Цели и задачи классного часа:
- познакомить с правилами поведения в лесу;
- научить учащихся ориентироваться в лесу по приметам
- развивать стремление охранять лес и бороться с нарушителями
правил поведения;
- способствовать развитию творческого мышления,
любознательности , наблюдательности;
- воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении
экологического равновесия в природе.
Оборудование:
- Аудиокассета с записью звуков природы.
- Магнитофон, компьютер, проектор.
- Иллюстрации о природе (птицы, лес, насекомые)
- Мягкие игрушки животных, искусственные цветы.
- Сборник загадок, стихов
- Ребусы
- Костюмы ЛЕСОВИЧКА, ЛЕСНИЧЕГО, НАСЕКОМЫХ и РАСТЕНИЙ.
- Принадлежности «путешественника»: сачок, спички , веревка, мяч,
фотоаппарат.
Ход классного часа
УЧИТЕЛЬ:
– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы хотим пригласить вас в
волшебный мир добра и красоты. Оглянитесь вокруг. Вам здесь нравиться
на нашей «лесной полянке»? Почему вам здесь хорошо? (ответы
учеников)
Чтобы наше путешествие было удачным, а настроение – отличным,
давайте все вместе споём песню «Вместе весело шагать по просторам..» (дети
шагают по «лужайке» и поют). Чтобы путешествие было полезным, вам
необходимо… потрудиться. Ведь все путешественники являются
спортсменами и им необходимо постоянно тренироваться. Для вас мы
приготовили различные задания.
Может кто-то испугался трудностей и хочет остаться дома?
(за правильное выполнение задания учащимся выдаются
«фишки»-ёлочки)
ЗАДАНИЕ 1
- Лист какого растения заменит бинт и йод при небольшом
порезе? (лист подорожника)
- Назовите лесное жильё , сооруженное человеком из веток и
сучьев. (шалаш)
- Глаза на рогах, а домик на спинке. Кто это? (улитка)
- Что станет с лягушкой, когда ей исполнится 2 года? (будет
жить 3-й год)
- Когда небо ниже земли бывает? (когда отражается в воде)
- Кто поёт всегда на одной ноге? (комар)
- На какое дерево сядет ворона во время дождя? (на мокрое)
Молодцы, ребята! Как вы думаете, куда мы с вами «отправимся, куда
путь держать будем»? А об этом узнаете из загадки.
ЗАДАНИЕ 2.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес)
– Вы знаете, что любым путешественникам необходимо снаряжение.
Посмотрите, что мы приготовили для прогулки.
ЗАДАНИЕ 3
Игра «Наборщик». Собери в рюкзак то, что
понадобится в лесу. И объясни, почемутебе этот предмет необходим?
(сачок для ловли насекомых, фотоаппарат, спички, компас, ружьё,
магнитофон, книги, удочки, корзина, фломастеры, альбом, капкан,
верёвка)
– Итак, подведём итог нашей игры. Из всего видно, что мы
привыкли брать от природы все блага, следовательно, МЫ
- ПОТРЕБИТЕЛИ. (на доске прикрепить табличку).
Посмотрите на карту России. Леса России… Широко раскинулся на карте
нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане
белоствольные березки, темные и сумрачные ельники, светлые сосновые
боры, глухие таежные дебри..
Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина,
является лес.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
(ответы детей)
Посмотрите на иллюстрации (СЛАЙДЫ), где изображен лес, и скажите, а
что такое лес?
(Во время ответа детей учитель показывает слайды).
– Значит: лес –это
- родной дом растениям и животным; он кормит их и нас;
- помощник земледельца; охраняет реки и озёра от пересыхания.
- богатство и красота, украшает планету, даёт здоровье людям,
радость и отдых;
- «легкие» планеты (за 1 час 1 га насаждений поглощает 2 кг
углекислоты)
- защитник человека (стройматериалы получаем из древесины)
– Ребята, смотрите, кто же это идёт нам навстречу?
Правильно… ЛЕСОВИЧОК. Он может нам много рассказать о своей жизни.
Давайте послушаем его рассказ.
ЛЕСОВИЧОК: Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы так или
иначе связана с лесом, с жизнью дерева… Оглянитесь в своей комнате,
классе: мебель, пол, окна, двери – сделаны из дерева. Из древесины
сделаны книги, тетрадки, специальные масла, дёготь, скипидар…
Более 10 тыс. различных изделий производится нашей промышленностью
из древесины. Без дерева жизнь нынче немыслима. Поэтому с каждым годом
лес все больше и больше нуждается в защите, в восстановлении того, что
безжалостно истреблялось многие годы.
Природа как израненная птица кричит, просит нас о помощи. Мы должны
знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить
на Земле после нас.
Посмотрите (показ иллюстраций), в нашей Республике, в нашем
Алданском районе ведется строительство ж/д- АЯМ до г. Якутска , новых
городов; добываются полезные ископаемые (в поселке Хатыми работает
фабрика по переработке драгоценных и полудрагоценных камней из которых
мастера изготовляют украшения, сувениры..); разрабатываются новые
карьеры… Современный человек окружил себя проводами, трубами, газовыми
трубами, (ведется строительство газопровода и нефтепровода в нашем
районе; построен завод по переработке нефти в п. Орочон-2);
телевидением, компьютерами, машинами… Но ему всё мало. Всё, что
необходимо для изготовления окружающих вас вещей, вы берёте у природы,
уничтожая царства растений и животных. Чем больше вы хотите иметь, тем
больше вы уничтожаете природу. И результат налицо, посмотрите (на экране)
- 130 котельных в Алданском районе и 43 из них в г. Алдане.
- 16 свалок санкционированных и 30 свалок стихийных.
Земля засыпана грудами мусора, промышленными отходами. А знаете ли
вы, что большинство из них ядовитые? Попадая в реки, они отравляют
рыбу, людей, животных …
– А однажды я обходил свои владения, глядь, выскочила из воды рыбка и
молвит: «Не отпускай меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет там
жить». А как вы считаете, почему случилось так? Почему рыбка не
захотела оставаться в воде, ведь вода – это её дом? Как происходит
загрязнение воды? А кому ещё угрожает загрязнение воды?
Учитель: Лесовичок, ты прав. Мы это знаем и понимаем.
Вот послушай, как об этой беде люди сами говорят в своих стихах,
посвящённых своему родному городу: (Стихотворение читает ученик)
Над Алданом трубы, трубы,
А из них все валят клубы дыма,
Пепла, черной сажи…
Что не видно солнце даже.
Мелкий угольный песок
Ветер гонит на восток,
А к обеду развернется,
То на запад, то на юг,
К вечеру совсем сомкнется
Пеплом вычерненный круг.
Знаменитый «НЕЗАМЕТНЫЙ»
Стал теперь едва заметным.
Дав Алдану жизнь и славу,
Память заслужил по праву.
Нынче – сточная канава,
По нему плывёт отрава
Человечьих испражнений.
Вонь стоит от банных испарений….
ЛЕСОВИЧОК: Печально то, что такая беда, катастрофа, повсюду.
Хозяйственная деятельность часто приводит к загрязнению воды и воздуха,
гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному
здоровью, так как он пьёт воду, дышит, использует в пищу разнообразных
животных и растения.
От дыма в Лондоне за 5 дней погибли 4 тыс. человек, а в Японии –
23тыс. А ведь лес помогает бороться с загазованностью.
Учитель:
– Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что
она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы,
прекратить заготовку древесины?... Одним словом, превратить Землю в
один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему
может это привести? Как нужно относиться к природе чтобы она не
погибла?
Лесовичок:
– Если ты что-то взял от природы, от Земли, отдай ей. Посади дерево,
очисти родник, подкорми птиц, только тогда она останется с тобой такой
же щедрой и красивой.
А сейчас, Ребята, вы послушайте звуки леса.
(звучит аудиозапись «Голоса природы»)
Правда, красиво?
– Ребята, а вы любите гулять по лесу? С кем вы гуляете? Что вам
особенно нравится в этих прогулках?
Когда мы говорим о лесе, то подразумеваем его составные части, о
которых вы узнаете из следующего задания, а задания будут о моих
друзьях.
ЗАДАНИЕ 5
Работа в группах: на столах у вас лежат конверты с
заданием, в них вы найдёте загадки, ребусы.
(карточки с ответами прикрепить на доску)
№1
Кто 2 раза родился,
В первый раз гладкий,
во второй раз мягкий. «ПТИЦЫ»
– Вспомните и спойте песни о птицах. Назовите 3-4 названия
птиц Якутии. Какие названия птиц занесены в Красную книгу Якутии?
(журавль СТЕРХ)
№2
Дышит, растет,
а ходить не может. «РАСТЕНИЯ»
– Вспомни названия растений, произрастающих на территории
Якутии. Какие растения занесены в Красную книгу Якутии? Можно и
названия грибов перечислить.
№3
Кто над нами
кверху ногами. (мухи) «НАСЕКОМЫЕ»
– Вспомни названия насекомых, живущих в нашем районе,
Республике.
№4
Зимой беленький,
а летом серенький. (Заяц) т.е. «ЖИВОТНЫЕ»
– Назовите 3-4 названия животных нашего района, нашей
Республики. (соболь, лось, олень, россамаха, изюбр) Коренное население
Республики занимается разведением каких животных? (олени, лошади)
Лесовичок:
– Ой, да молодцы! Порадовали меня. Сейчас задания посложнее. Готовы
отвечать?
Мне поступили жалобы обитателей садов, лесов… Вы уж своей командой
должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет.
Жалоба №1 . «Ох и не любят меня люди! Голос, видите
ли, мой не нравиться и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что
беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым
сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня
надо».
(Это сова. С 1964г совы находятся под охраной закона. Одна серая
сова, за лето, уничтожает тысячи полевок, которые способны уничтожить 1
тонну зерна.)
Жалоба №2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого
существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас.
Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не
похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь
такими мы уродились! Обижают нас часто».
(Летучие мыши).
Жалоба №3. «Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом,
многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А
за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая».
(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в
доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут).
– Как вы думаете, почему зверей трудно увидеть в лесу?
Физ. минутка.
-
Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки. Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
-
Ходьба на внешне и внутренней стороне ступни с покачиванием
влево, вправо. Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И в развалочку идём.
-
Прыжки с ноги на ногу по «камешкам». Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
1-2, 1-2-
Позади уже вода.
-
Бег «ручеек» между разложенными на полу «камешками». День и ночь бегу, бегу,
Отдохнуть бы – не могу!
Если мне остановиться,
Может море испариться.
-
Наклоны вперед, реками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки
вверх. Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо его кладем.
-
Прыжки на 2 ногах. Зайчик быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
-
Наклоны вперед в движении. На поляну мы заходим,
Много ягод мы находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Молодцы, ребята.
– Какие названия деревьев, цветов вам знакомы? (ответы)
С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полях цветёт много
цветов. Только растаял снег, как появился …подснежник. Послушайте
стихотворение о этом замечательном цветке.
(Подготовленный ученик, в костюме цветка подснежника, читает
стихотворение) «ПОДСНЕЖНИК» Л. Кудрявская:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник в чистый ручеёк
И, себя увидев, крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил, что пришла весна».
«ПОДСНЕЖНИК» - Ребята, посмотрите на меня. (см. иллюстрацию) Белые
лепестки; короткий и тонкий стебелек; резные листья. А знаете ли вы ,
как называют этот цветок другие народы мира? (СЛАЙДЫ)
- «СНЕЖНАЯ КАПЛЯ» – в Англии
- «СНЕГОСВЕРЛИТЕЛЕМ» – во Франции
- «СНЕЖИНКА» – чехи
- «БЕЛЫЙ ЦВЕТОК» – испанцы
- «СНЕЖНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» – немцы
- «ЗАДИРА» – в Болгарии.
– Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все
меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в
природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди смогли
восхищаться тем, что создала природа. А теперь прочтите
стихотворение-призыв, обращение ко всем нам , живущим на нашей
замечательной планете.
(Стихотворение(см на экран) дети читают хором)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте
зря цветы!
– А что же мы ответим цветам? (ответы
детей)
ПОДСНЕЖНИК: – Ребята, я вам приготовил ЗАДАНИЕ №4.
Игра «Аукцион». «Я садовником родился, не на
шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме….».
За 1 мин. назовите названия лесных цветов. Повторять ответ нельзя.
Кто последним назовет, тот и выиграл.
ПОДСНЕЖНИК:
– Молодцы, ребята!
Цветы нас окружают повсюду в нашей жизни: весной и летом – на
улицах, в парках, в лесу, на лужайках, а зимой – в квартире;
Поэты часто пишут о них стихи. Мы дарим цветы на праздник своим
близким друзьям и родственникам. Цветы – радость жизни.
ЛЕСОВИЧОК:
– От людей страдают не только цветы, но и деревья и животные. Многие
из них гибнут от лесных пожаров. Об этом вам сейчас расскажет очень
хороший человек. Он работает ЛЕСНИЧИМ.
(выходит ученик в костюме лесничего)
ЛЕСНИЧИЙ: Ещё не успеет растаять снег, а на солнцепёке и сухих
местах уже высыхает прошлогодняя трава, листья, мхи. Всё это легко
загорается! Страшен в лесу пожар! Долгие годы (больше 3 лет) растет на
пожарище новый лес. Деревья не растут, а стоят до тех пор, пока сами не
упадут. «МЕРТВЫЙ ЛЕС». Корни трав и деревьев выгорают. Гибнет масса
насекомых и их куколок. А сколько гибнет мелких грызунов?!
Очень страшны подземные пожары. Торфяные болота горят даже
зимой под толщей снега.
Помни: из 1 дерева можно сделать 1млн. спичек, а 1 спичкой
можно сжечь миллионы деревьев. Будь осторожен с огнем!
Когда забывают потушить или небрежно тушат огонь, искры разносятся
на большие расстояния и вызывают новые пожары. Вспомните о печальном
праздновании эвенкийского Нового года в Алданском районе. Более 3
недель не могли погасить лесной пожар, и в результате чего город был
окутан дымовой завесой. Был нанесён материальный ущерб населению, т.к.
огнём были уничтожены дачные усадьбы.
Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии. Существует наземная и
воздушная служба охраны лесов. Но любой пожар легче предотвратить, чем
тушить. (слайд)
ПОМНИТЕ: 90 пожаров из 100 возникают по вине человека.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.
(показ иллюстрации)
– Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, они уничтожают
вредных насекомых (их личинки), лечат больные деревья, следят за тем,
чтобы в питомниках росли молодые деревца-саженцы.
В лесу я видел огород.
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород:
Березы, сосны, ели…
И сколько было здесь
Лесной кудрявой свежей молоди!
– И вы должны помогать лесникам - беречь и охранять лес,
множить его богатства. Ведь не случайно говорят о лесе:
«Лес – богатство и краса, Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережет».
(прочтите хором запись)
«Берегите русский лес, Он источник всех чудес!»
УЧИТЕЛЬ: – Спасибо тебе, добрый человек, за полезную информацию.
– Вот видите, ребята, в природе все взаимосвязано.
Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, а иногда и
печаль. Когда мы видим голодных, нахохлившихся птиц в зимнюю стужу,
сломанную веточку березки, засоренный родник, какие чувства у вас
возникают?
Чтобы наше путешествие было удачным, нам нужна хорошая погода. Вы
согласны? Где мы можем узнать прогноз погоды? Правильно, прослушать
сведения по радио. Эти сведения нам дают ученые – СИНОПТИКИ. А если мы с
вами в лесу, и нет у нас радио, тогда как быть? (ответы детей)
– Перемену погоды чувствуют люди, особенно пожилые: меняется
самочувствие, настроение…
– А ещё как можно предугадать погоду на ближайший период времени? (ответы
детей)
Правильно. Наблюдательный человек сумеет предсказать погоду по
изменению в поведении животных и растений. Знаете ли вы, что погоду
предсказывают около 400 растений и 600 животных? Это пчелы, бабочки,
муравьи, пауки, дождевые черви…
(показ иллюстраций, подготовленные ученики «натуралисты»
рассказывают о признаках)
ЛЕСОВИЧОК:
– А вот и мои друзья! Встречайте же их. Но сначала отгадайте о них
загадки.
Приятное мое кушанье,
Сладок плод моих трудов.
(появляется «Пчела») – Пчелы утром, перед
дождем, они не вылетают из ульев и сильно гудят, даже если светит
солнце. Если рано отправляются за добычей и рано возвращаются – будет
день хороший.
Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу.
(появляется «муравей»)
– Муравьи перед дождем или грозой прячутся и
закрывают ходы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи
погибнут.
Без рук, без ног ползает.
(появляется «червяк»)
– Земляные черви перед сильным ненастьем выползают
на поверхность, т.к. могут быть затоплены их норы. (появляется «кузнечик»)
– Кузнечики сильно стрекочут поздним вечером,
предвещая хорошую погоду.
Не птица, а летает, С хоботом, а не слон.
Никто не приручает,
а на нос садится.
(появляется «муха»).
– Мухи рано просыпаются, оживленно жужжат, значит
жди хорошую погоду. Мухи тихие, сонные – быть дождю.
Есть на свете зверёк, По примете все его боятся,
Окна, двери запирают,
Кто его убьёт, тот
свою кровь прольёт.
(появляется «комар»)
– Комары перед дождем становятся назойливее, сильно
кусаются к грозе. – вьются столбиком – хорошая погода.
Одуванчик перед дождем складывает свои пушистые
шарики.
Клевер перед дождем наклоняется, опускает листья. В
медицине используют цветы как противовоспалительное, болеутоляющее
средство, при простуде и при кожных заболеваниях.
У маленькой скотинки
100 серебряных монеток в спинке.
(появляется «рыба»)
– Рыба в засуху перед дождем перестает клевать.
ЛЕСОВИК:
– Давайте, друзья, поиграем все вместе и выполним последнее ЗАДАНИЕ
№5.
Игра «Веселый улей»
Представим, что мы с вами пчелы и живем в большом улье веселой и
дружной семьёй. Пчелы очень трудолюбивый, работящий « народ». Они
постоянно приносят «запасы» в свой домик. Итак, внимательно посмотри во
все свои карманы и «принеси» в улей (сложи на свой стол) все содержимое
карманов. У кого вещей будет больше, тот «улей» и выиграл. Только в
портфель не лазить!
УЧИТЕЛЬ:
– Вот и завершилось наше путешествие. Надеюсь, вы узнали много
интересного, что непременно пригодится вам в настоящем походе. Со
своими знаниями, полученными на сегодняшнем уроке, вы поделитесь с
друзьями и родными. А находясь в лесу не забывайте о правилах поведения
и о том, что рассказали вам ЛЕСОВИЧОК и его друзья..
….Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(поэт Самед Вургун).
ЛЕСОВИЧОК: В начале вашего путешествия вы были ПОТРЕБИТЕЛИ, а сейчас
вам присуждается звание «НАБЛЮДАТЕЛЬ» и «ХОЗЯИН», а
также вручается пригласительный билетЛЕСНОЕ
ЦАРСТВО» на круглогодичное посещение. Милости просим к нам в
гости! в «
УЧИТЕЛЬ: Помните: Любовь к природе, забота о ней делают человека
добрее; а охраняя природу – вы охраняете себя!
Солнце стало ниже сосен,
Мы едва уж ножки носим.
Начала спадать жара –
Нам домой идти пора.
Спасибо всем! До новой встречи на лесной полянке.
Домашнее задание: поделиться со своими родными новыми знаниями,
впечатлениями с нашей экскурсии. Из справочников и дополнительной
литературы найти материал о лесных жителях (загадки, стихи,
познавательную информацию…)
|