Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. Цель: Сформировать у учащихся представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя Задачи: Познакомить с произведением ранее неизвестного автора. Развивать познавательную активность и творческие способности. Воспитать любовь и трепетное отношение к матери. Оборудование: Портрет А.П.Платонова, таблички с годами жизни и главными словами из текста. Ход урока: 1. Орг.момент 2.Актуализация знаний. Вступительная беседа. - Ребята, скажите, кого вы любите больше всего на свете? (маму) - А мамы вас любят? Заботятся о вас? А вы? (Дети зачитывают свои сочинения) З.Рассказ об Андрее Платоновиче Платонове. А.П.Платонов (Климентов) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже.
В своих воспоминаниях он пишет:. Деревню же я до слез любил... В ямской
были огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты... Колокол «Чугунной»
церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние
вечера. Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. По окончании начал работу. Он был старшим сыном.
Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его
характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем. В его произведениях
нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые
разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас. - Сегодня мы познакомимся с одним из произведений А.П.Платонова — «Разноцветная бабочка». 4. Работа над произведением: 1. Работа над первой частью а) чтение первой части. б) беседа и выборочное чтение. - Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине) - Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся) - для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек) - Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того что бабочка не летает). - Что говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!) - Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.
(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через
самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого
не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;). Это
предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого. в) Озаглавливание первой части. - Как можно озаглавить первую часть? Тропинка в неизвестность. детство на берегу моря. (На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.) - Как вы думаете, что будет дальше? (Прогнозы детей). 2. Работа над второй частью. а) Чтение б) Беседа и выборочное чтение. - Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку) Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая? - С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой). - Что необычного было в ней? Прочитайте.
(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких
Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что
свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.) - Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.) - Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос
матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю) - Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный) - Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен) - Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда) в) Озаглавливание второй части. - Как можно озаглавить вторую часть? Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание. - Как вы думаете, что будет дальше? З. Работа над третьей частью. а) Чтение. б) Беседа и выборочное чтение. - Где оказался Тимоша? (На дне пропасти) - Почему здесь было так много бабочек? - Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них) - Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь) - Как это характеризует его? - Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: < Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..») - Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время,
смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в
Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет,
тогда и ты будешь») в) Озаглавливание третьей части дорога к возвращению. Это счастье — путь домой. - Что будет дальше? Как будут развиваться события? 4. Работа над четвертой частью. а) Чтение б) Беседа и выборочное чтение. - Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал). - Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени) - Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя) Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я) - Почему он не увидел мать? (Ослеп) - Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью) - Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну) 5. Работа по вопросам после текста 6. Итог урока - О чем хотел сказать писатель? (о вечной материнской любви)
|