Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами
отправляемся в путешествие на математическим
поезде. Вы проедете немало занимательных и
интересных станций, на каждой из которых вас ждут
нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в
поезд, необходимо купить билеты в кассе.
Касса
{Командам предлагаются задачи для устного
счета. Ответы записываются на листочках (один от
каждой команды). Ответы сразу проверяются и в
зависимости от результата выдаются билеты в
мягкий, купейный и плацкартный вагоны.
Количество баллов и тип вагона записываются на
маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает
в конце игры та команда, которая ехала в лучшем
вагоне.
Маршрутный лист делается следующим образом. На
1-ой странице пишут, какой команде выдан путевой
лист и указывают порядок прохождения станций
(для каждой команды он различный). По мере того,
как команда прибывает на ту или иную станцию,
дежурный по станции заполняет маршрутный лист.}
Вопросы:
- На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2
воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного
воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0,
остальные улетели)
- Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов
играл каждый? (4 часа)
- По дороге 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще
четверо идут, сколько они найдут? (0)
- Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он
весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
- Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и
частное тоже 24. (числа 24 и 1)
- Сколько получится десятков, если 2 десятка
умножить на 3 десятка? (60 десятков)
- Пассажир такси ехал в село. По дороге он
встретил пять грузовиков и три легковые машины.
Сколько всего машин ехало в село? (одна машина -
такси, остальные ехали из села)
- Ребята пилят бревно на части определенной
длины. Отпиливание одного такого куска занимает
одну минуту. За сколько минут они распилят бревно
длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)
{Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда
в каком едет вагоне}
Ведущий: Ну, что же, все заняли свои места.
Тогда поехали.
{По сигналу команды расходятся по своим
станциям. Время пребывания на каждой станции 5
мин. По сигналу команды переходят на следующую
станцию. За временем стоянки следит начальник
станции - старшеклассник. Сигналы подает ведущий
(можно использовать запись гудка поезда).}
1 станция "Эрудит"
Здесь команде предлагается разгадать
кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В
конце начальник станции суммирует баллы за
разгаданные слова и общее число очков записывает
на маршрутном листе.
Кроссворд
По горизонтали: 1. Арифметическое действие.
(Умножение)
2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
3. Число, на которое делят. (Делитель)
4. Сумма длин всех сторон треугольника.
(Периметр)
По вертикали: 5. Какая фигура изображена на
рисунке? (Пятиугольник)
6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое)
7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток)
8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)
2 станция "Веселые
нотки"
На этой станции команда должна спеть песни, в
которых есть числительные. Учитывается как
правильный выбор песни, так и качество
исполнения. Общее число баллов начальник станции
записывает в маршрутный лист.
Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему
учат в школе", "Вместе весело шагать",
"Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре
таракана и сверчок" и др. (можно использовать и
современные песни).
3 станция "Угадай - ка"
Команде предлагается решить ребусы. За
числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла.
Словесные ребусы:
1. (Точка)
2. (Минус)
3. (Сумма)
Числовые ребусы:
4 станция
"Внимательная"
На этой станции команде начальник станции
читает задачи. Но задачи не простые. Нужно
слушать внимательно, так как вопрос будет
задаваться в конце. За каждую решенную задачу
присуждается 2 балла.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4
человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5
человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6
человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16
человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда
отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров
продавал Трофим на трынке?
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и
мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
5 станция "Светофор"
Здесь команде предлагаются задачи, написанные
на разноцветных кружках, которые соответствуют
числу очков за задачу. Если задача на красном
кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на
желтом кружке - 4 очка, а если на зеленом кружке, то
2 очка.
Задачи:
1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3
спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков.
(6 очков)
2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички
так, чтобы он полз вверх. (6 очков)
3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек
так, чтобы получилось "три". (4 очка)
4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы
получилось "сто". (4 очка)
5. Исправьте ошибку в спичечной записи,
переложив всего одну спичку.
(2 очка - за каждую исправленную ошибку)
6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2,
чтобы получилось восемь. (2 очка)
6 станция "Рыболовная"
На этой станции команде предлагаются задачи,
которые сделаны на карточках в виде рыбок. С
одной стороны карточки написано условие задачи,
с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка
весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1
очко, 200 г - 2 очка.
Задачи:
- На одной чаше весов кирпич, а на другой -
половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы
находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2
кг) (1 очко)
- За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости
книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка.
Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте
каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего
кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко)
- Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого
каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольких
дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка)
- У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру.
Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка)
- Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы
каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в
корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а
пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)
7 станция "Поздравительная"
На эту станцию все команды приходят
одновременно. Здесь жюри подводит итоги,
объявляет результаты и проводится награждение
команд. Также можно детям подарить медали,
сделанные из бумаги. За первое место - медаль
"Вундеркинды года", за 2 и 3 места - медаль
"Великие математики". |