Цели и задачи. Углубленное прочтение пьесы Шекспира «Гамлет».
Решение проблемного вопроса: кто Гамлет: герой ли антигерой? Трагизм
судьбы Гамлета. Место Гамлета в современном мире. Анализ
психологического состояния героев пьесы. Теория литературы: повторение понятий «трагедия», «конфликт». Развитие умений сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы поступков; Развитие творческого мышления. Воспитание нравственное: как остаться чистым душой в обстановке, где зло неизбежно. Оборудование: видеомагнитофон, фильм Козинцева «Гамлет». Эпиграф:
Гамлет! Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко:
это жизнь человеческая; это человек, это вы, это я , это каждый их нас… В.Г. Белинский.
Предварительное задание: прочитать пьесу Шекспира «Гамлет»,написать
отзыв на одну из тем: «Я читаю Гамлета», «Неожиданный герой». На этапе эвокации (побуждения к действию)учащимся предложены следующие задания: 1. Словосочетание «Странные герои». Выстроить ассоциативный ряд(звуковой, зрительный, вкусовой) 2. зрительный, вкусовой) 3. Поставить + там, где вы видите силу героев, - там, где вы видите слабость, ? – сомнение. 4. Написание текста под названием «Странные герои». Выступление учащихся. Слово учителя.
-К числу странных героев вы отнесли Гамлета и самого Шекспира(хотя бы
потому, что до сих пор идет спор об авторстве). Сущность гения
удивительна: даты жизни, век драматурга возвращают нас в далекое
прошлое, но строки его созвучны современности. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Шекспира (на английском языке). Демонстрация домика Шекспира.
Постановка проблемы урока: кто Гамлет – герой или антигерой? Последний
бой Гамлета. Он истекает кровью, может быть, он останется жить? Демонстрация последних кадров кинофильма «Гамлет» (гибель Гамлета) -Почему Гамлет просит Горацио поведать его историю? Каким бесславьем покроюсь я в потомстве, Пока не знает истины никто. -Кому предназначается этот рассказ и о чем?
Разбивая границы времени, этот рассказ направлен в грядущее. Этот
рассказ о времени и о себе, это места о восстановлении справедливости с
надеждой на понимание. Работа в группах. Реализация. 1. «Я зовусь человек». Так какой же он, Гамлет? - приехал из университета, любит искусство, театр, сам пишет стихи. - способен любить и страдать, испытывает боль и гнев от смерти отца. - любит Офелию, но разочаровывается в ней.
- способен на большую дружбу, оценивает людей по личным качествам, а не
по положению, которое они занимают. Единственный друг –Горацио. - радостно встречает актеров, любит народ. - своенравная сила воли, способность увлекаться борьбой: «Есть прелесть в том, когда хитрости столкнутся лбом». 2. «Весь мир – тюрьма». Противники Гамлета расшатали век, это носители порока. Кто же они? -Клавдий- коварный, расчетливый, добивается престола ценой кровавого преступления, братоубийства. Выступления учащихся на английском языке. Отрывок из пьесы «Гамлет». Диалог Друзья Гамлета. Что можно сказать о них? - Полоний, Розенкранц, Гильденстерн становятся шпионами, Лаэрт – убийцей. Гамлет оказывается во враждебном ему обществе. И трагедия Гамлета в ощущении своего бессилия против этого зла. Чтение монолога Гамлета «Быть или не быть» на английском языке. Демонстрация фильма «Гамлет» (продолжение монолога) Как вы оцениваете игру актера? Соответствует ли это вашим представлениям о Гамлете? О чем этот монолог?
-« Умереть, уснуть – и только». Тема самоубийства развивается. Земное
существование теряет смысл, т.к. жизнь стала невозможной. -
«Ополчась на море смут, сразить их противоборством»- идея борьбы с миром
– тюрьмой. Свидетельство духовного кризиса. Единственное, что
несомненно – это «быть», т.е. бороться, а не просто существовать.
Гамлету чужды цели Лаэрта, его методы борьбы: месть, драка, мятеж,
дуэль. 3. Почему в пьесе так много смертей? Демонстрация фрагмента фильма: сцена спектакля «Мышеловка». Какова цель Гамлета, организовавшего спектакль?
- Это означает объявление войны между Гамлетом и Клавдием. Клавдий
–главный тюремщик, и нужно было обнажить пред всеми облик преступника,
завладевшего троном путем убийства брата. Перед нами другой Гамлет.
Отброшены сомнения и колебания, решительность действий,
изобретательность ума, расчет ан слабость Клавдия- активность
противостоит прежней двойственности и самобичеванию. Спектакль
ошеломил Клавдия: он бежал в растерянности. Гамлету удалось «заарканить
совесть короля». Борьба не на жизнь, а на смерть. Проследить цепочку. -Убийство Полония- Офелия- Лаэрт- королева- король. Одна смерть тянет за собой другую.
Гуманист Гамлет сам разрушает веру в человека, веру в жизнь: жестокость
порождает жестокость, убийство- новое убийство. Стремясь постичь мир,
исправить его, Гамлет умирает. 4.Рефлексия. Дискуссия. В трагедии нет безысходного пессимизма. Как воспринимает Гамлета современный читатель? С каким высказыванием о Гамлете вы согласны? - Гете объяснил трагедию Гамлета непосильностью задачи. - Белинский считал Гамлета борцом. - Тургенев назвал Гамлета эгоистом. Изменилось ли ваше отношение к Гамлету после нашего обсуждения? Однажды Гамлет сказал: «Сударь, у меня нет будущности» Прав ли он? Выступления учащихся. Заключительное слово учителя. |