Оформление: класс оформлен в виде литературного
салона – столы с белыми скатертями, свечи в подсвечниках, свет
приглушён или выключен; участники и зрители рассаживаются за столы,
ведущие - сбоку за журнальным столиком; подиум также освещён свечами,
перед подиумом несколько кресел, на нём стул для исполнителей романсов. Музыкальное и видео оформление:
проектор, слайды с
портретами поэтов и их возлюбленных, аудиозаписи романсов.
Большую часть романсов исполняли учащиеся под аккомпанемент гитары. На вечере прозвучали:
-романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл.
А.К.Толстого)
-романс «То было раннею весной…»(Муз. П.И.Чайковского, сл.
А.К.Толстого)
-романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.
-романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)
-аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с приветом…»
-романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…»
-аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу…» в
исполнении Аллы Баяновой.
-романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз. П.И.Чайковского, сл.
А.А.Фета)
- романс А.Суханова «На качелях»
Действующие лица: ведущие, А.Толстой, П.Виардо,
А.А.Фет, Т.А.Кузьминская, М.Н.Толстая, юноши и девушки, одетые в
бальные платья, фраки – посетители салона.
Ведущий:
Сегодня я несколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе
перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон
очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.
Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса
Тем живее её соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым моё время продли. Б.Ахмадуллина
«Романс о романсе»
Русский романс любим многими людьми. Сегодня мы с вами собрались на
вечер, посвященный русскому романсу второй половины 19 века. Сначала мы
узнаем немного об истории возникновения романса.
Родиной романса считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке
странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово
романс происходит от итальянского «романсе», что значит «романский»,
т.е. исполняемый на романском (итальянском) языке. Романс – это
небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения
обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.
В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».
В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова,
которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви,
неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске
по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.
Они уносят дух –властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утомить:
Душа, безумная, томиться и желает –
И петь, и плакать, и любить.
Зарождение русского романса началось во 2половине 18 века. И вот уже
два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей
лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них
чувств.
Своим происхождением в России романс обязан русской песне и вначале
мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем
кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным стал
романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко
передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара
стали единым целым.
Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором всё в цветенье и разгаре.
«Сияла ночь, луной был полон сад». А.Передреев
Романс – авторское произведение. У него должен быть поэт, сочинивший
стихи, и композитор, написавший музыку. Иногда и поэт, и композитор
могут выступать в одном лице. Но главное – нужен был импульс, который
заставлял человека раскрыть своё сердце. И часто таким импульсом была
случайная встреча, любовь с первого взгляда. Тогда из под пера поэтов
второй половины 19 века появлялись удивительные по своей красоте
стихотворения, которые были полны музыкой.
Сцена 1
Ведущий: Встреча двух известных людей, чья любовь
была примером для многих поколений, встреча самая романтическая, самая
красивая, подарила миру строки замечательного стихотворения «Средь
шумного бала…». Это встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи
Андреевны Миллер (демонстрируются слайды).
Звучит романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл.
А.К.Толстого)
Ведущий: Поэт, романист, драматург А.К.Толстой писал
своей жене Софье из Дрездена: Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого)
: « Вот я
здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу
и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не
могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить
без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, я плачу над этим
письмом, как плакал двадцать лет тому назад…» Ведущий
: Двадцать лет назад он увидел её впервые
«средь шумного бала, случайно…». Началась эта романтическая история
драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым
человеком – полковником Л.Ф.Миллером. До замужества она пережила
трагедию – она была увлечена князем Вяземским, из-за этого увлечения
один из её братьев был убит на дуэли. Не был и Толстой счастлив, он
томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве.
История их отношений – это борьба за то, чтобы стать самими собой в
любви, в жизни. Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого)
: «Кровь
застывает в сердце, что я могу потерять тебя – я говорю себе: как ужасно
глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной
тени: всё вокруг лишь свет и счастье…» Ведущий
: Музыку к этому стихотворению, как и к
следующему, написал П.И.Чайковский в 1878 году, через три года после
смерти А.К.Толстого. Музыка этих романсов столь чистая, нежная,
целомудренная, как и стихи.
Звучит романс «То было раннею весной…» (Муз. П.И.Чайковского, сл.
А.К.Толстого)
Сцена 2 Ведущий:
На стихи Тютчева создано много красивых,
лиричных романсов (демонстрация слайдов).
В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь
он знакомится с 16-летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью
прусского короля Фридриха – Вильгельма III. Она была побочной сестрой
другой дочери короля – русской императрицы Александры Фёдоровны,
супруги Николая I. Ф.И.Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая
поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств. В 1824
году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти
полный…»
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живёт и будет жить во мне;
Он нужен ей, как небо и дыханье…
В 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи
портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля
Людвига I, чьей красотой и обаянием восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин и
царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева – барона
А.С.Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней.
В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча
Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал
стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало
популярным романсом. Музыку к романсу писали С.Донауров, Л.Малашкин и
некоторые другие композиторы. Однако наибольшую известность романс
получил в переложении замечательного певца Ивана Семёновича
Козловского. Он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время
считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты –
сборник произведений Л.Д.Малашкина.
Звучит романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл.
Ф.И.Тютчева.)
Сцена 3 Ведущий:
Существуют две версии появления следующего
романса.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые…
Первая версия состоит в том, что Тургенев написал эти стихи в ноябре
1843 года, всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной
Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 года он
написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, исключая вашего
взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Вторая же - более лиричная. Этим строкам мы обязаны встрече
И.Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, – год
знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём» Виардо (девушка в бальном платье в окружении подруг):
«Мне
его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и
плохой поэт» Ведущий:
Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине
Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил
избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой
любви.
Звучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)
Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь
одному его произведению, как это случилось в творчестве музыкального
деятеля и композитора А.М.Абаза, написавшего романс на стихи
И.С.Тургенева «Утро туманное».
Музыку к стихам Тургенева сочинил офицер лейб-гвардии гусарского
полка Эраст Абаза, одаренный музыкант- любитель, прекрасно игравший на
гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в
июне 1855 года.
Вплоть до наших дней авторство музыки романса «Утро туманное»
приписывается певице Варваре Абаза – жене одного из братьев Эраста.
Вероятно, она в своё время не воспротивилась тому, что её посчитали
автором музыки этого произведения, или вообще не придавала большого
значения авторству.
Сцена 4 Ведущий:
Много стихов Фета было положено на музыку
ещё при его жизни. В 40-50 годах 19 века эти романсы то и дело звучали в
салонах Москвы и Петербурга. Заглянем в один из таких салонов. Звучит аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с
приветом…»(
демонстрация слайдов).
Разговор посетителей салона:
-Ну откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая
непонятная лирическая дерзость?
- При чем тут дерзость?
- Так точно, живо передать буйство чувств, охватившее влюбленного
человека!
- Читая Фета, иногда ощущаешь, что не поэт, а сама нежность и
гармония выводят эти дивные строки.
-Звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не
буди…»
-«Мотыльковая школа русской поэзии…»
- Да его стихи нужны для оклеивания стен вместо обоев, или для
заворачивания сыра и рыбы…
- Толстый крепостник, сухой, жесткий, чёрствый.
Ведущий: Но никто из них не мог ответить на один
вопрос –как этот человек мог создавать такие нежные, красивые
человечные стихи. Почему идут года, проходят десятилетия, а фетовские
розы, тюльпаны, кусты сирени, яблони так же свежи, как в тот день, что
расцвели. -звучит аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего
не скажу…» в исполнении Аллы Баяновой.
Фетовские стихи – впечатления понравились читателям. Сладкозвучная
музыка его стихов привлекала музыкантов. Романсы на стихи Фета с
удовольствием исполняли в артистических салонах обеих столиц. Даже
семидесятилетний Фет не изменил своим творческим взглядам, из под его
пера появляются всё новые и новые шедевры лирической поэзии. Фет:
«В реальной жизни и так много страданий, грязи,
пыли житейской. Соловьи всё равно будут клевать прекрасных бабочек,
цветы и листья – вянуть, плоды – терять свежесть. Поэтому поэт должен
спешить увековечить прекрасные мгновения жизни» Ведущий:
Тончайший лирик, он глубоко чувствует
красоту и делится с нами своим восторгом и волнением, вызывая у
читателя подобные чувства. -звучит начало романса П.И.Чайковского «Сияла ночь…»
Это прекрасное стихотворение навеяно пением Т.А.Кузьминской, родной
сестры жены Льва Толстого. Её прекрасное пение вызвало у Фета сильное
переживание, которое он выплеснул в чудесные строки, ставшие романсом. Кузьминская Т.А.:
В 1864 году мы гостили у Дьяковых в
Черемошне. Хозяин, Дмитрий Алексеевич, был большой любитель музыки,
сам немного умел петь.… По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так
было и в этот день. Приехали Феты, Соловьёвы, отец и сын, гостила Мария
Николаевна Толстая с двумя дочерьми…
Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе,
меня смущала мысль, что Фет так много слышал настоящего хорошего пения,
что меня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему
пению. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается
звучнее, как я овладела им…
Афанасий Афанасьевич два раза просил меня спеть романс Булахова на
его слова «Крошка» (можно прочитать стихотворение или поставить
грамзапись романса).
Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду,
залитыми лунным светом, перекрикивали меня.… Это было так странно, как
их громкие трели мешались с моим голосом. А.А.Фет:
Когда вы поёте, слова летят на крыльях.
Повторите его. Мария Николаевна:
Вот увидите, что этот вечер не
пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь… Кузьминская Т.А.:
Мария Николаевна была права. На
другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошёл Фет.
Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мною
небольшой листок бумаги с написанными стихами… и сказал: А.А.Фет:
В память вчерашнего Эдемского вечера! Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз.
П.И.Чайковского, сл. А.А.Фета)
Ведущий:
Распахнутое красоте сердце поэта рождало
одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра,
трепет молодой жизни, влюблённая душа, жаждущая счастья, - всем этим
наполнены стихи истинного лирика.
Мы уже говорили, что фетовская мелодичность, напевность привлекали
многих композиторов. В наши дни тоже появляются песни на его стихи.
Прослушайте романс «На качелях», который написал и исполнил А.Суханов. -звучит романс А.Суханова «На качелях»
Поэт А.Н.Майков, живший в 19 веке, подметил: «в
каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении –
своя поэзия». Послушайте, как он выразил эту мысль в стихотворении
«Октава».
Пусть говорят: поэзия – мечта, горячки сердца бред ничтожный,
Что мир есть мир пустой и ложный, и бледный вымысел – красота.
Пусть так! Но в полдень листьев шепот так полон тайны,
Шум ручья так сладкозвучен, моря ропот глубокомыслен,
Солнце дня с такой любовию приемлет пучина моря,
Лунный лик так сокровен, что сердце
внемлет во всём таинственный язык;
И мы невольно всем явленьям даруем жизни красоты,
И этим милым заблужденьям и верим, и не верим мы!
Гармония стиха божественные тайны не думай разгадать по книгам
мудрецов;
У брега сонных вод, один бродя случайно, прислушайся душой к шептанью
Тростников, дубравы говору: их звук необычайный прочувствуй и пойми…
В созвучии стихов невольно с уст твоих размерные октавы польются,
Звучные, как музыка дубравы.
Ведущий: Наш вечер подошёл к концу. За такое
короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доли
многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку
любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И
если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок
нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается
сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво
увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой
особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных
страстей и жизненных идеалов.
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Е.Долматовский.
|