Цель: 1. Расширить знания о видах декоративно-прикладного
искусства; ознакомить с произведениями и техникой выполнения петриковской
росписи.
2. Совершенствовать навыки и умения выполнения
петриковской росписи: отдельных элементов и создания несложных композиций;
развивать глазомер, фантазию, образное мышление, научить учитывать основные
композиционные приемы: формат, пропорции, ритм, цвет.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству, бережное
отношение к природе; активизировать творческий процесс.
Оборудование: материалы: гуашь, акварель (по выбору),
кисти, бумага, альбом с шаблонами;
зрительный ряд: образцы произведений традиционных
художественных ремесел разных народов и регионов Украины, таблица выполнения
отдельных мазков петриковской росписи, образцы несложных композиций и детских
работ в технике петриковской росписи.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Что такое «декоративное» и «прикладное» искусство?
— Какие предметы ДПИ есть дома у вас, у бабушки, у
ваших знакомых?
— Почему вы их считаете произведениями ДПИ?
— Каковы характерные особенности произведений ДПИ?
III. Объявление темы урока
На уроке мы расширим знания о ДПИ, ознакомимся с традиционными
ремеслами других народов и узнаем некоторые секреты петриковской росписи.
IV. Изучение нового материала
Слово учителя.
«Основоположниками декоративно-прикладного искусства
были гончары, плотники, резчики по дереву и кости, каменщики, кузнецы,
златокузнецы, ткачихи и ткачи, оружейники, маляры — вообще ремесленники, люди,
чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи». Это слова
великого писателя М. Горького, и трудно их опровергнуть.
Невозможно представить наш быт без множества
необходимых предметов: мебели, посуды, тканей, одежды, ваз для цветов и т. д.
Те предметы, которые не только выполняют свои функции, но и обладают
эстетическими качествами, относятся к произведениям декоративно-прикладного
искусства.
Оно очень разнообразно и включает в себя много жанров,
которые определяются практическим назначением вещи (мебель, посуда), характером
исполнения (резьба, роспись), материалом, из которого сделан предмет (металл,
кость,.керамика, стекло). Народные художественные промыслы сохранились до
наших дней. Это предметы убранства и украшения.
У каждого народа есть свои промыслы, обусловленные климатическими
условиями, окружающей природой, традициями. Гжель, Опошня, Косово славятся
глиняной расписной посудой. Филимоновская, дымковская игрушка, выполненная из
обожженной глины, представляет собой фигурки людей, животных, птиц,
выполненные с юмором. Они привлекают буйной красочностью, радостным восприятием
мира. В Беларуси, Литве, Латвии, Эстонии, на севере России ткали из льна
скатерти, полотенца. В высокогорном Дагестане знаменитые чеканщики, граверы,
кузнецы издавна делают из меди и серебра кувшины. У народов Средней Азии,
Казахстана и Западной Украины распространено изготовление ковров. При этом у
каждого народа выработались своя технология, приемы исполнения, своеобразие
рисунка и цветового решения.
Особое место в ДПИ принадлежит росписи. В каждом
регионе она впитала богатство красок и форм, традиции и дух народа. Традиции
петриковской росписи передаются из поколения в поколение. Такие известные
мастера, как Ф. Панко, Н. Билоконь, К. Било-кур, Г. Пата, семья Вакуленко,
создали множество ярких образцов декоративной росписи.
Растительный орнамент является основой композиции, в
которой органично вписываются фантастические птицы, насекомые. Все росписи
делаются без предварительного рисунка карандашом, сразу кистью. Акварель и
гуашь — основные красочные материалы.
V. Практическая работа
1. Слово учителя.
Чтобы создавать композиции петриковской росписи, необходимо
овладеть некоторыми приемами нанесения отдельных мазков.
«Гребешок» — мазок, который начинается с утолщения.
Его выполняют нажимом кисти и заканчивают тоненьким усиком, который передают с
помощью легкого касания кончиком кисти. Положенные рядом несколько таких
мазков напоминают гребешок.
«Зернышко» — мазок, который накладывается самым легким
касанием более сильного нажатия. Когда мазки «зернышко» положены в обе стороны
от стебля острием в разные стороны, изображение напоминает колосок.
«Орешек» — состоит из двух выгнутых мазков,
расположенных друг напротив друга. Заполнив пустое место между полулунками
«гребешковым» или двумя-тремя мазками «зернышко», получим форму, похожую на
лесной орех.
Переходной мазок — кладется одной кистью, но двумя
красками. При этом сухой кистью берут одну краску (например, зеленую), а
потом другую (например, желтую). На бумаге остается след от желтой краски,
плавно переходящей в зеленую.
Отпечаток пальца позволяет создать ягодки.
2. Выполнение тренировочных упражнений.
Задание 1.
Повторите элементы «гребешок», «зернышко», «орешек»,
переходной мазок.
Задание 2.
Создайте несложную композицию из известных вам
элементов петриковской росписи.
VI. Завершение урока
Фронтальная демонстрация завершенных работ. Задание на
следующий урок: принести краски, кисти, ножницы, клей. |