Вечер «ПОКА ГОРИТ СВЕЧА» (вечер городского романса)
20.12.2010, 13:35:08
Звучит романс. На
слова Б.
Пастернака «Зимняя ночь»
По окончании
романса
зажигаются все свечи на столах, за которыми сидят участники вечера.
Ведущий. (Под
музыку
романса «На заре ты меня не буди») Зарождение русского романса началось
во
второй половине XVIII века. И вот уже два с половиной века русские
романсы
покоряют слушателей своей лиричностью, задумчивостью,
непосредственностью
передаваемых в них чувств. Своим происхождением романс обязан русской
песне.
Вначале мало чем он от нее отличался. Его исполняли на фортепиано в
домашнем
кругу, в помещичьих и дворянских домах.
Но особенно
популярным
романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко
передавала интимные переживания автора романса. Мягкая лирика романса
волнует
душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсу
сохраняется и в наши дни.
Звучат романсы.
Дай, милый друг,
на
счастье руку
Сл. и муз. К.
Лучта
Если жизнь не
мила вам,
друзья,
Если сердце
терзает
сомненье,
Вас рассеет
гитара моя,
В ней тоски и
раздумья
забвенье.
Припев:
Дай, милый друг,
на
счастье руку,
Гитары звук
разгонит скуку.
Забудь скорее
горе злое,
И вновь забьется
ретивое.
Я спою вам,
друзья, про
любовь,
Всех страданий
виновницу
злую.
Каждый вспомнит
свою
дорогую,
И душа очаруется
вновь.
Припев.
Звучат
романсы "Калитка" (Сл. А. Будищева (редакция
А. Обухова), муз. А. Обухова) и "Отцвели хризантемы" (Сл. В. Шумского,
муз. Н.
Харито)
Ведущий. А сейчас
послушайте после лирических романсов совсем другие - с озорным
оптимистическим
утверждением. Звучит романс.
Мне все в жизни
трын-трава
Муз. неизвестного
автора
Праздником
светлым вся жизнь предо мною
Развернулась,
улыбнулась
упоительно мгла.
Я играю, слез не
знаю,
Мне
все в жизни трын-трава.2 раза
Зависть людская
меня не
тревожит,
Пусть свободно,
что
угодно,
Про меня кричит
молва.
Злое слово мне не
ново.
Мне все в жизни
трын-трава.2 раза
Ведущий.
Прозвучали русские
городские романсы. А теперь послушаем цыганские романсы.
Но фактически они
не
являются цыганскими, это произведения русских авторов, почему их назвали
цыганскими, трудно сказать. В последней четверти XVIII века граф Орлов
выписал
из Молдавии в Россию цыганский хор, пение которого ему полюбилось. Но в
то
время цыгане мало имели красивых лирических песен, и тогда они стали
петь
произведения русских авторов и делали это так мастерски, настолько
зажигательно, проникновенно, что слушатели воспринимали исполняемые
цыганами
песни как цыганские романсы. Послушайте один из них.
Звучит романс.
Не уезжай ты, мой
голубчик
Сл. и муз. Н.
Пашкова
Не уезжай ты, мой
голубчик!
Печальна жизнь
мне без
тебя.
Дай на прощанье
обещанье,
Что не забудешь
ты меня.
Припев:
Скажи ты мне,
скажи ты
мне,
Что любишь меня,
что
любишь меня.
Скажи ты мне,
скажи ты
мне,
Что любишь меня.
Когда порой тебя
не вижу,
Грустна,
задумчива хожу,
Когда речей твоих
не
слышу,
Мне кажется, я не
живу.
Припев.
Ведущий. Очень
популярен и
любим слушателями романс «Темно-вишневая шаль», но авторы его слов и
музыки
неизвестны.
Я о прошлом
теперь не
мечтаю,
И мне прошлого
больше не
жаль,
Только многое мне
напомнит
Эта
темно-вишневая шаль.
В этой шали я с
ним
повстречалась,
И любимой меня он
назвал,
Я стыдливо глаза
закрывала,
А он нежно меня
целовал.
Говорил мне:
«Прощай,
дорогая!
Расставаться с
тобою мне
жаль.
Как к лицу тебе,
слышишь,
родная,
Эта
темно-вишневая шаль».
Я о прошлом
теперь не
мечтаю,
Только сердце
затмила
печаль,
И я молча к груди
прижимаю
Эту
темно-вишневую шаль.
Ведущий. Сейчас
вы
услышите романсы, об авторах которых было мало что известно, их имена
долгое
время замалчивались, а произведения выдавались за цыганские романсы.
Красивый
замечательный романс «Прощай, мой табор» и по сей день считается
цыганским, а
на самом деле его сочинил русский автор Б. А. Прозоровский, имя которого
было
окружено тайной вплоть до 1991 г., когда к столетию со дня его рождения
вышла
радиопередача, авторы которой Елена и Валерий Уколовы. Почти никто не
знал,
что за человек скрывается за этой фамилией - Прозоровский, когда он жил,
чем
занимался. Произведения его выходили с припиской «автор не известен». Б.
А.
Прозоровский прожил трудную жизнь. С детский лет любивший музыку, он
долгое
время скрывал свое сочинительство, так как в дворянской семье, из
которой он
вышел, считалось непристойным быть музыкантом. Концертной музыкальной
деятельностью он смог заниматься лишь в тревожные годы революционных
событий.
Попав на Кавказ, где обстановка была относительно спокойной, в 20-е годы
он
начинает выступать с Тамарой Церетели, впоследствии ставшей известной
исполнительницей
романсов. Их дуэт пользовался огромным успехом. Романсы композитора
выходили
большими тиражами. Но это длилось недолго. В нашей стране началась
борьба с
«цыганщиной», Б. А. Прозоровский, как лидер жанра, был арестован,
осужден. Его
сослали на Беломорканал. После окончания строительства канала он
вернулся в
Москву, через некоторое время композитор опять был отправлен в ссылку,
уже в
Сибирь, откуда он не вернулся. Так закончилась жизнь этого одаренного
человека.
Несмотря на все выпавшие на долю Прозоровского жизненные испытания, его
музыка
полна оптимизма и задора.
Звучит романс.
Прощай, мой табор
Сл. В. Маковского
Цыганский быт и
нравы
стары,
Как песни те, что
мы поем.
Под рокот струн,
под звон
гитары,
Жизнь прожигая,
зря живем.
Припев:
Прощаюсь нынче с
вами я,
цыгане,
И к новой жизни
ухожу от
вас,
Не вспоминайте
меня,
цыгане!
Прощай, мой
табор, пою в
последний раз!
Цыганский табор
покидаю.
Довольно мне в
разгуле
жить!
Что в новой жизни
ждет
меня, не знаю,
А в прошлой не о
чем
тужить.
Припев.
Сегодня весел с
вами я,
цыгане,
А завтра нет меня
- совсем
уйду от вас...
Не вспоминайте
меня,
цыгане!
Прощай, мой
табор, пою в
последний раз!
Ведущий. А теперь
послушайте романсы Б. И. Фомина, чья творческая биография сложилась
тоже
весьма трагично.
Звучат романсы.
Только раз
Сл. П. Германа,
муз. Б. И.
Фомина
День и ночь
роняет сердце
ласку,
День и ночь
кружится
голова,
День и ночь
взволнованною
сказкой
Мне звучат твои
слова.
Припев:
Только раз бывают
в жизни
встречи,
Только раз
судьбою рвется
нить,
Только раз в
холодный
серый вечер
Мне так хочется
любить.
Тает луч забытого
заката,
Синевой окутаны
цветы.
Где же ты,
желанная когда-то,
Где, во мне
будившая
мечты?
Припев.
Твои глаза
зеленые
Сл. К.
Подревского, муз.
Б. И. Фомина
Так хочется хоть
раз, в
последний раз поверить,-
Не все ли мне
равно, что
сбудется потом.
Любви нельзя
понять, любви
нельзя измерить,
Ведь там на дне
души, как
в омуте речном.
Припев:
Пусть эта глубь
бездонная,
Пусть эта даль
туманная
Сегодня нитью
тонкою
Связала нас сама.
Твои глаза
зеленые,
Твои слова
обманные
И эта песня
звонкая
Свели меня с ума.
Проглянет утра
луч сквозь
запертые ставни,
А все еще слегка
кружится
голова,
В ушах еще звучит
наш
разговор недавний,
Как
струнный перебор, звучат твои слова.
Припев.
3. Не нужно
ничего, ни
поздних сожалений... Покоя все равно мне больше не вернуть. Так хочется
хоть
раз, на несколько мгновений, В речную глубину без страха заглянуть.
Припев.
Ведущий. Б. И.
Фомин был
музыкально одаренным человеком, он - потомок М. В. Ломоносова. Родился в
семье
врача. Ввиду исторических событий в те времена (первая мировая война,
гражданская война), он не смог получить музыкального образования, но ему
помогли талант и упорство в самообразовании. Возвратившись после
окончания
гражданской войны в 1921 г. в Москву, он увлекся театром, сочинял
детские
балеты, ему сопутствовал успех. Но критики ставят ему клеймо дилетанта,
певца мещанства.
Он начинает заниматься жанром романса. Огромную известность ему принес в
1924
году романс «Только раз бывает в жизни встреча». А несколько позднее
большими
тиражами были изданы и мгновенно раскупались его романсы: «Дорогой
длинною»,
«Твои глаза зеленые», «Эй, друг, гитара». Но к концу 20-х годов в нашей
стране
старинные романсы были запрещены. Б. И. Фомин болезненно это переживал.
Композитор много сделал для развития романса. Более 20 лет его квартира
была
вокальной мастерской для известных певиц Т. Церетели, К. Шульженко, Л.
Черной и
многих других. В годы Великой Отечественной войны песни Б. И. Фомина
были очень
популярными, композитор верил, что критика, которой постоянно
подвергалось его
творчество, гонение - это лишь временное заблуждение, что его романсы
все
равно будут звучать, будут жить. Он был прав. Звучит романс (из
репертуара
Петра Лещенко).
Дорогой длинною
Сл. К.
Подревского, муз.
Б. Фомина
Ехали на тройке с
бубенцами,
А вдали мелькали
огоньки...
Эх, когда бы мне
теперь за
вами,
Душу бы развеять
от тоски!
Припев: Дорогой
длинною,
Дорогой лун ною,
Да с песней той,
Что вдаль летит
звеня.
И с той
старинною,
Да с
семиструнною,
Что по ночам так
мучила
меня.
Да, выходит, пели
мы
задаром,
Понапрасну ночь
за ночью
жгли,
Если мы покончили
со
старым,
Так и ночи эти
отошли!
Припев.
В даль родную
новыми
путями
Нам отныне ехать
суждено!
Ехали
на тройке с бубенцами,
Да теперь
проехали давно!
Припев.
Ведущий.
Закончилась часть
нашего вечера, посвященная так называемым цыганский романсам. А теперь
давайте
послушаем романсы, созданные уже в наше время. Кто написал романс
«Любовь
стараясь удержать», неизвестно, и наши попытки найти автора не
увенчались
успехом.
Звучит романс.
Любовь стараясь
удержать...
Любовь стараясь
удержать,
Как шпагу тянем
мы ее...
Один - к себе за
рукоять,
Другой - к себе
за
острие./ 2 раза
Любовь пытаясь
оттолкнуть,
На шпагу давим мы
вдвоем.
Один - эфесом
другу в
грудь,
Другой - под
сердце
острием. / 2 раза
И кто слабеющей
рукой
Клинок не в силах
удержать,
Когда-нибудь
любви иной
Возьмет спокойно
рукоять.
/2 раза
И рук, сжимающих
металл,
Ему уже не будет
жаль,
Как будто он не
испытал,
Как режет сталь,
как режет
сталь. /2 раза
Ведущий.
Интересна история
романса «Белой акации гроздья душистые». До революции это был известный
салонный романс, а затем, взяв его мелодию и сочинив новый текст,
создали
революционную песню «Смело мы в бой пойдем». И только в настоящее время
старинный романс вновь вернулся к нам.
Звучит романс.
Белой акации
гроздья
душистые...
Сл. А. Пугачева,
муз.
неизвестного автора
Белой акации
гроздья
душистые
Вновь аромата
полны,
Вновь разливается
песнь
соловьиная
В тихом сиянии
чудной
луны!
Помнишь ли лето:
под белой
акацией
Слушали песнь
соловья?..
Тихо шептала мне,
чудная, светлая:
«Милый, поверь
мне! навеки
твоя».
Годы давно
прошли, страсти
остыли,
Молодость жизни
прошла.
Белой акации
запаха
нежного,
Верь, не забыть
мне уже
никогда...
Ведущий.
В одной из
телепередач, посвященных поэту С. Есенину, его сестра Александра
вспомнила, как
однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой
хибарки»;
была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко
горели.
Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит
костер
рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он
написал
стихотворение «Отговорила роща золотая», его положил на музыку
композитор Г.
Пономаренко.
Звучит романс.
"Отговорила роща золотая"
Сл. С. Есенина,
муз. Г.
Пономаренко
Ведущий.
Наш современник,
композитор А. Спиридонов написал более 50 лирических, военных,
сатирических
песен. Кроме того, он сам является прекрасным исполнителем. Слушатели
не раз
отмечали высокий профессионализм его игры на гитаре. Послушаем его
романс.
Звучит романс.
Колдовство
Пока ты спишь,
пока метели
дуют,
Я над тобою тихо
поколдую.
Горячий лоб
ладонью
остужу.
Про доброе тебе
наворожу.
Чтобы тебе не
плакаться, а
праздновать,
Чтобы тебя,
пригожего, не
сглазили,
Доверчивого,
чтобы не
обидели,
Чтоб други или
недруги не
выдали.
Пока ты спишь,
усталый и
измученный,
Пока снега
колышутся
поземками,
Я отведу печали
неминучие,
Руками неумелыми и
тонкими.
Чтобы тебя морока
не
морочила,
Напраслина
людская не
порочила,
Чтоб маятою
маятной не
маялся,
Перед судом
неправедным не
каялся.
Я поколдую над
тобой украдкою,
Пока метель
лютует
беспросветная,
Все горести твои
да будут
краткими,
Да будет грусть
высокою и
светлою.
Пока ты спишь,
пока метели
дуют,
Я над тобою тихо
поколдую,
пока ты спишь.
Ведущий. Яркий
образец
современного романса - романс «Очарована, околдована» (Сл. Н.
Заболоцкого,
муз. М. Звездинского).
Звучит романс.
Очарована,
околдована,
С ветром в поле
когда-то
обвенчана.
Вся ты, словно в
оковы,
закована,
Драгоценная ты,
моя
женщина.
Не веселая, не
печальная,
Словно с темного
неба
сошедшая.
Ты и песня моя
обручальная,
И звезда ты моя
сумасшедшая.
Пред твоими
склоняюсь
коленями,
Обниму их с
неистовой
силою,
И глазами, и
стихотворениями,
Обожгу тебя -
горькую,
милую.
Что прибавится -
не
убавится,
Что не сбудется -
то
позабудется,
Отчего же ты
плачешь, красавица?
Или все это мне
только
чудится?
Ведущий. Подошел к
концу
наш вечер русского городского романса. В народе существует поверье, что
горящая
свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у
него
есть надежда. Поэтому мы заканчиваем вечер романсом А. Макаревича «Пока
горит
свеча». Желаем всем, чтобы надежда была всегда с нами. Звучит романс.