Цели:
Углубить знания учащихся о великих национальных
поэтах, развивать поэтический слух, учить замечать сходство и различие в
произведениях, воспитывать языковое чутье, любовь к Родине.
Оборудование:
Выставка книг, портреты писателей, иллюстрации,
репродукция с картины И. Левитана «Осень».
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну
поэзии, познакомимся с творчеством великих русских поэтов, узнаем, каких
поэтов принято так называть и почему.
Конспекты уроков внеклассного чтения в четвертом классе
На доске записаны слова: благодатный, уповай,
мятежный, мне кажется, багрец, отдаленные, очарованье, я читаю, я думаю,
обнажила, моченьки нет, борозда.
Учитель
Эти слова нам встретятся на уроке. Давайте
подготовимся их читать. Почему некоторые слова подчеркнуты? Ответы детей.
Подбери синоним к слову «мятежный»? Про кого так говорят?
Что значит «моченьки нет»? Как вы понимаете значение слова «благодатный»?
Составьте с этим словом словосочетание.
Учитель
Мы познакомимся сейчас с произведениями русских
поэтов.
Писателя Василия Андреевича Жуковского (1783—1852)
A.C. Пушкин считал своим учителем. Двадцатилетнему Пушкину он написал:
«Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в
который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Жуковский часто помогал
нуждавшимся, в основном писателям. Часто делал это тайно, чтобы не ставить
человека в неудобное положение.
Чтение стихотворения В.А. Жуковского «Песня».
Учитель
О чем это стихотворение? Какое время года описывает
автор в этом произведении? Какое настроение вызывает стихотворение? Ответы
детей.
Ребята, вы уже знакомы с творчеством М.Ю. Лермонтова,
знаете его стихотворение «Бородино». А сегодня мы почитаем другие его стихи, и
я немного расскажу вам об этом поэте.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 г. Его воспитывала
бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детство этого писателя проходило в
имении бабушки — Тарханы. В детстве он часто болел, и бабушка возила его
несколько раз на Кавказ лечиться. Поэт посвятил этому краю много произведений.
15 июня 1841 г. Лермонтов был убит на дуэли.
Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».
Учитель
Кого подразумевал автор под «одиноким парусом»? Как вы
считаете, «что же ищет парус в стране далекой?» Ответы детей. Учитель
А теперь поговорим о творчестве A.C. Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, прожил всего 37 лет. Он
родился в 1799 г. в Москве. Его воспитывала няня, которую звали Арина
Родионовна. Пушкин хотел, чтобы в России не было крепостного права и верил,
что придет время, когда народ получит свободу. 27 января 1837 г. поэт тяжело
был ранен на дуэли и через два дня скончался.
Вывешивается репродукция с картины Левитана «Осень».
Учитель
Посмотрите на эту картину. Какое время года на нем
изображено? Какие слова можно использовать, чтобы описать эту картину?
Ответы детей.
Чтение стихотворения A.C. Пушкина «Унылая пора! Очей
очарованье!»
Учитель
О каком времени года это стихотворение? Какими словами
поэт описывает в стихотворении осень? Ответы детей. Учитель
Ребята, я хочу рассказать вам еще об одном
поэте-классике, это Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877).
На берегу Волги, недалеко от города Ярославля, возле
села Грешнево, стоял серый, скучный дом, окруженный большим тенистым садом. В
этом доме провел свое детство Николай Алексеевич Некрасов. Детство у него было
невеселое: отец — помещик, грубый человек — жестоко обращался с крестьянами,
притеснял домашних, обижал жену. Маленький Некрасов не любил отца, боялся его.
Мальчик часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам, хотя отец и
запрещал ему играть с ними. А мать радовалась тому, что мальчик живет в дружбе
с деревенскими детьми, узнает их простую, трудовую жизнь,
их печали, радости.
Очень много произведений посвятил Некрасов тяжелой жизни
народа. Он стремился писать просто, понятно, потому что хотел писать не только
о народе, но и для народа. И стихи его доходили до самого сердца людей и будили
в них ненависть к угнетателям, любовь к родине, к ее простым людям, к природе.
Чтение стихотворения Некрасова «Несжатая полоса».
Учитель
Какое время года описывает автор в стихотворении
«Несжатая полоса»? Почему осталась одна «несжатая полоса»? Кто разорял
колосья в поле?
Сейчас мы проведем викторину по стихотворениям писателей-классиков.
Назовите авторов названий стихотворений по следующим отрывкам:
1) «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя...»
(«Зимний вечер» А.С. Пушкина)
2) «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»
(«Бородино» М.Ю. Лермонтова)
3) «Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой...»
(«Детство» И.З. Сурикова)
4) «Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора».
(«Зима недаром злится» Ф.И. Тютчева)
5) «Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».
(«Береза» С А. Есенина)
Итоги урока Учитель
Каких поэтов мы изучали сегодня на уроке? Что общего в
стихотворениях, которые мы сегодня читали? Что воспевают поэты в своих
произведениях?
Ответы детей.
|