментарий:
Чернавка посягнула на здоровье и жизнь царевны)
2. Курочка Ряба снесла яичко. Мышка бежала,
хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Комментарий:
мышка посягнула на неприкосновенность чужого
имущества).
3. Отелло: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?».
Душит Дездемону. Она умирает. (Комментарий:
Отелло нарушил право человека на жизнь и
неприкосновенность). |