Тип урока: комбинированный
урок-практикум.
Оборудование: комнатные растения
(традесканция, герань, бегония, узамбарская
фиалка, сансевьера, аспидистра), луковичные
растения, цветочные горшки, скальпель, почва,
песок, дренаж, сосуд с водой, древесный уголь,
таблица «Вегетативное размножение растений»,
кодоскоп.
ХОД УРОКА
Проверка знаний, полученных на
предыдущих уроках: вопросы 1–9 на с.127 учебника (фронтально);
«Проверь свои знания»
1. Какова биологическая роль
разножения?
2. В чем сущность бесполого размножения?
3. Какие виды бесполого размножения вы знаете?
4. Как происходит бесполое размножение у
простейших?
5. Что такое почкование?
6. Какие организмы размножаются почкованием?
7. Встречается ли почкование у растений?
8. Что такое спора?
9. Какие организмы размножаются спорами?
Проверка выполнения домашнего
задания, выполнение заданий 91, 94 в Рабочих
тетрадях (взаимопроверка соседей по парте).
Составление на доске по памяти схемы
«Способы размножения организмов» (один из
учеников).
Вегетативное размножение широко
распространено среди растений. Мы часто видим
заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и
других растений. Новые особи образуются из
надземных или подземных частей материнского
организма. Подобным образом размножаются и
многие культурные растения. Способов
вегетативного размножения много, с некоторыми из
них вы сегодня познакомитесь и, надеюсь, в
будущем будете использовать их у себя в огороде,
в саду или дома.
Сегодня на уроке мне будут помогать
ученики, которые уже освоили на кружковых
занятиях методику вегетативного размножения и
правила посадки растений.
Практическая работа «Размножение
комнатных растений»
К демонстрационному столу выходят 2–3
ученика и рассказывают о последовательности
операций подготовки горшков – с демонстрацией.
Необходимо взять глиняный горшок с
отверстием в дне, предварительно вымытый горячей
водой с мылом или прокипяченный с содой, хорошо
его промыть (можно в растворе марганцовки). Чтобы
к корням растения поступал воздух, на дно надо
положить дренаж (керамзит или черепки), на дренаж
– немного почвы, которую надо полить отстоянной
водой комнатной температуры. Таким образом,
горшки подготовлены для посадки растений.
Далее заранее подготовившиеся ученики
работают в парах. Один демонстрирует
самостоятельно изготовленную кодопленку и
комментирует ее, а другой в это время выполняет
практическую часть. Размножение стеблевыми черенками (укореняются
черенки герани, традесканции, бальзамина или
других растений).
Учитель. Вы на даче нечаянно
сломали куст смородины. Сорт хороший: крупная,
сладкая ягода. Сломали ветки, потом их обрезали, а
вечером сожгли. Правильно ли вы поступили? (Эти
ветки можно было укоренить и таким образом
размножить смородину.)
Размножение подземным побегом –
корневищем (аспидистра, сансевьера).
Учитель. Ирисы – декоративные
корневищные растения. Они цветут в мае–июне, а
затем остаются только листья. Можно ли их
срезать? Почему? А можно ли срезать злостные
сорняки, например пырей? (Через листья
происходит воздушное питание растений и
образуются органические вещества для следующего
года развития, поэтому листья ириса срезать
нельзя, а сорняки необходимо удалять тщательно,
чтобы не только листьев, но и корневищ не
оставалось.)
Размножение подземным побегом –
луковицей (гипеаструм, гемантус, зефирантес).
Учитель. У меня в доме живет
мальчик, мой сосед. Он недавно увлекся комнатным
цветоводством, и у него на подоконнике теперь
стоят горшки с разными растениями. Недавно он
ждал гостей к себе на день рождения и решил
покрасить масляной краской все горшки, чтобы
было красиво. За кисточкой он пришел ко мне. Как
вы думаете, я одобрила его намерения? Почему? (Через
масляную краску не проходит воздух, и корни от
его недостатка могут погибнуть, а значит –
погибнет все растение.)
Размножение надземными побегами –
розетками листьев, усами (камнеломка,
хлорофитум).
Учитель. Если посаженное растение
накрыть банкой и напустить под нее табачный дым,
то растение погибнет. В квартирах, где живут
курильщики, плохо растут цветы. Это еще раз
говорит о вреде никотина: он действует как яд не
только на человека, но и на растения.
Размножение листовыми черенками (узамбарская
фиалка, бегония, сансевьера, глоксиния).
Размножение прививкой.
Этот способ демонстрирует на двух
сортах герани сам учитель и дает определения:
привой, подвой.
Окулировка: 1 – на подвое и привое
делают косой срез; 2 – места среза соединяют так,
чтобы они внизу точно состыковались; 3 – место
прививки тщательно обвязывают
Привой с несколькими листьями
срезается с однолетнего побега герани косо, в
один прием, острым чистым скальпелем или лезвием.
В качестве подвоя подбирается такой же толщины
побег другого сорта герани. На нем делается такой
же косой срез. Плотно соединив привой и подвой,
очень тщательно обвязывают место прививки.
За растениями, которые сегодня
посажены, необходимо ухаживать и наблюдать, как
они будут развиваться.
Размножение одревесневшими черенками
1. Одревесневший побег срезают в конце
зимы – начале весны
|
2. Каждый побег делят, обрезая под почкой,
на черенки 20–30 см
|
3. Черенки прикапывают так, чтобы верхняя
почка оставалась на виду
|
4. Весной черенки помещают вертикально в
субстрат. Верхняя почка должна находиться над
поверхностью земли
|
5.
Землю вокруг черенков уплотняют
|
6. Когда черенки укоренятся, их вынимают из
земли и высаживают на постоянное место
|
Закрепление – составление
схемы «Вегетативное размножение растений»,
заполнение 3-го столбца таблицы.
Вегетативное размножение растений
Органы растений |
Способы вегетативного
размножения |
Примеры растений |
Надземные побеги |
Черенками
Усами
Отводками
Прививкой |
|
Подземные побеги |
Корневищем |
|
Корень |
Луковицей
Клубнем
Корневыми черенками |
|
Лист |
Целым листом
Частью листа |
|
Домашнее задание |