Цели.
- Познакомить учащихся с важнейшими
человеческими качествами, являющимися
общечеловеческими ценностями.
- Развивать творческие, художественные
способности подростков.
- Продолжить формирование интереса к истории
России, воспитание чувства любви к Отечеству.
Оборудование: мультимедийное
оснащение; костюмы, соответствующие
историческим эпохам.
Ход мероприятия
1 ведущий – ученик: "Здравствуйте
уважаемые педагоги и учащиеся гимназии!
Кафедра обществоведческих наук
проводит неделю истории, обществознания и права.
План мероприятий обширен: мастер-классы,
открытые уроки, коллективные творческие дела.
Наша встреча, посвященная обсуждению важнейших
человеческих качеств, открывает предметную
неделю.”
2 ведущий – ученик: "На протяжении
истории своего существования люди, общество
выработали правила поведения, правила общения в
разных ситуациях, передавая их по наследству,
фиксируя в нормах морали. И многие нормы стали
общечеловеческими ценностями С появлением
государства эти правила были оформлены в виде
законов.”
1 вед.: "И сейчас мы с вами увидим, как
шло формирование общечеловеческих ценностей,
норм поведения и общения у народов России на
протяжении веков. Большое влияние оказала
христианская православная вера, которую Русь
приняла в 988г.”
1 сцена. Нагорная проповедь Иисуса
Христа.
Женщина с дочерью слушают проповедь,
по окончании встают, кланяются и уходят.
(Транслируется запись Нагорной проповеди по
тексту Библии для детей .)
2 вед.: "И князья, и холопы, и смерды
учили детей уму-разуму по заповедям божьим.
Великий киевский князь Владимир
Мономах составил поучение своим сыновьям
"Поучение детям ”, в котором призывает чтить
старших, жалеть слабых, гордиться своим народом и
страной.”
2 сцена. "Поучение Владимира
Мономаха” .
Выходит князь и садится. Сыновья,
поклонившись, становятся рядом.
– Батюшка, зачем звал нас?
– Да, батюшка о чём речь поведёшь?
– Сыны мои, хочу уму-разуму вас
поучить. Дети мои, слушая эту грамотку, примите ее
в сердце свое, и не ленитесь, но усердно
трудитесь, но за всем наблюдайте. Лжи
остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и
тело. Везде, куда вы пойдете и где остановитесь,
напойте и накормите просящего. Ни правого, ни
виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
Больного навестите, доброе слово молвите
человеку. Жену свою любите. Что умеете хорошего,
того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи.
– Прошу, сыны мои, чтить сии заповеди.
– Батюшка, отче наш, обещаем чтить
уроки твои.
2 вед.: "В XIII веке татаро-монгольское
нашествие установило иго над Киевской Русью,
которое длилось 2,5 века. Но Москва, объединив всех
русичей, сбросила ненавистное иго. И вела их
неугосимая вера, не забывались заповеди прошлых
лет! Это и помогло выстоять нашим предкам!”
З сцена. "Домострой”.
Мать с дочкой в горнице сидят с
прялкой.
– Доченька, сосед Фёдор посватался к
нам. Люб он тебе?
– Да, матушка, он мне нравится. Хочу
замуж за Фёдора.
– Трудное дело, доченька, быть женой.
Дом в чистоте надо содержать, за скотиной
ухаживать, еду готовить. Да жена мужа почитать
должна.
– Да, матушка, столько дел. А дети
пойдут...
– Детей любить надо, уму разуму учить,
чтобы старших слушались. Мне эти заповеди моя
матушка передала, и ты им следуй и детям своим
накажи.( Встают, дочь кланяется.)
1 вед.: "Время бежит. Россия
семимильными шагами идёт вперёд, "прорубая окно
в Европу”. Строятся заводы, открываются школы
арифметические, медицинские, появляется новая
мода. А что же происходит с нравами?”
4 сцена. "Юности честное зерцало”.
Выходят два ученика, толкают друг
друга.
– Тише, учитель идёт.
– Наш император Пётр I подумал и о вас,
отроках. И написал книгу "Юности честное
зерцало”. Во первых должны дети отца и матерь в
великой чести содержать. И когда от родителей что
им приказано бывает, всегда шляпу в руках
держать, возле их не садиться. У родителей речей
перебивать не надлежит, не прекословить. Без
спросу не говорить. Когда родители их спросят, то
должны они отозваться тотчас и не дерзостно
ответить. Никто сам себя много не хвалит и не
унижает. Младой отрок должен быть бодрым,
трудолюбивым, прилежным.
– Отроки, и вы должны следовать этим
правилам.
2 вед.: "ХХ век— век революций,
полётов в космос, мечтаний о коммунизме. Сейчас
вы увидите, как происходил приём во Всесоюзный
Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи.”
5 сцена. "Приём в комсомол”.
Идёт заседание комитета ВЛКСМ школы.
Секретарь комитета: "Открываю
заседание комитета ВЛКСМ школы №19. На повестке
один вопрос: приём в комсомол”. Входит кандидат в
члены комсомола. 2-ой комсомолец: "Татьяна,
расскажите "Моральный кодекс строителя
коммунизма”. Татьяна:"Моральный кодекс в себя
включает преданность делу коммунизма,
добросовестный труд на благо общества,
коллективизм и товарищескую взаимопомощь,
честность и правдивость, нравственную чистоту,
взаимное уважение в семье, заботу о воспитании
детей”. Секретарь: "Вопросы к Татьяне есть? Нет?
Голосуем”. ( Вручают значок и билет члена ВЛКСМ.)
3 ведущий – учитель: "Ребята,
образное представление о том, как шло
формирование правил поведения и общения в нашей
стране, вы получили. А сейчас мы с вами поговорим
об увиденном и услышанном”.
Вопросы для беседы.
1. 0 каких человеческих качествах шла
речь? Какие человеческие качества ценились
нашими предками?
2. А какие качества на ваш взгляд более
важные? И почему?
3 вед.: "Мы с вами живём в 21 веке —
веке информационного общества. Какие качества вы
бы приветствовали и почему?” ( Беседа.)
– Вы заметили, что качества, которые
ценились в прежние времена, и качества, которые
вы приветствуете, одни и те же: порядочность,
честность, трудолюбие, уважение друг к другу,
взаимопомощь, любовь. Вы перечислили важнейшие
качества, которые являются общечеловеческими
ценностями на протяжении многих веков. Я рада
вашему выбору. Но превыше всего — честь и
совесть!”
Завершение мероприятия. Все участники
поют:
– По воле рока так случилось,
Иль это нрав у нас такой,
Мы ищем следствие причины,
Не признаём в делах покой.
Но на судьбу не стоит дуться,
Там у других вдали, бог весть,
А здесь у нас дела найдутся,
Была бы честь, была бы честь.
Не вешать нос, эй, гимназисты!
Дурна ли жизнь иль хороша.
Единый парус и душа,
Единый парус и душа,
Судьба и Родина едины!
|