Особую роль в активизации знаний учащихся
играет техническое творчество, которое
невозможно без глубоких знаний о
разрабатываемом предмете, без широкого охвата
специфических вопросов, касающихся формирования
эффективного, гибкого, творческого мышления.
Система активизации знаний лицея включает в себя
в первую очередь мероприятия направленные на
развитие культуры умственного труда: разработку
тем исследовательского содержания, решение
учебных и производственных задач на основе ТРИЗ
технологий, проведение факультативов и
семинаров знакомящих с современными
достижениями педагогической и психологической
науки в области интенсификации умственных
процессов, прочного усвоения практических
знаний. Внеклассные мероприятия – составная
часть Системы, которая позволяет решать учебные
и воспитательные задачи в неформальной
обстановке, проявить учащимся своё "Я” в полном
объёме, самоутвердиться в коллективе, обрести
дополнительную мотивацию к своему
самосовершенствованию. Внеклассное мероприятие
проводится в рамках ежегодной технической
декады лицея среди учащихся 1-2 –х курсов, как
финальное мероприятие, на котором подводятся
итоги, определяются будущие задачи.
Цель: Развитие умственной,
познавательной и творческой деятельности
учащихся через знакомство с методами применения
знаний на практике.
Форма занятия: Интеллектуальная
– познавательная игра.
Оснащение:
- Кабинет физики (электротехники),
- фотографии (портреты) выдающихся ученых физиков
с цитатами высказываний по теме,
- стенные газеты подготовленные учащимися к
мероприятию,
- часы и табло для фиксации времени и счета.
(возможно использование мультимедийных средств),
- лучшие рефераты, дипломные работы
предоставленные к мероприятию,
- альбомные листы,
- фломастеры,
- раздаточный материал с техническими заданиями,
- средства музыкального сопровождения конкурсов.
Технология игры:
Из состава учащихся старших курсов выбираются
двое ведущих игру (ими могут быть члены
технических кружков, участники творческих
коллективов или просто желающие). Жюри
составляется из учителей предметников, мастеров
производственного обучения, "знатоков” -
(победителей предыдущих конкурсов, делегатов от
зрителей). Председатель жюри – преподаватель
физики (электротехники), знакомит учащихся с
программой мероприятия, с правилами игры, следит
за регламентом, объявляет итог и вручает
сертификаты, дипломы, призы. В конце игры
подводятся итоги. Группа, участвующая в игре
выставляет 2 (две) команды по 5 человек в каждой.
Команды выбирают название, капитана и девиз,
который фиксируют на плакате и заявляют в жюри.
Учащиеся не вошедшие в команды распределяются
поровну на группы поддержки. За каждой командой
закрепляется свой ведущий, в обязанности
которого входит раздача заданий курируемым
командам, передача выполненного задания жюри,
контроль времени выполнения задания.
Правила игры:
- На решение задания конкурса отводится
определенное время (устанавливаемое ведущими).
- Каждая команда получает по 1 баллу за каждый
правильный ответ по заданию и дополнительный
балл за досрочно выполненное или неординарное
решение.
- Группы поддержки дополняют копилку баллов
своей команды, решением своих заданий.
Правильный ответ плюс 1 балл команде. Неверные
ответы не учитываются.
- По каждому конкурсу – заданию подводятся итоги.
Жюри проверяет правильность ответов и
выставляет счет на табло (или отмечает в
компьютере).
- По итогам игры выбирается: команда, набравшая
наибольшее количество баллов.
- наиболее активные участники конкурсов.
- участники, внесшие оригинальные дополнения,
комментарии
- учащиеся, группы, представившие лучшие
творческие работы
- Победителям вручаются дипломы, призы,
остальным участникам – сертификаты.
План интеллектуально-познавательной
игры:
- организационный момент.
- регистрация участников ведущими
- распространение программы мероприятия среди
членов жюри и участников
- открытие (председатель жюри).
- подведение итогов деятельности лицея за год,
будущие перспективы и предстоящие задачи
- представление жюри, ведущих
- объявление правил игры
- прохождение игры согласно программе.
- вступительное слово ведущих
- "научный доклад” - 1 задание (1 ведущий)
- прения по докладу среди команд и групп
поддержки (ведущие)
- конкурс между группами поддержки ( ведущие)
- конкурс между командами " Чтоб сказку сделать
былью!”. (2 ведущий)
- брейринг " А правда ли это?” (ведущие)
- Подведение итогов и награждение участников
(жюри, председатель).
- Рефлексия.
Всем участникам игры предлагается ответить
на вопросы анкеты:
- Ф.И.О.
- общее впечатление от мероприятия и твоё
настроение
- твои предложения по улучшению игры и
мероприятием в целом
- что тебе наиболее всего понравилось?
Сценарий внеклассного мероприятия.
Звучит музыка - Г. Свиридов "Время вперед”
Проходит регистрация участников за специально
организованными рабочими местами команд,
которые занимают заранее выбранные ведущие.
Участники знакомятся с выставкой (плакаты,
рефераты, творческие и практические работы
ребят), с автографами членов жюри, ведущих
преподавателей. Формируются команды.
Председатель жюри знакомит с итогами работы
лицея, объявляет состав жюри и правила игры,
представляет капитанов команд, ведущих, которым
дает слово.
1 Ведущий. Век электрических свершений
много это или мало? Чуть больше срока жизни
человека. Две границы трех веков. И за столь
короткий миг в истории человечества
". . . сколько нам открытий чудных сготовил
просвещенья дух”.
Ошибки были достиженья, успехи и разочарования.
Песчинка открытий, но какая! Она представлена в
наших газетах (указывает на стенные газеты) в
рубрике "хроника событий”.
2 Ведущий.
- 1834 г. Один из первых электродвигателей.
- 1878 Джозеф Сван изобрел электрическую лампочку
накаливания.
- 1885 Физик Генрих Герц продемонстрировал
существование электромагнитных волн.
- 1926 Джон Лоджи Бэйр передал телевизионное
изображение человеческого лица.
1 Ведущий.
- Создание трамвая.
- Открытие природы электромагнитных волн и
использование их в радиотехнике, телевидении.
- Создание первого компьютера и бытовых
процессов.
- И многое, многое другое!!!
2 Ведущий.
" Всё, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом,
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный
Всё наследие трудов!
Эти слова В.Я. Брюсова точно отражают сделанное
человеком для человека.
1 Ведущий.
Сегодня мы подводим итоги нашей работы. Это
успеваемость, рефераты, дипломные работы,
методические стенды и достижения в спорте,
искусстве. Часть нашей работы представлена в
этой аудитории (указывает на выставку). Мы
гордимся этими работами, и их авторами. Это наш
труд! И как знать, "большое видится на
расстоянии”, может быть малый труд перерастет в
большое достижение. А сейчас мы попытаемся ещё
раз вспомнить научные открытия и объяснить с чем
они связаны. Убедимся насколько крепки наши
знания и как мы можем их применять на практике.
Испытаем себя – готовы ли мы решать творческие
задачи. И так мы начинаем!
2 Ведущий.
Дорогие коллеги! Вашему вниманию
представляется "Научный доклад на тему
"Электрический ток”. Ваша задача отметить
спорные и ложные утверждения сформулированные в
докладе. Каждая ошибка, в докладе
зафиксированная за время его чтения приносит
команде 1 балл. Группы поддержки отмечают ошибки
на своих листах и сдают ведущим. Время, на
выполнение работы до объявления следующего
конкурса. (раздаёт раздаточный материал – текст
доклада) капитанам команд, представителям групп
поддержки.
1 Ведущий.
(зачитывает текст доклада "Электрический
ток”)
1 Ведущий.
Ваша задача отметить максимальное количество
допущенных ошибок в докладе. Перечислить их на
своём листке и предать в жюри. Время оформление
ответов - 3 мин. А теперь обсудим доклад. Что на ваш
взгляд неверно? (Проходит обсуждение доклада)
Конкурс между группами поддержки.
2.Ведущий.
Каждый специалист должен отлично знать
материальную часть своей профессии. С закрытыми
глазами (или в полной темноте) определять тот или
иной прибор, находить неисправность, владеть
инструментом. Попробуем смоделировать такую
ситуацию. Приглашаю 2-х представителей от групп
поддержки. (Представители выходят к двум
заранее приготовленным столам, на каждом из
которых располагается комплект игры "БЕРУШИ”).
Ваша задача – не глядя, на ощупь выбрать в мешке
предмет. НЕ вытаскивая дать ему полную
характеристику. Вытащить и продемонстрировать
присутствующим. Учитываются правильные ответ и
скорость выполнения. Правильный ответ – 1 балл.
Окончание конкурса по первому выполнившему
задание по всем предметам. Победителю
добавляется 2 балла за скорость. (засекает время).
1 Ведущий.
Следующий этап нашего мероприятия. Мы
вспоминаем великих ученых – физиков, Внесших
значительный вклад в мировую науку. Вам будет
показан ряд портретов (фотографии возможно
продемонстрировать через мультимидийный
проектор с компьютера, или цифрового
фотоаппарата). Вы должны назвать ученого и
перечислить его открытия. Правильный ответ – 1
балл. Время выполнения 2 мин. на рисунок (время
также может быть задано таймером слайд- шоу
компьютера).
Конкурс "Чтоб сказку сделать былью”.
Ведущий.
Великий ученый Тесла писал: " Кто
действительно хочет понять всё величие нашего
времени, тот должен познакомиться с историей
науки об электричестве. И тогда он узнает сказку,
какой нет и среди сказок "Тысячи и одной ночи”. (Очерк
"Сказка об электричестве”). Все мы были
маленькими и любили читать сказки. Переживали за
героев, которые силой фантазии писателей
попадали в ту или иную ситуацию. Но мы никогда не
задумывались, что те волшебные силы и устройства,
описанные в сказках, теперь воплощены в жизнь
талантом наших ученых, изобретателей. Сказочники
любили использовать в своих сказках материалы,
которые теперь мы называем электроизоляционными
или проводниками. Например: герой сказки
"Буратино” сделан из дерева – которое нашло
широкое применение в электротехнике и
устройстве подвижного состава. Другой материал -
проводник описан в другой знакомой нам сказке,
вот отрывок из неё: "Все они были сыновьями одной
матери, а значит приходились друг другу родными
братьями. Они были очень красивы: ружьё на плече,
грудь колесом, мундир красный с синим…. Они
лежали все двадцать лет, в картонной коробке. В
ней было темно и тесно…”
Ведущий:
- Из какого материала были сделаны братья?
- Что это была за сказка?
- Где используется данный материал и его основные
виды?
- Какие другие сказки вы знаете, где были бы
задействованы электрические материалы?
Ответы:
- Олово.
- "Оловянный солдатик”. Г.Х.Андерсен.
- Припои типа ПОС, бронза.
- "Золотой ключик”, "Серебряное копытце”,
"Хозяйка медной горы”, "Урфин – Джюс и его
деревянные солдаты”, "Малахитовая шкатулка”
Ведущий:
Мы совершили с вами разминку. А теперь, вспомним
в какой сказке описано устройство широко
используемое сейчас?
- Правильный ответ – 1 балл,
- комментарии дополнительно + 1 балл.
"Государь, ты мой батюшка родимый. Не вези ты
мне золотой серебряной парчи, ни мехов черного
соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне
золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был
от них такой свет, как от месяца полного, как от
солнца красного, и чтоб был от него светло в
темную ночь, как среди дня белого…” (С.Т. Аксенов
"Аленький цветочек”).
Ведущий:
- Что это за прибор?
- Какой электрический закон работает в этом
приборе?
- Кто изобрел этот прибор?
- Какова температура нити накаливания?
Ответы:
- Прожектор, фонарик, лампа.
- Закон Джоуля – Ленца (тепловое действие тока).
- Лампа накаливания с металлической нитью
изобретена А. Н. Лодыгиным 1872г. (1879 – Т.А.Эдисон)
- Вольфрам с примесью оксида тория Т пл = 36600
С. До белого каления.
Ведущий:
…Играй, играй, блюдечко
Катись, катись, яблочко;
Показывай поле, моря,
И широкие луга,
И стрельбу, и пальбу,
И гор красоту
И небес высоту!
("Наливное яблочко, золотое блюдечко”.)
… Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
( "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
А.С .Пушкин.)
Ведущий:
- Что это за сказки?
- В каких электробытовых приборах реализован
принцип зеркальца?
- Назовите марки современных российских подобных
приборов?
- Когда впервые был использован принцип работы?
Ответы:
- "Наливное яблочко, золотое блюдечко”, "Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях”
- Телевизор, компьютер, сотовый телефон.
- "Рубин”, "Томсон”, "Ролсон”, "Рассвет”.
- В 1926 г. Шотландский изобретатель Джон Лоджи
Бэйрд (1888 – 1946) получил первое телевизионное
изображение человеческого лица. 1950г. – Первые
телевизионные системы.
Ведущий
Нашей специальности посвящена сказка.
… Емеля поедем к морю,
- Мне и тут тепло…
- Емеля, Емеля у царя тебя будут хорошо
-Кормить – поить, пожалуйста, поедем,
-Ну ладно. Ступай ты вперед, а я за тобой вслед
поеду.
("По щучьему велению”)
Ведущий:
- Какое транспортное средство использовал Емеля?
- Какое современное транспортное средство по
техническим характеристикам близко ему?
- Какие еще транспортные средства из сказок вы
знаете?
- Назовите год появления трамвая?
Ответы:
- Печь, сани.
- Вездеход – амфибия, внедорожник.
- Ковер самолет , конек- горбунёк, серый волк,
ступа, черт.
- 1880 г., трамвай начало ХХ века.
Ведущий
"Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: "Кири – ку – ку”
( "Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкин)
Ведущий:
В этих строках автор описал весь
технологический процесс работы современного
устройства.
- Что это за устройство?
- Перечислите основные виды приборов выполняющих
ту же роль на электротранспорте, в других
областях?
- На чем основана работа таких приборов?
Ответы:
- Сигнализация, сигналы поворота, фары, звуковой
сигнал; сигналы гражданской обороны, пароходные
ревуны, таймеры кухонных комбайнов, пожарная и
охранная сигнализация.
- На использовании принципа работы фотодиодов,
реле, температурных датчиков, датчиков оборотов.
Подведение итогов конкурса. "Чтоб
сказку сделать былью”
Брейринг "А правда ли это?”
Ведущий.
Финальная часть нашей игры брейнринг "А правда
ли это?” Ваша задача правильно ответить на
вопросы, задаваемые ведущими. Положительный
ответ – 1 балл. Дополнительные комментарии + 1
балл. Время выполнения – 1 минута на вопрос.
Засчитываются ответы, как членов команды, так и
участников групп поддержки. В финале - сдаются
жюри все рабочие записи, всех участников.
Брейнринг. "А правда ли это?”. ( Ведущие
поочерёдно задают вопросы).
Председатель жюри:
А теперь подведем итоги. Перечисляет ход игры,
отмечая результаты, комментируя решения жюри по
каждому этапу. Ведущие уточняют и выставляют
окончательные результаты на табло.
Проводится рефлексия. |