Цель урока:
- Расширить знания учащихся по эпохе Великих
географических открытий и историческим
личностям, связанным с этой эпохой.
- Закрепить полученные знания на уроках.
Задачи образовательные:
- Сформировать у учащихся представление об эпохе
Великих географических открытий.
- Закрепить знания о причинах и последствиях
Великих географических открытий.
- Развивать у учащихся умения работать с картой и
фотодокументами.
Задачи воспитательные:
- Развивать у учащихся научное мировоззрение об
эпохе Великих географических открытий и
мореплавателях.
- Воспитывать нравственные качества уважения к
истории других народов.
- Формировать умения работать в коллективе.
План урока
- Причины Великих географических открытий.
- Изобретения начала нового времени.
- Представления об устройстве мира в XIV веке.
- Исторические персонажи, связанные с
путешествиями.
- Колониальные владения европейцев.
- Последствия Великих географических открытий.
Основные понятия: Великие географические
открытия, конкистадоры, колония. Бартоломеу Диаш,
Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама.
1488г., 1492г., 1497г., 1519г.
Оборудование: Презентация "Великие
географические открытия” Загрузить презентацию
(5,28 МиБ)
Проблемный вопрос: случайно ли Эпоха великих
географических открытий наступила в XV веке.
Ход урока
I. Оргмомент.
II.
Сегодня на уроке мы повторим тему "Великие
географические открытия”. И попытаемся в конце
урока ответить на вопрос: Случайно ли в XV веке
начинается эпоха Великих географических
открытий?
На доске делается запись: середина XV– середина
XVII века – период Великих географических
открытий. (кадр № 2)
1. Давайте вспомним, почему в XV веке начинает
проявляться интерес к морским путешествиям?
(кадр № 3)
а / перенаселенность Западной Европы;
б / рост городов;
в / развитие торговли (особенно с Востоком);
г / желание покупать предметы роскоши и пряности;
д / нехватка денег в Европе;
е / захват Османской империей Средиземного моря,
утрата морского пути в Индию.
2. Давайте вспомним, что позволило в XV веке
совершать длительные морские путешествия?
а/ использование компаса, астролябия для
определения долготы и широты в море, новые
конструкции парусов – квадратные и косые давали
возможность маневра при встречном ветре (кадр №
4)
б / новые типы судов – каравеллы -30 м длина, 8м
ширина, где размещалось несколько десятков
человек и большие запасы воды и пищи галион –
судно, более крупное по размеру (кадр № 5)
в / карты с более точным очертанием Европы, Азии,
Северной Африки, где нанесена широта и долгота.
Паоло Тосканелли создал карту – путь по морям из
Лиссабона в Индию (кадр № 6)
3. Изучаем карты XV-XVI века.
Какие особенности они имеют? Чем отличаются от
современных карт?
4. Давайте вспомним исторические личности,
которые были связаны с эпохой Великих
географических открытий, направления их
путешествий.
Смотрим слайды "Презентации” (кадр № 7–16)
5. На доске висят портреты путешественников.
Ученики должны найти подписи и поставить годы,
когда были предприняты ими путешествия.
Портреты: Васко да Гамма – 1497г.
Христофор Колумб -1492 г.
Фернандо Магеллан – 1519 г.
Бартоломео Диаш 1488 г.
6. А сейчас мы послушаем небольшой отрывок о
колонизации " новых земель”.
Ответь на вопросы: 1. Что такое Колония? 2. Как
назывался период завоевания этих земель? (Кон
киста) (кадр № 17 – 18)
В тетрадь или в контурной карте отметьте **
владений португальцев, *** – владения испанцев
Выпишите в тетрадь особенности колонизации
этих территорий. Что нового вы узнали из
рассказа?
7. Итак, мы подошли к итогам Великих
географических открытий. Назовите положительные
последствия географических открытий.
а/ разрушение старых представлений о мире;
б/ получены новые данные о Земле – она имеет
форму шара;
в/ новые представления о землях, континентах,
жителях этих территорий;
г/ получили развитие науки – география,
астрономия, история;
е/ складывается единый мировой рынок;
ж/ главные морские пути сместились из морей в
океаны;
з/ появились новые порты – Лиссабон, Лондон,
Амстердам;
и/ новые продукты питания в Европе (кадр № 19).
Назовите отрицательные итоги.
а/ создание новых колоний;
б/ гибель древней культуры Нового Света;
в/ революция цен;
г/ большие жертвы, гибель путешественников,
мирного населения (кадр № 20).
8. Какой же мы можем дать теперь ответ на главный
вопрос урока?
Случайно ли в XV веке начались дальние морские
путешествия и сделаны географические открытия?
9. Тест
10. Д/3. Написать эссе от лица моряка –
участника одного из путешествий.
11. Подведение итогов урока.
|