«Историческое значение каждого русского
человека измеряется его заслугами Родине, его
человеческое достоинство – силой его
патриотизма».
Н.Г.Чернышевский
В соответствии со стратегическими целями
государства по обеспечению стабильного и
устойчивого социального развития, укрепления
обороноспособности страны постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005
г. № 422 утверждена ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006-2010 ГОДЫ", которая
определяет содержание и основные пути развития
системы патриотического воспитания граждан
Российской Федерации и направлена на дальнейшее
формирование патриотического сознания
российских граждан как важнейшей ценности, одной
из основ духовно-нравственного единства
общества.
Белгородская земля, богатая своими воинскими
традициями, даёт огромнейший краеведческий
материал для успешной реализации данной
программы в системе начального
профессионального образования.
Цели и задачи:
- На основе новейших научных представлений
выявить основные этапы Великой Отечественной
войны; сущность каждого из них; показать решающий
вклад СССР в победу во второй мировой войне.
- Показать отечественный характер войны,
стойкость и мужество советского народа в борьбе
с фашистскими захватчиками, интернациональный
характер Великой Победы.
- Раскрыть роль личности в истории на примере
полководцев и героев Великой Отечественной
войны.
- На основе изучаемого материала способствовать
воспитанию у обучающихся чувства любви к Родине,
патриотизма и гражданского долга.
- Способствовать формированию и развитию
основных умений и навыков, обучающихся в
различных видах учебной деятельности,
гражданской и личной позиции в понимании
исторического значения Великой Отечественной
войны.
Основные понятия и положения: Отечественная
война, вероломное нападение; стратегическая
инициатива, коренной перелом, Великая Победа.
Тип учебного занятия:учебное занятие
по закреплению и обобщению знаний и умений и
навыков, обучающихся в различных видах учебной
деятельности.
Формы проведения учебного занятия: учебное
занятие-конференция.
Материальное обеспечение учебного
занятия:
- ПК,
- презентация,
- видеоролик «От Москвы до Рейхстага»,
- карта «Вторая мировая и Великая Отечественная
война»,
- таблица «Периодизация Великой Отечественной
войны»,
- таблица-памятка «30 знаменательных дат»,
- документы Великой Отечественной войны,
- доклады и сообщения обучающихся,
- воспоминания ветерана Великой Отечественной
войны Давыдкина Г.А.,
- звукозаписи песен времён Великой Отечественной
войны,
- дидактический материал.
Внутрипредметные и межпредметные связи:
1. История – «Отечественная война 1812г.».
2. Краеведение – «Третье поле русской боевой
славы»,
3. Право – «Священный долг гражданина Российской
Федерации».
4. Литература – М.Ю. Лермонтов «Бородино».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Этап организации занятия
Проверка списочного состава.
Проверка у обучающихся наличия рабочих
тетрадей, учебников, письменных принадлежностей
и других средств обучения.
II. Этап актуализации
«На том стоит святая Русь,
Что в трудный час и лихолетье
Её сыны идут на смерть,
Чтоб обрести навек бессмертье».
- Обучающийся зачитывает выдержку из Конституции
Российской Федерации: Статья 59.
1. Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несёт военную
службу в соответствии с федеральным законом.
- План закрепления и обобщения знаний, умений и
навыков, обучающихся в различных видах учебной
деятельности при изучении заданной темы (Таблица
«Периодизация Великой Отечественной войны»):
Период |
Хронологические рамки |
Основное содержание |
1 |
22.06 – декабрь 1941 г. |
Период отступления и эвакуации.
Развёртывание партизанской войны. |
2 |
декабрь 1941г. – ноябрь 1942 г. |
Период неустойчивого равновесия.
Поражение противника под Москвой. Оборона
Сталинграда. |
3 |
19.11.1942 г.– конец 1943 г. |
Период коренного перелома. Разгром
немецкой армии под Сталинградом. Курская битва.
Битва за Днепр. |
4 |
1944 г.– 09.05.1945 г. |
Завершающий этап Великой Отечественной
войны. Освобождение Европы. Разгром и
капитуляция Германии. |
5 |
09.08.– 02.09.1945 г. |
Завершающий этап второй мировой войны. Разгром
и капитуляция Японии. |
– На основе новейших научных представлений
выявить основные этапы Великой Отечественной
войны; сущность каждого из них; показать решающий
вклад СССР в победу во второй мировой войне.
– Показать отечественный характер войны,
стойкость и мужество народа в борьбе с
фашистскими захватчиками.
– Раскрыть роль личности в истории на примере
полководцев и героев Великой Отечественной
войны.
– На основе изучаемого материала придти к
пониманию понятий: чувство любви к Родине;
патриотизм и гражданский долг; гражданская и
личная позиция понимания исторического значения
Великой Отечественной войны.
- Актуальность изучаемой темы в современной
действительности:
– Какую знаменательную дату мы будем отмечать
в 2010 году?
– Почему эта война называется Великой
Отечественной?
– Сколько Отечественных войн было в истории
России?
- Обучающийся читает отрывок из стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Бородино».
III. Этап закрепления и обобщения знаний и
способов деятельности
Звучит мелодия «Священная война», на экране
плакат «Родина-мать зовёт!», на её фоне вступительное
слово учителя:
– Вчисле первых стоит вопрос о предпосылках
и виновниках развязывания войны. С учетом
новейших достижений отечественной и зарубежной
историографии следует показать, что виновником
развязывания войны стала Германия вместе с
союзными ей странами. Ввопросе о характере
войны также ничего не изменилось и не может
измениться. Это была Великая Отечественная война
советского народа за свободу и независимость
своей страны, одна из самых героических страниц
отечественной истории.
– Предмет особого внимания— причины
временных неудач Красной Армии в годы войны.
Однако с причинами субъективного толка следует,
на мой взгляд, разобраться в мотивах действий
политического и военного руководства страны.
Сучетом фальсификаций последних лет следует
отметить решающую роль Советского Союза в
разгроме фашизма и его союзников и завершении
второй мировой войны.
– Итак повернём колесо истории вспять и
попытаемся дать свою оценку событиям минувшей
войны.
А) Битва за Москву Карта «Вторая мировая и Великая
Отечественная война».
Видеоролик «От Москвы до Рейхстага» (первый
эпизод).
Документ «ИЗ ДНЕВНИКА
КОМАНДУЮЩЕГО ГРУППОЙ АРМИЙ «ЦЕНТР»
ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА Ф. ФОН БОКА. 7.12.1941г.».
Ужасный день. Правое крыло 3-й танковой группы
начало ночь отступать. Вклинения противника
на севере этой танковой группы неприятны. На
правом фланге 9-й армии противник тоже
значительно расширил свой прорыв...
Вполосе 4-й армии противник тоже стал вести себя
беспокойнее, а именно против 4-й танковой группы...
Танковая армия терпит неудачу у Михайлова,
который, неся немалые потери в технике,
приходится сдать. В остальном же отход танковой
армии происходит планомерно.
2-я армия, несмотря на все предостережения,
пробивается дальше на восток, ввязывается в
кровопролитные бои с сильным врагом. Начинаются
потери от мороза.
Вошеломляюще короткий срок русский снова
поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил
на угрожаемые участки фронта новые— из Сибири,
Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою
потерянную артиллерию множеством ракетных
орудий. Сегодня перед фронтом группы армий стоят
на 24 (в основном доукомплектованных) больше
дивизий, чем 15 ноября.В противоположность этому
сила немецких дивизий в результате непрерывных
боев и наступившей суровой зимы уменьшилась
более чем наполовину; боеспособность танковых
войск стала и того меньше. Потери офицерского и
унтер-офицерского состава пугающе велики и в
настоящее время могут быть пополнены меньше, чем
потери в рядовых.
Вопрос: Какие фрагменты в документе
показывают истинные причины поражения немецких
армий под Москвой?
Вывод: Сообщение обучающегося «28
героев-панфиловцев».
Б) «Волжская твердыня» Видеоролик «От Москвы до Рейхстага».
Воспитательный блок «Дом Павлова –
памятник интернационального боевого братства»
– нас разделила политика, но не память.
В) «Огненная Дуга»
Лучшей боевой машиной времён Великой
Отечественной войны стал средний советский танк
Т-34. Эта уникальная машина была создана
на Харьковском паровозостроительном заводе
группой конструкторов под руководством М.И.
Кошкина и принята на вооружение в начале 1939г. Т-34
имел следующие характеристики:
Боевая масса – 26 тонн.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм; два пулемёта 7,62 мм.
Лобовая броня – 45мм.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Броня танка изготовлялась из катаных броневых
листов, а её высокая надёжность достигалась за
счёт их рационального наклона. Высокие ходовые
качества машины определялись применением
мощного дизельного двигателя и широкого
гусеничного полотна. Бронебойный снаряд,
выпущенный из пушки, установленной на танке, был
способен на расстоянии в 500м пробить броню до 70мм.
Технологичность конструкции Т-34 позволила в
короткие сроки наладить его производство на семи
различных машиностроительных заводах. До
появления в 1943г. танков «Тигр» и «Пантера» немцы
не имели аналогов такой бронетехники. Танк
Т-34 стал легендарным символом Великой
Отечественной войны.
- Сообщение обучающегося «Памятники Курской
битвы на Белгородской земле
Г) Великая Победа
Звучит мелодия «День Победы» (Целесообразно
предложить обущающимся спеть эту песню).
Кузьменко Денис: группа №12, курс №1
Прошло 65 лет после того, как закончилась война.
Сейчас многое в нашей жизни изменилось, Россия
стала сильной и процветающей страной. И очень
хорошо, что сейчас нет войны.
Но вот когда приходит праздник 9 мая, то война как
бы вновь возвращается к нам, и потому хочется
вспомнить о тех, кто отдал жизнь за нашу Родину.
Они мужественно сражались с врагом, и потому мы
победили.
Когда я вижу ветерана с орденами и медалями на
груди, и он рассказывает нам о войне, не скрывая
своих слёз, я думаю – какое это было суровое и
тяжёлое время. И мы, молодые, всегда должны
помнить это героическое время и знать, какой
ценой досталась нам наша мирная жизнь.
И ещё я думаю, смог бы я также мужественно
защищать Родину, как наши ветераны?
Думаю, что смог бы, потому что долг каждого
мужчины, защищать свой дом и свою землю.
Глухов Юрий: группа №24, курс №2
Я считаю, что наши ветераны – это живая история
Великой Отечественной войны. Именно они защитили
нашу Родину от разорения. Когда я слышу от
молодых людей, какие-то пренебрежительные слова
по отношению к ветеранам, мне становится стыдно.
Ведь пройдёт немного времени и не кому будет
рассказать нам о той страшной войне. Поэтому мы
должны беречь ветеранов и помогать им во всём.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу
страну. На борьбу с врагом поднялись все
советские люди, поэтому эту войну называют
Великой Отечественной.
Советские люди проявили массовый героизм и не
только на фронте, но и в тылу. Там остались
подростки, старики и женщины, но они не жалели
сил, чтобы снабжать фронт всем необходимым.
Наравне с взрослыми с врагом сражались и дети,
наши сверстники, многие из которых стали героями.
Россия не забывает своих героев, создаются музеи,
мемориальные памятники, которые ведут летопись
войны. Такой музей есть и у нас, в
училище, и мне очень нравится, когда там проходят
уроки, встречи с ветеранами войны. Потому что,
нельзя забывать то, что связано с Великой
Отечественной войной.
Швецгебель Сергей: группа №11, курс №1
Мне трудно судить о том, что такое война. Сейчас
о войне мы узнаём только от ветеранов. Именно они
пережили все её ужасы – боль, разочарования,
смерть.
Кто был виноват в том, что началась война? Конечно
фашисты, именно они напали на нашу землю, хотели
превратить русских людей в рабов. В начале войны
мы терпели поражения и вынуждены были отступать.
Но русский народ держался достойно и сражался с
врагом, не жалея себя.
И мы победили, дошли до самого логова врага и
разгромили его.
Прошло 65 лет, и люди не только с ужасом, но и с
гордостью в сердце вспоминают ту войну. Ветераны
рассказывают нам о войне, а мы восторгаемся –
какое у русского человека большое сердце, и как
оно заполнено любовью к Родине.
Люби свою Родину и знай, ты должен стать её
надеждой и опорой.
Выступление ветерана Великой
Отечественной войны, председателя Совета
ветеранов Яковлевского района Белгородской
области Давыдкина Г.А.
Обучающийся читает стихотворение
«Вахта памяти»
IV. Этап контроля и самоконтроля:
V. Этап информации о домашнем задании
Таблица-памятка «30 знаменательных
дат»
1 |
01.09.1939-02.09.1945 гг. |
Вторая мировая война |
2 |
22.06.1941-09.05.1945 гг. |
Великая Отечественная война |
3 |
01 сентября 1939г. |
Нападение фашистской Германии на Польшу.
Начало второй мировой войны. |
4 |
22 июня 1941 г. |
Нападение фашистской Германии на СССР. Начало
Великой Отечественной войны (план «Барбаросса») |
5 |
08.09.1941-27.01.1944 гг. |
900 дней блокады Ленинграда |
6 |
30.09.1941-02.01.1942 гг. |
Битва за Москву (Немецкая операция «Тайфун») |
7 |
07 ноября 1941 г. |
Парад защитников Москвы на Красной площади. |
8 |
05 декабря 1941 г. |
Контрнаступление советских войск под Москвой.
Провал немецкого плана «Барбаросса» и операции
«Тайфун». |
9 |
17.07.1942-02.03.1943 гг. |
Сталинградская битва. |
10 |
02 февраля 1943 г. |
Завершение операции «Уран» по окружению
немецких войск под Сталинградом. |
11 |
05.07.-23.08.1943 г. |
Битва на Курской дуге. Немецкая операция
«Цитадель» |
12 |
12 июля 1943 г. |
Танковое сражение под Прохоровкой. |
13 |
05 августа 1943 г. |
Освобождение Орла и Белгорода. Первый победный
салют. |
14 |
23 августа 1943 г. |
Освобождение Харькова (операция «Полководец
Румянцев»). Завершение Курской битвы. |
15 |
06 ноября 1943 г. |
Форсирование Днепра и освобождение Киева. |
16 |
Ноябрь-декабрь 1943 г. |
Тегеранская конференция. Создание
антигитлеровской коалиции. |
17 |
06 июня 1944 г. |
Союзники открыли второй фронт. |
18 |
23.06.-10.10.1944 |
Операция «Багратион». Восстановление границ
СССР. |
19 |
август 1944 – апрель 1945 |
Освобождение Восточной Европы. |
20 |
29 января 1945 г. |
Советские войска вступили на территорию
Германии. |
21 |
04-11 февраля 1945 г. |
Крымская конференция в Ялте. |
22 |
16.04-02.05 1945 г. |
Битва за Берлин. Знамя Победы над рейхстагом. |
23 |
25 апреля 1945 г. |
Встреча с союзниками на реке Эльбе. |
24 |
08 мая 1945 г. |
Капитуляция Германии. |
25 |
09 мая 1945 г. |
Освобождение Праги. Великая Победа. |
26 |
24 июня 1945 г. |
Парад Победы в Москве, на Красной площади. |
27 |
17.07-02.08.1945 г. |
Потсдамская конференция стран-победительниц. |
28 |
08.08-24.08.1945 г. |
Разгром японских войск в Маньчжурии. |
29 |
06 и 09.08.1945 г. |
Американцы сбросили атомную бомбу на японские
города Хиросима и Нагасаки. |
30 |
02. сентября 1945г. |
Капитуляция Японии. Окончание второй мировой
войны. |
VI. Этап рефлексии
«Я приду на следующее занятие, потому что…»
|