Цель: Показать, что растение - единый целостный организм. Задачи: 1. Образовательная: Закрепить полученные знания о вегетативных органах растений.
2. Развивающая: Развивать память, логическое мышление, умение
сравнивать и делать выводы при работе с гербарием, кодоскопом,
аппликациями. Развивать познавательный интерес, используя интересные
факты. 3. Воспитательная: Прививать любовь и бережное отношение к природе. Методы: Словесно-наглядный, практический. Оборудование:
Гербарий, кодоскоп, красная книга, аппликации органов растения,
магнитная доска, плакат «Тревожный звонок», иллюстративные книги
«Корень», «Стебель», «Лист». Здравствуйте ребята! Сегодня у
нас урок-обобщение по теме «Вегетативные органы растения». Но это будет
необычный урок - это урок-ярмарка. Что же такое «ярмарка», а слово это
означает большой торг, обычно с развлечениями, весельем, музыкой,
торговыми рядами. Ну а товар - это ваши знания. Продав товар мне, вы
приобретете капитал (за правильные и неправильные ответы), которые лучше
хранить в банке, поэтому на столах у вас тоже ярмарочные банки (с
надписью корень, стебель, лист). Итак, однажды встретились на ярмарке друзья корень, стебель, лист и давай хвалится друг перед другом: Корень; Я главный и нужный орган растения; Стебель: Нет, я, главный орган растения.
Лист: Ну уж нет, я всех главней, я всех красивей и нужней. Так долго
спорили друзья, пока не рассорились. Затаили они обиду друг на друга, и
чтобы доказать кто из них важней, кто из них нужней, решили они
выставить свой товар на аукцион - так называется наш первый торговый
ряд. «ЛИЦОМ К ЛИЦУ» (работа в парах) После того, как ребята
объединятся в пары, каждый должен вспомнить и рассказать, обращаясь к
партнеру, о функциях и внешнем строении листа, корня, стебля их
разнообразии. Учащимся можно дать время, (2 минуты) и объяснить, что на
первом этапе идет индивидуальная работа. Выступления учащихся:
КОРЕНЬ: Обратите внимание - это корень. Он является главным органом
растения, без него растение долго жить не сможет. И минеральные
вещества, и вода поступают из почвы в растение через корень. Благодаря
корням, растение удерживается в почве. Посмотрите, какие есть разные
виды корней: 1. Воздушные корни растут в условиях недостатка кислорода, как корни орхидеи. 2. Батат - откладывает в клубневые корни питательные вещества. 3. Корни - опоры, как у баньяна. 4. Корни - присоски питаются соками деревьев, например, как повилика или заразиха.
А какие корни полезные? Из корнеплодов моркови и свеклы можно
приготовить вкусные блюда, в них много витаминов. Даже лекарственными
свойствами обладают корни. Если успокоиться надо - поможет корень валерианы. Если простуда у вас, то здесь не обойтись без корня солодки. Если у вас нездоровые волосы вам поможет корень лопуха. Функции: 1. Укрепляет растение в почве. 2. Участвует в размножении 3. Запасает питательные вещества 4. Поглощает воду и минеральные вещества из почвы. СТЕБЕЛЬ: Постой, дружище, подожди, а ведь вода и минеральные вещества потом по сосудам стебля передвигаются?
Посмотрите, вот без стебля растение жить не сможет. Благодаря
многообразию стеблей растения могут приспосабливаться к различным
условиям окружающей среды. Например, бутылочное дерево и кактусы
запасают влагу в стебле. А какие типы стеблей? Пожалуйста, вот: 1. Прямостоячий 2. Вьющийся 3. Цепляющийся 4. Укороченный 5. Стелющийся 6. Ползучий
При простудных заболеваниях выручит вас луковица, а при ожоге можно
клубни картофеля на терке потереть и приложить, но это еще не все. По стеблю: 1. Передвигаются по нему вещества 2. Участвует в размножении 3. Запасает минеральные вещества 4. Выносит к свету листья
ЛИСТ: Погоди, дружок, не торопись. Видишь, сам говоришь «выносит листья
к свету». Да, солнышко нас любит. Посмотрите, какие красивые листья
-простые и сложные. Из листьев во весь организм поступают органические
вещества. Любого размера есть листья. Микроскопические, как ряска,
гигантские, как Виктория. Есть даже листья, которые питаются внутренним
содержимым насекомых, как например, росянка. А как листья помогают при
простудных заболеваниях? Чтобы успокоиться, можно заварить листья мяты,
мелиссы. С помощью листа происходит: 1. Фотосинтез 2. Испарение воды 3. Дыхание 4. Размножение. Вот какой товар у меня!
После окончания обсуждения можно предоставить слово некоторым парам,
чтобы они поделились своими впечатлениями о проделанной работе. УЧИТЕЛЬ: - Ну что ж, товар у всех хорош!
Беру его я, не раздумывая. Но чтоб друзей нам помирить, придется все
торговые ряды пройти, а так как ярмарки всегда устраивались на
перекрестках торговьгх путей, то и нам на нашем перекрестке подмигивает
«светофор» — это следующий торговый ряд. На столах у каждого
красный, желтый и зеленый сигналы. Я читаю вопрос, варианты ответа на
экране. Выбрав правильный ответ, вы поднимаете соответствующий цвет. 1. Каковы причины передвижения воды в растениях? Красный - движение в клетках цитоплазмы; Желтый - корневое давление и транспирация воды листьями; Зеленый - изменение влажности воздуха. 2. Какие особенности строения листа обеспечивают снабжение его кислородом для дыхания? Красный - наличие устьиц и межклетника Желтый - прозрачность клеток кожицы Зеленый - наличие хлоропластов 3. Как узнать об условиях жизни растений в разные годы? Красный - по толщине коры Желтый - по толщине сердцевины Зеленый - по толщине годичных колец древесины 4. Листья кактуса видоизменены в колючки. Какое это имеет знание? Красный - способствует поглощению воды из воздуха Желтый - обеспечивает надежный запас органических веществ Зеленый - уменьшает испарение воды, защищает от поедания животными. 5. Каково значение транспирацни в жизни растений? Красный - обеспечивает растения энергией Желтый - защищает от перегрева, обеспечивает продвижение почвенных растворов в растении Зеленый - способствует дыханию растений. 6. Клетки кожицы листа прозрачны. Какое это имеет значение?
Красный - обеспечивает проникновение света к хлоропластам. Желтый -
обеспечивает проникновение кислорода внутрь листа. Зеленый -
обеспечивает охлаждение листовой пластины. - Молодцы! Теперь подходим к следующему торговому ряду, это «Растительный ералаш». Ш. Растительный ералаш На карточках задание, которое команда выбирает сама. 1. а) Определить расположение листьев на стебле. б) Зарисовать внутреннее строение листа. 2. а) Определить типы корневых систем. б) Зарисовать внутреннее строение корня. 3. а) Выбрать простые листья, дать определение, назвать жилкование листа. б) Зарисовать внутреннее строение стебля. Хорошо! С этим заданием вы тоже справились! IV. Торговый ряд «Эврика», именно так мы восклицаем, если находим долгожданный ответ на вопрос.
Здесь, на плакате, изображен тюльпан, который рукой - листом набирает
тревожный звонок. Каждой цифре соответствует определенная буква, и если
вы попробуете на диске телефона набрать указанные цифры, то тогда
узнаете и просьбу растения. 2, 4, 5, 4, 7, 10, 3, 1 - 5, 6, 9, 4, 8, 9, 6, 7, 10 (помогите - мало времени!).
Ну вот вы еше раз убедились в том, что растение без воды жить не
сможет. И как бы не были заняты, никогда не забывайте поливать цветы,
другие растения дома и в школе. Давайте посмотрим, что же произойдет с растением, если мы удалим корень? Ответ: растения перестанут получать воды и минеральные вещества, что ведет к отмиранию всего растения. Правильно! А если мы удалим стебель, сможет ли растение существовать без него?
Ответ: нет, растение погибнет, так как и вода, и минеральные вещества, и
органические вещества не смогут передвигаться. А если не будет листьев,
что произойдет с растением? Ответ: растение не сможет дальше
развиваться и погибнет. Значит, какой вывод можно сделать? 1. Все органы растения имеют клеточное строение. 2. Повреждение одного органа вызывает гибель всего растения. 3. Растение - единый целостный организм. Корень: Я прошу друзья забыть как хотел я главным быть. Стебель: Нет, друзья, меня простите, на меня зла не держите. Лист: Дружбу я вам предлагаю. И от всей души желаю Вместе весело нам жить. Будем мы тогда дружить Да, ребята, давайте дружить, любить и беречь природу.
У нас в Казахстане существует закон об охране природы и окружающей
среды. Есть Красная книга Казахстана, куда занесены редкие виды растений
и животных. Существуют определенные правила поведения в природе: что
разрешается, что запрещается. И если каждый из нас будет соблюдать эти
правила, то возможно мы сохраним зеленый мир. А теперь, команды считают
свой капитал, кто больше собрал: 1 место - «5» 2 место - «4» 3 место - «4» В конце урока тесты.
|