Цели и задачи:
- познакомить учащихся с истоками письменности, правилами написания письма;
- прививать интерес к эпистолярному жанру, развивать умение применять различные виды письма;
- воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,
магнитофон, записи музыки, реквизит для игры: форма почтальонов,
почтовый ящик; бейджи с номерами, открытки, костюмы, плакат с темами
сочинений.
Первое отделение
Учитель:
Приветствую вас всех, друзья!
Рада видеть вас сегодня я.
В окошко солнышко глядит,
Душа ликует и летит.
Слушайте внимательно,
Будет занимательно!
Любя и уважая, учитель ваш, Наталья.
- Было ли необычным моё приветствие?
- А если бы я это приветствие написала на бумаге, что бы получилось?
- Можно ли письмо назвать формой общения? Почему?
- Для чего служит письмо? (передача фактов, мыслей, чувств)
- Какие бывают письма? (деловые, личные, дружеские, поздравительные)
- Назовите известные вам формы письменного общения? (записка, открытка, заявление, докладная, объяснительная и др.)
- А как вы думаете, когда у людей возникла необходимость писать письма? (со времён появления письменности)
- Совершим путешествие в далёкое прошлое…
Ученик-ведущий: Давным-давно, когда люди не умели
писать и сообщать друг другу известия, был один человек, который
создал письменность. Нам об этом рассказал американский поэт Генри
Лонгфелло так живо и красочно, будто сам всё видел в « Песне о
Гайавате». Русскими стихами пересказал её писатель И. А. Бунин.
Легендарный вождь горевал, что люди не могут передать свои знания и
умения.
Индеец (рассказывает):
При свиданье с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают.
Ученик-ведущий: И вот для того, чтобы ничего не
забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и
чувства, Гайавата изобрёл письменность.
Индеец:
Из мешка я выну краски,
Всех цветов я выну краски
И на гладкой, на берёсте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес — дугу над нею,
Для восхода — точку слева,
Для заката — точку справа,
А для полдня — на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре — время ночи,
А волнистые полоски —
Тучи, дождь и непогоду.
Учитель: Так появилось рисуночное письмо. Письмо было написано, а трудности в передаче информации остались. Почему?
Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если
написавший придавал письменным знакам одно значение, читающий –
другое, то ничего хорошего не получалось.
Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в одной из своих сказок «Как было написано первое письмо».
Ученик (в костюме): Жила-была маленькая девочка
по имени
Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья. А
попросту её звали Таффи.
Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду
карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала,
что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое
копьё.
В это время, по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка.
Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры
она процарапала акульим зубом такие рисунки.
Папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести,
самого незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести.
Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые
встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в
руке.
Таффи подумала, что на этих картинках всё понятно. Однако, Незнакомец
«прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи
– вождь племени и что он в опасности.
«Если я не приведу племя этого вождя ему на помощь, его убьют враги,
которые подкрадываются с копьями со всех сторон»,- подумал он (за
врагов он принял бобров, которых было много). « Я пойду и приведу ему
на выручку всё его племя», - решил Незнакомец.
Учитель: Как вы думаете, что произошло дальше?
Ученик (в костюме): Мама «прочла» письмо так:
Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал руку, напугал девочку и что
целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (опять сбили с
толку бобры).
Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а главный вождь
племени сказал: « О,
Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-ты-такая-шалунья,
ты сделала великое открытие!..»
Учитель: Какое открытие сделала девочка?
(Написала первое письмо.)
- Существуют ли правила написания письма?
(Формулирование правил с пояснениями.)
Запись на слайде:
- Аккуратность, грамотность. Если письмо личное, нужно писать от руки; деловое – можно напечатать.
- Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо (ты или Вы).
- Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить.
- Прощание, пожелание удачи, надежда на скорую встречу. Подпись.
Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.
ИГРА «НАПИШИ МНЕ ПИСЬМЕЦО…»
Критерии оценки.
- Аккуратность.
- Краткость, оригинальность.
- Поэтичность.
Участвуют все присутствующие, у каждого бейдж с номерком. Пишут
записки и опускают в почтовый ящик, почтальоны разносят «письма»
адресатам, а в это время звучит музыка, все танцуют, общаются. Через 10
мин. приглашаются желающие прочитать своё послание, как самое лучшее.
Оценивает зал аплодисментами (кому достаются овации). Победителям
вручаются поздравительные открытки.
Второе отделение
(Звучит музыка П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»).
Учитель: 18-19 век… Век галантных кавалеров и
пышных платьев, возвышенных чувств и французских романов. Расцвет
эпистолярного жанра: послания в альбомах, любовные записочки,
романтические письма на надушенной бумаге.
(Девушка в бальном платье читает «Письмо Онегина к Татьяне» А. С. Пушкина).
Ученик-ведущий: «Здешняя бумага имеет такой
аппетитный вид и так приятно покупать здесь перья, что трудно
удержаться, чтобы не писать», - писал А. П. Чехов из Ниццы. Его героя и
письмо, которое тот написал, знают все, даже дети.
(Подготовленный ученик читает письмо Ваньки Жукова из рассказа А. П. Чехова «Ванька»).
Учитель: Соблюдал ли Ванька правила написания письма? Что вызвало улыбку? (обороты речи, адрес, указанный Ванькой)
(Звучит музыка «Священная война», на экране фронтовые фотографии, письма с фронта).
Учитель: В годы самой страшной войны именно письма
стали той ниточкой, которая связывала солдата с домом, давала силы,
надежду. Летели треугольные голуби с передовой в далёкие родные города,
села и деревушки и обратно. Это они спасали жизни, это они одержали
победу.
(Подготовленный ученик в гимнастёрке и пилотке читает стихотворение К. Симонова « Жди меня»).
Учитель: Нужны ли сегодня письма? Какой вид письма появился в наши дни?
(Электронные письма через Интернет, SMS).
Сохраняются ли для них общепринятые правила?
КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ПИСЬМО».
(Вывешивается плакат с предложенными темами):
- Письмо президенту.
- Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
- Моему учителю.
- Письмо моей семье.
- Хочу рассказать тебе о своем родном крае.
- Письмо ветерану.
- Помоги нам выжить… (письмо жителям планеты от диких животных).
Итоги конкурса подводит МО учителей русского языка по истечении 7
дней после объявления конкурса. Победители определяются в возрастных
группах: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы. |