При изучении математики важно
развивать у школьников логическое мышление.
Данная разработка урока предназначена для
привлечения интереса и большего внимания
учащихся к изучению математики.
Цель урока:
1. Вызвать интерес к изучению математики.
2. Способствовать развитию творчества,
логического мышления учащихся.
3. Развивать познавательную деятельность
учащихся.
План урока:
- Орг. момент.
- Решение логических задач (по типам).
- Подведение итогов урока.
Оборудование: компьютерная презентация
"Веселая математика” (Приложение - скачивай вверху страницы)
Ход урока
Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным.
Б.Паскаль
Учитель: Добрый день! Ребята, сегодня мы будем
решать различные логические задачи по следующим
темам:
- Веселая разминка.
- Упорядочение.
- Взаимно однозначное соответствие.
- Задачи о переправах.
- Задачи о переливаниях.
Внутри каждого раздела задачи расположены в
порядке возрастания сложности. Для их решения
необходимо вдумчиво проанализировать исходные
данные, творчески отнестись к уже имеющимся
знаниям и применить их в новых ситуациях.
Веселая разминка
1. На уроке физкультуры ученики
выстроились в линейку на расстоянии одного метра
друг от друга. Вся линейка растянулась на 25
метров. Сколько учеников в классе?
Ответ: 26 учеников.
2. На столе стояли 4 стакана с вишней.
Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов
осталось?
Ответ: 4 стакана
3. Чем кончается день и ночь?
Ответ: буквой "ь”.
4. В автобусе, находилось 20 человек. Из
них 10 девочек. Сколько в автобусе находилось
мальчиков?
Ответ: 9 мальчиков, водитель тоже
человек.
5. Один кирпич весит 1 килограмм и еще
полкирпича. Сколько весит один кирпич?
Ответ: 2 кг.
6. Чем кончается лето и начинается
осень?
Ответ: буквой "о”.
7. Петух стоя на одной ноге весит 3 кг.
Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?
Ответ: 3 кг.
Упорядочение
1. Через 5 лет Маше будет столько же лет, сколько
сейчас Коле. Кто младше?
Ответ: Маша.
2. Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем
Славе через 7 лет. Кто старше?
Ответ: Ваня.
3. У меня три карандаша: желтый, коричневый и
черный. Попробуйте назвать самый короткий и
самый длинный из карандашей, если известно, что:
черный карандаш короче желтого, а желтый короче
коричневого.
Ответ: черный – самый короткий, коричневый –
самый длинный.
4. На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука
и цапля. Доктор записал в карточку возраст
каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а
щука такого же возраста, как филин. Кто старше:
цапля или щука?
Ответ: щука.
Взаимно однозначное соответствие
При решении логических задач на
взаимно однозначное соответствие удобно
записывать данные в таблицу, где на пересечении
строки и столбца ставим знак "+” или знак "-”.
1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье.
Две девочки варили его из смородины, две девочки
– из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из
разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных
ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких
ягод варила варенье каждая девочка?
Решение:
Имена девочек: Оля, Таня, Юля и Ира.
Варенье из смородины, из крыжовника. Составим
таблицу:
|
из смородины |
из крыжовника |
Оля |
|
|
Таня |
|
|
Юля |
|
|
Ира |
|
|
Ира варила варенье из крыжовника.
|
из смородины |
из крыжовника |
Оля |
|
|
Таня |
|
|
Юля |
|
|
Ира |
|
+ |
Таня и Ира варили варенье из разных ягод
|
из смородины |
из крыжовника |
Оля |
|
|
Таня |
+ |
- |
Юля |
|
|
Ира |
|
+ |
Ира и Оля тоже варили его из разных ягод.
|
из смородины |
из крыжовника |
Оля |
+ |
- |
Таня |
+ |
- |
Юля |
|
|
Ира |
|
+ |
Две девочки варили его из смородины, две
девочки – из крыжовника.
|
из смородины |
из крыжовника |
Оля |
+ |
- |
Таня |
+ |
- |
Юля |
- |
+ |
Ира |
- |
+ |
Ответ: Оля и Таня варили варенье из смородины,
Юля и Ира – из крыжовника.
2. Четыре приятеля – Женя, Костя, Дима и
Вадим – делали украшения к празднику. Кто-то
делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то –
красные шары, кто-то гирлянды из серебряной
бумаги, а кто-то – хлопушки из золотой бумаги.
Костя и Дима работали с бумагой одного цвета,
Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие
украшения делал?
Ответ:
|
гирлянды из золотой бумаги |
гирлянды из серебряной бумаги |
хлопушки из золотой бумаги |
красные шары |
Женя |
- |
+ |
- |
- |
Костя |
+ |
- |
- |
- |
Дима |
- |
- |
+ |
- |
Вадим |
- |
- |
- |
+ |
3. Четыре подружки – Маша, Даша, Катя и
Оля учатся в одной школе, но в разных классах: 2А,
2Б и 1А. Известно, что Маша и Катя учатся в классах
с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и
Оля – одноклассницы. Маша и Даша – ученицы
второго класса. Определите, в каком классе учится
каждая из девочек.
Ответ: Маша – 2А, Даша 2Б, Катя – 1А и Оля
– 1А.
4. Четыре приятеля – Миша, Коля, Саша и
Дима – проживают по следующим адресам: Лесная
ул., 37; Цветочная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в
каком доме и на какой улице живет каждый из
мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на
одной улице, Саша и Коля живут в домах с
одинаковыми номерами, а Миша и Дима – родные
братья.
Ответ: Миша и Дима – Лесная ул., 37, Коля
– Лесная ул., 25, Саша – Цветочная ул., 25
5. На завтрак в школьной столовой
приготовили блины с вареньем, пироги с капустой,
оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня,
Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите,
какое блюдо выбрал каждый из ребят, если
известно, что Лена и Аня – сладкоежки, а Ваня и
Аня больше всего любят пироги.
Ответ: Аня выбрала пироги с вареньем,
Лена – блины с вареньем, Ваня – пироги с
капустой, Света – оладьи со сметаной.
Задачи о переправах.
1.Волк, коза и капуста. На берегу реки
стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним
находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен
переправиться сам и перевезти волка, козу и
капусту на другой берег. Однако в лодку кроме
крестьянина помещается либо только волк, либо
только коза, либо только капуста. Оставлять же
волка с козой или козу с капустой без присмотра
нельзя – волк может съесть козу, а коза –
капусту. Как должен вести себя крестьянин?
Ответ: Крестьянин может следовать
одному из двух алгоритмов:
|
Алгоритм 1 |
|
Алгоритм 2 |
1 |
крестьянин и коза –> |
1 |
крестьянин и коза –> |
2 |
крестьянин <– |
2 |
крестьянин <– |
3 |
крестьянин и волк –> |
3 |
крестьянин и капуста –> |
4 |
крестьянин и коза <– |
4 |
крестьянин и коза <– |
5 |
крестьянин и капуста –> |
5 |
крестьянин и волк –> |
6 |
крестьянин <– |
6 |
крестьянин <– |
7 |
крестьянин и коза –> |
7 |
крестьянин и коза –> |
2. Два солдата подошли к реке, по
которой на лодке катаются двое мальчиков. Как
солдатам переправиться на другой берег, если
лодка вмещает только одного солдата, либо двух
мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
Ответ: Пусть М1 и М2 – мальчики, С1 и С2 – солдаты.
Алгоритм переправы может быть таким:
1. М1 и М2 –>
2. М1 <–
3. С1 –>
4. М2 <–
5. М1 и М2 –>
6. М1 <–
7. С2 –>
8. М2 <–
Задачи о переливаниях
1. Как, имея два ведра емкостью 3 и 5
литров, набрать из водопроводного крана 7 литров
воды?
Ответ:
Операция |
Ведро |
|
3 л |
5 л |
1-й шаг |
0 |
5 |
2-й шаг |
3 |
5 – 3 = 2 |
3-й шаг |
0 |
2 |
4-й шаг |
2 |
0 |
5-й шаг |
2 |
5 |
Всего в двух ведрах 7 литров воды.
2. Злая мачеха отправила падчерицу к
роднику за водой и сказала: "В наши ведра входит 5
и 9 литров воды. Возьми их и принеси ровно 3 литра
воды”. Как должна действовать падчерица, чтобы
выполнить это поручение?
Ответ:
Операция |
Ведро |
|
9 л |
5 л |
1-й шаг |
9 |
0 |
2-й шаг |
9 – 5 = 4 |
5 |
3-й шаг |
4 |
5 – 5 = 0 |
4-й шаг |
0 |
4 |
5-й шаг |
9 |
4 |
6-й шаг |
9 – 1 = 8 |
4 + 1 = 5 |
7-й шаг |
8 |
5 – 5 = 0 |
8-й шаг |
8 – 5 = 3 |
5 |
|