Цель: 1. Ознакомить учащихся с видами архитектуры:
жилой, промышленной, общественно-гражданской, садово-парковой; учить
сопоставлять архитектуру с другими видами изобразительного искусства,
определять отличия и сходства; объяснить смысл триады Витрувия.
2. Развивать творческое художественное мышление,
учить читать чертежи (развертки) и работать с ними, планировать свою работу,
подбирать необходимые материалы для создания архитектурного образа.
3. Воспитывать аккуратность, любовь к театру и
уважение к труду художника-декоратора; активизировать творческую инициативу.
Оборудование: материалы: I вариант: цветной и белый
картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, альбом с шаблонами; II
вариант: картон, клей, природный материал (сухие стебли травы, листья, сосновые
иголки).
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Что называется архитектурой?
— Люди какой профессии проектируют сооружения?
— Почему архитектор должен хорошо рисовать?
— Какие материалы используются в строительстве?
— Почему некоторые здания относятся к памятникам архитектуры?
— Назовите самые известные здания нашего города.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
В сказках часто описываются архитектурные сооружения:
избушка на курьих ножках, дворец Снежной королевы и др. Художник воплощает
образ архитектурного сооружения с помощью изобразительных средств. В театре, на
сцене мы видим декорации, которые являются уменьшенными копиями архитектурных
сооружений.
IV. Объявление темы урока
Сегодня мы выполним макет-декорацию сказочного дома к
спектаклю по сказке С. Михалкова «Три поросенка».
V. Изучение нового материала
7. Слово учителя.
Прежде чем создать новое сооружение, архитектор
стремится представить облик здания, отдельные большие группы помещений и
объединить их в целое. Творческие процессы архитектора, живописца, скульптора в
известной мере сходны: имеет место образное художественное мышление, но
архитектор мыслит геометрическими объемами, в то время как скульптор или
живописец — изобразительными формами. У архитектора больше общего со
скульптором, чем с живописцем: они оперируют трехмерными объемами, но архитектура
организовывает не только внешние но и внутренние утилитарно используемые
объемы.
Слово «архитектура» в Древней Греции означало «главное
строительство». Еще древнеримский теоретик Витрувий выдвинул в архитектуре
требования. В уникальном трактате «Десять книг об архитектуре» он писал, что
архитектура должна заключать в себе три элемента: пользу, прочность и красоту.
Эта формулировка получила название триады Витрувия. Польза является неотъемлемым
элементом всякого сооружения. Любое здание строится для чего-то, и требует
затраты значительных средств. Человеческое общество никогда не позволяло себе
создавать ненужные, бесполезные здания. Второе обязательное требование —
прочность. Дома, как правило, стоят дорого и строятся на длительное время. Отсюда
необходимость сделать их конструкцию прочной. Прочность тесно связана с
развитием строительных материалов и создаваемых из них конструкций.
Художественная сторона архитектуры заключается в красоте и привлекательности
каждого здания. Отсюда и желание строителей всех эпох придавать своим
сооружениям выразительный облик. В зависимости от назначения архитектура бывает
жилой (частные дома, дачи, квартиры), общественно-гражданской (вокзалы,
театры, Дворцы спорта, Дворцы культуры, школы, магазины и т. д.), промышленной
(заводы, фабрики, ТЭЦ и т. д.), садово-парковой (сады, парки, скверы).
2. Работа с демонстрационными материалами.
Художественный образ здания отражает его назначение.
Определите, к какому виду архитектуры относятся представленные сооружения.
VI. Практическая работа
7. Слово учителя.
Театральные художники воспроизводят на сцене внешний и
внутренний облик различных сооружений разных эпох. Чаще всего декорации
передают часть того или иного здания, а нередко и внешний вид городской улицы
или площади. Для спектакля «Три поросенка» необходимо выполнить в качестве
декорации домики Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа. Давайте вспомним, как и из
какого материала строились домики поросят.
Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом
из соломы. Уже к вечеру его хижина была готова. Нуф-Нуф, так же как и брат,
хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил, что в таком доме зимой
будет очень холодно. Дом будет и прочнее и теплее, если его построить из веток
и тонких прутьев. Так он и сделал. Вбил в землю колья, переплел их прутьями, на
крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.
Наф-Наф строил дом несколько дней. Он натаскал камней,
намесил глины и, не спеша, строил надежный, прочный дом, в котором можно было
бы укрыться от ветра, дождя и мороза. Итак, основными строительными материалами
стали солома, ветки, листья, камни.
2. Выполнение работы.
Определите, какая форма подходит для того или иного
домика. Почему вы так считаете? А теперь выберите один домик и приступите к
выполнению работы.
1. Сцена и задник сцены — лист картона, сложенный пополам:
горизонтальная плоскость — сцена, вертикальная — задник сцены.
2. В альбоме представлен образец дома одного из
поросят, в приложении методического пособия также представлены чертежи
шаблонов домиков. Создайте общую форму и дополните ее «частными» формами,
фактурой, цветом. Например, солому выполните из желтой бумаги разных оттенков,
нарезая ее бахромой; для оформления окон, двери можно скрутить в виде жгута две
очень тонкие полоски. Накрутив на ампулу коричневую бумагу, можно получить
трубочки, напоминающие ветки, колья. Из цветной бумаги вырежьте листья. Бумага,
сложенная «гармошкой» может изображать черепицу.
Примечание: как один из вариантов, в работе можно
использовать сухие листья, ветки, солому, травинки вместо цветной бумаги.
VII. Завершение урока
Демонстрация выполненных работ. Задание на следующий
урок: принести краски, кисти, бумагу. |