Цель урока: формирование
представлений об особенностях композиторского
творчества И.С.Баха.
Задачи:
- формировать понятия полифония, фуга;
- научить определять многоголосие в фуге;
- развивать умение анализировать, сравнивать,
обобщать;
- способствовать развитию интереса учащихся к
творчеству И. С. Баха;
- выявить преобразующую силу музыкальных
произведений И. С. Баха;
- развивать творческую инициативу и
самостоятельность учащихся.
Тип урока – изучение нового
материала.
Жанр урока – тематический.
Оборудование: музыкальный центр,
доска, компьютер с проектором, презентация,
словарь эстетических эмоций
Музыкальный материал: И.С.Бах.
Органная фуга соль минор, Ю. Энтин. М. Минков.
«Дорога добра»
ХОД УРОКА
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!
Б.Дубровин
1. Оргмомент
2. Дыхательная и артикуляционная
гимнастика
Ладошки
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните
руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони
зрителю" – "поза экстрасенса". Делайте
шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и
одновременно сжимайте ладони в кулаки
(хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких
ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4
раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды
– пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и
снова пауза.
Насос (накачивание шины)
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч,
руки вдоль туловища (основная стойка – о.с.).
Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу,
но не касаться его) и одновременно – шумный и
короткий вдох носом во второй половине поклона.
Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка
приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон
и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в
руки свернутую газету или палочку и представьте,
что накачиваете шину автомобиля. Поклоны
делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь,
достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не
прямая, голова опущена.
Кошка (приседание с поворотом)
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч
(ступни ног в упражнении на должны отрываться от
пола). Сделайте танцевальное приседание и
одновременно поворот туловища вправо – резкий,
короткий вдох. Затем такое же приседание с
поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох
носом. Вправо – влево, вдох справа – вдох слева.
Выдохи происходят между вдохами сами,
непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и
выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое,
глубоко не приседать). Руками делайте
хватательные движения справа и слева на уровне
пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в
талии.
Поворот головы
И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Поверните голову вправо – сделайте шумный
короткий вдох носом с правой стороны. Затем
поверните голову влево – "шмыгните" носом с
левой стороны. Вдох справа – вдох слева.
Посередине голову не останавливать. Шею не
напрягать, вдох не тянуть!
Жевательная резинка
Четыре раза слегка прикусить зубами кончик
языка. Повторить 4 раза.
Щеточка
Круговые движения языком между губами и
зубами с закрытым ртом. Тоже самое повторить в
противоположном направлении.
3. Новый материал
Учитель: Сегодня наш урок будет
полностью посвящен творчеству великого
композитора – И.С.Баха. Мы поговорим о личности
этого человека, о времени, когда он жил и творил, о
его музыке. (Приложение 1,
слайд 1)
Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал
один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман.
Вот как он обратился к Баху в стихотворении
«Господину капельмейстеру И.С.Баху»:
«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в
небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые
навыки игры на скрипке он получил от отца,
скрипача и городского музыканта. Мальчик имел
превосходный голос (сопрано) и пел в хоре
городской школы. Никто не сомневался в его
будущей профессии: маленький Бах должен был
стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался
сиротой. Мальчика взял к себе старший брат,
Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем
Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию,
брат обучал его игре на органе и клавире.
Среди достопримечательностей г. Лейпцига особое
место занимает церковь св.Фомы. (Приложение
1, слайд 2) Много лет тому назад во
время богослужения управлял в нем хором и
оркестром великий немецкий музыкант И.С.Бах.
Служба в церкви была не легкой: помимо управления
церковной музыкой, Бах должен был обучать и
воспитывать певчих – учеников церковной школы –
и каждую субботу сочинять по новой
кантате. Бах стремился своей музыкой
пробудить в людях живые человеческие чувства,
а церковные власти боялись, что эта музыка уведет
прихожан из-под их власти.
Баха обвиняли в том, что его музыка слишком
сложна и в то же время слишком народна, что она
мешает верующим сосредоточиться в религиозном
настроении. Бах все время не ладил с церковным
начальством, не раз собирался оставить свою
должность. Только мысль о необходимости
прокормить большую семью останавливала его. А
музыку он все равно продолжал писать такую,
какую ему подсказывало сердце – человечную,
одухотворенную живыми мыслями и глубокими
чувствами
Какие это чувства, ребята? Назовите.
Учащиеся: Любовь, дружба, верность,
милосердие, взаимопомощь, доброта.
Учитель: Бах писал церковную и
светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она
возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и
человеку.
Последние годы жизни композитора были омрачены
серьезной болезнью глаз. После неудачной
операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал
сочинять, диктуя свои произведения для записи.
Смерть Баха осталась почти не замеченной
музыкальной общественностью. О нем скоро забыли.
И только через 79 лет, когда известны композитор
Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с
Берлинской певчей академией одно из самых
великих произведений Баха «Страсти по Матфею»,
музыка приобрела новую жизнь и начала победное
шествие по странам мира.
Самым любимым инструментом Баха был орган (Приложение 1, слайд 3)
Рассказ об органе. (Приложение
1, слайды 4-5 )
Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать
музыкальное произведение И. С. Баха «Органную
фугу соль минор». С помощью словаря эстетических
эмоций определите характер музыки; какие чувства
возникают у вас при слушании этого произведения?
Звучит органная Фуга соль минор. Ответы
учащихся.
Учитель: Фуга (от лат.) означает «бег»,
«движение». Что же бегает в фуге? В фуге «бегает»
один голос, мы называем его темой (Приложение 1, слайд 7).
Учитель наигрывает тему. Вокализация
темы.
Тема в начале звучит в одном регистре, затем в
другом, затем в следующем… но это не значит, что
первый голос прервался.
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя
или отвечая друг другу, все время развиваясь: то
расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча
вместе. Все они одинаково важны. Здесь нет
разделения на главный голос и аккомпанемент.
Такой тип музыки называется полифонией.
(Приложение 1, слайд
7). Таким образом, полифония – вид многоголосия,
где все голоса ведут свои самостоятельные,
одинаково выразительные мелодии. Вершиной
полифонического искусства является фуга
(Приложение 1, слайд 7)
Повторное слушание фуги, отмечая начало
каждой темы поднятием руки.
Учитель: Если одному из голосов нечего
сказать, он некоторое время должен помолчать,
пока не будет, вполне естественно втянут в
беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине
разговора и не должен говорить без смысла и
надобности», – советовал Бах своим ученикам.
Существуют следующие полифонические жанры –
мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был
скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую
музыку, но отлично понимал, что не она составляет
главную часть музыкального искусства, как шутка
не составляет главную часть жизни человека.
У всех его произведений есть характерные
черты. Какие?
Учащиеся называют характерные черты.
Обобщение ответов. (Приложение
1, слайд 8)
4. Исполнение песни Энтина
Ю. Минкова М. «Дорога добра»
5. Итог урока
П.Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет
одну мысль (тему) и проводит её все глубже,
вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется
в тайники души».
Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.
– Друзья, сегодня мы провели с вами
замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха.
Я благодарю вас за сотрудничество.
|