Школьников привлекают разнообразные формы внеклассной работы: у них
появляется возможность удовлетворить свои интересы и наклонности,
проявить способности, а иногда и дарования. К сожалению, не в каждой
сельской библиотеке есть книги, которые хотелось бы использовать при
подготовке внеклассных мероприятий, иногда нет и достаточного опыта в их
организации; много времени уходит на обдумывание и составление
программы вечера.
В настоящее время практическую помощь в проведении внеклассной
работы оказывает, как ни странно, телевидение. Телепередачи "Что? Где?
Когда?", "Счастливый случай", "КВН", "Поле чудес" - стали любимыми
передачами для многих учащихся. Эти интеллектуальные игры легко
трансформируются в узкопредметные внеурочные занятия. Учащиеся с большим
желанием участвуют в них, проявляя творческую активность.
Привожу описание одной игры, трансформированной мною из
телепередачи. Она проводится по правилам соответствующей телевизионной
игры "Умники и умницы".
Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят а) ордена
"умников" по числу вопросов. б) дорожки трех цветов (с
клетками-квадратами), в) вопросы и задания (они должны требовать
логического мышления и умения применять знания в новых условиях).
Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая - из трех, зеленая -
из четырех; дорожки во время игры расстилаем на сцене.
Вначале выявляем троих "умников". Для этого необходимы 15-20
вопросов. Ответившему правильно и полно на очередной вопрос вручается
орден. Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки.
Особенности дорожек:
- на красной - игрок не должен ошибаться, ему задают всего один
вопрос;
- на желтой - должен верно ответить на один из двух предложенных
вопросов, он имеет право на одну ошибку;
- на зеленой игрок должен ответить правильно хотя бы на один из
трех вопросов.
Прошедший свою дорожку становится "умником" и садится
на "трон". Не прошедший - присоединяется к "теоретикам". Далее игра
идет между умниками.
Участники игры получают либо оценки в журнал, либо награды.
"Отборочные" вопросы
- Нарисуйте траекторию движения
- центра колеса велосипеда относительно дороги;
- точки на ободе колеса относительно дороги;
- точки на ободе относительно центра колеса.
- При каком условии летчик летящего истребителя может
рассмотреть пролетающий мимо артиллерийский снаряд?
- Нарисуйте траектории движения иглы швейной машины относительно
машины и прошиваемой ткани.
- На сколько скорость 72 км/ч больше скорости 10 м/с?
- Тело, брошенное вертикально вверх, упало обратно. Начертите
графики изменения его координаты, скорости и ускорения.
- Какие из приведенных уравнений описывают равномерное движение:
- a) X = 2t + 3;
- б) х = 5t 2;
- в) х = 3t;
- г) v == 4 - t;
- д) v == 7;
- е) v = 2t + З?
- Автомобиль движется по шоссе со скоростью 100 км/ч. Назовите
тело, относительно которого его скорость равна 0.
- По графикам рис. 1 и 2 определите скорости тел.
|
|
Рис.1 |
Рис.2 |
- Посмотрите на рис. 3 и скажите, как двигался велосипедист.
|
Рис. 3. |
- Перед вами рис. 4. Определите скорость тела через 3 с после
начала движения.
|
Рис. 4. |
- Проанализируйте графики, изображенные на рис. 5. Опишите
характер движения тел.
|
|
Рис. 5. |
Рис.6 |
- Определите по графику, который представлен на рис. 6, как
двигалось тело в разные интервалы времени.
- Зависимость скорости тела от времени задана формулой и =
12-4t. Запишите уравнение движения, если X0=5..
- Изменится ли ускорение падающего вертикально вниз тела, если
сообщить ему начальную скорость?
- Каковы особенности и закономерности свободного падения тел?
- Сокол, спикировав отвесно на свою добычу, достиг скорости 100
м/с. Какое расстояние пролетел при этом хищник?
- Первый участок пути поезд прошел за полчаса со скоростью 60
км/ч, а остаток пути в 120 км за 1,5 ч. Найдите среднюю скорость
движения.
- Постройте график движения по его уравнению: v = 3 + 2t.
- Определите вид движения, описываемого каждым из уравнений: х1
= 3t + 4t2, х2= -3t -4t2, х3
= -3t + 4t2; х4= 3t - 4t2; х5
= -4t2; х6= It + 3; х7 = 3t.
- Установлено, что человек может безопасно для жизни прыгнуть
лишь с высоты 2 м. С какой скоростью он достигнет при этом земли?
Вопросы для определения дорожки
- Два камешка выпущены из рук с одной и той же высоты один после
другого. Будет ли меняться расстояние между ними при падении?
- Рассадочная машина обеспечивает для растения во время посадки
состояние покоя относительно земли, но при этом не прекращает движения.
Как это достигается?
Вопросы для состязания умников
- Для игрока на красной дорожке. Даны: шарик, секундомер,
измерительная лента. Определите ускорение свободного падения.
- Для игрока на желтой дорожке.
- Что установил Г. Галилей, исследуя свободное падение тел?
- Перед вами рис. 7. Как определить ускорение шарика на участке
В?
|
Рис. 7. |
- Для игрока на зеленой дорожке:
- Два шара одновременно и с одинаковой начальной скоростью начали
движение по поверхностям А и С (рис. 8). Сравните их скорости в точках В
и В'.
|
Рис. 8. |
- Какая формула "спрятана" за графиком на рис. 9?
|
Рис.9. |
- Едущий по дороге велосипедист крутит педали. Каково при
этом движение педалей: поступательное или вращательное?
Для вовлечения в работу зрителей, особенно приглашенных младших
школьников, мы проводим с ними забавную игру типа телеперадачи "Устами
младенцев" на основе устных "микросочинений" о свете, тепле,
электричестве, магнитах. Вот выдержки из этих сочинений:
Свет
Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть и у
автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и
искусственным. Без него было бы мрачно.
Без него никто бы не работал. И мы бы не учились. С ним и ночью в
лесу не страшно. Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети
плохо спят.
Кошкам он не очень нужен. Летом его очень много. Зимой мало. Без
него растения растут белыми. Он может быть красным, белым и зеленым.
Магнит
Он есть в стереоколонке. Он хорошо прилипает к некоторым вещам. Мой
папа приклеил им или фото в машине. Он полезен человеку, что он лечит
некоторые болезни.
У него нет голоса, но без него в телевизоре исчезает звук. Без него
дверь шкафа все время открывается. С ним быстро можно найти потерянную
иголку.
Им пользуются в школе на уроках. Если их два, с ними можно играть.
Одной стороной они липнут друг к другу, другой нет. Они любят очень
прилипать к разным железкам.
Тепло
Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы
его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи
лепешки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для
этого нужны фабрики с трубами.
Когда его очень много, хочется в душ. Когда его очень мало, мы не
можем жить. У него странное поведение: наверху его всегда больше, чем
внизу.
Когда оно есть, все люди веселые и ходят на работу и в школу, а
когда его нет, дети прячутся по домам. Животные и растения получают его
от Солнца.
Предлагаем еще ребятам-зрителям быстро составить загадки на
предложенную физическую тему. Вот несколько из них.
- Об энергии: "Она нужна всем. Когда работают, ее теряют".
- О работе: "У тех, у кого нет сил, она равна нулю".
- О двигателе: "Это "сердце" практически любой техники".
- О весах: "Мой предмет - знак зодиака".
- О рычаге: "Наш помощник и простейший механизм. Им может быть
даже лом".
Что это?
|