Цель: 1. Расширить знание о видах графики, их назначении;
формировать представления о различных видах гравюр: ксилографии, офорте, линогравюре,
литографии.
2. Развивать образное и творческое мышление; учить
технике граттажа, осознанному подбору выразительных средств графики для
создания ярких образов.
3. Активизировать творческую инициативу, интерес к
окружающему миру.
Оборудование: материалы: плотная белая бумага,
акварельные краски, восковая или стеариновая свеча, черная тушь, мыло или
шампунь, иголка или шило, лезвие бритвы, нож; альбом с шаблонами (с. 48);
зрительный ряд: офорт: Рембрандт. «Фауст»; станковая графика: О. Ренуар. «Дама
с муфтой», цветная линогравюра: Н. Бабаев. «Апшерон»; линогравюра: Е.
Кузовкин. «Рыбаки Прииссык-Куля»; ксилография: Л. Беляев; иллюстрации к лирике А. Пушкина; плакаты, марки, открытки.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
— Назовите известные вам виды графики.
— Где мы можем встретить произведения графики?
— Каковы отличительные особенности графики как вида
изобразительного искусства?
III.
Мотивация учебной деятельности
Довольно часто вы встречаетесь с различными
графическими произведениями, посещая музеи, выставки, рассматривая альбомы,
книги, буклеты, упаковки. Довольно богатый выбор средств выразительности этого
вида изобразительного искусства позволил использовать графику в различных
сферах.
IV. Объявление темы урока
Сегодня мы подробнее ознакомимся с видами графики и
создадим композицию «Инопланетный персонаж».
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Разнообразие материально-технических и изобразительных
средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, вследствие
чего сложились отдельные виды и жанры графики: станковая, книжная, плакат,
промышленная.
К станковой графике относят такие графические
произведения, которые выполняются на отдельных листах бумаги и приобретают
самостоятельное значение. По содержанию станковая графика может быть
представлена портретом, пейзажем, бытовым, анималистическим жанрами. Книжная
графика решает задачи оформления литературного произведения. Плакат — это
художественное средство информации, агитации, рекламы, обучения, инструктажа и
др. его цель состоит в том, чтобы привлечь внимание широкого круга людей к
тому или иному событию. Отсюда и требование к плакату — быть заметным, броским,
лаконичным. Промышленная графика ставит своей целью рекомендовать товар,
выявить его содержание и назначение, украсить упаковку. Необычайно широко
применяется промышленная графика в настоящее время: афиши, почтовые марки,
грамоты, пригласительные билеты, поздравительные открытки и многое другое.
Значительное место в графике занимают произведения печатной графики, которые
представляют собой оттиск на бумаге, шелке и других материалах, напечатанный с
авторской печатной формы. В зависимости от материала, из которого готовится
авторская форма, существуют и различные виды печатной графики: ксилография—
гравюра на деревянной доске, офорт — на металле, литография — на камне,
линогравюра — на линолеуме.
VI. Практическая работа
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности
при работе с иглой, шилом, ножом.
Этапы выполнения работы.
1) Плотную бумагу прокройте прозрачной акварелью
способом «по-сырому» двумя-четырьмя цветами. Цвет можно прокладывать в виде
полосок (горизонтальных или вертикальных), круглых пятен произвольной формы.
2) Высушите закрашенную бумагу.
3) Натрите всю поверхность листа воском или стеарином
(свечкой).
4) Смешав тушь с мылом или небольшим количеством шампуня,
покройте ею весь лист. Процарапывать надо лишь слой воска с тушью, стремясь
открыть цветную поверхность бумаги.
VII. Завершение урока
Демонстрация работ. Задание на следующий урок:
принести бумагу, краски, фломастеры, цветные карандаши, газету или журнал,
клей, ножницы; свою любимую книгу. |