Игра по своей природе многофункциональна, она
способствует воспитанию гармонично развитой
личности. Игра оказывает действенное влияние на
формирование личности ребёнка, способствует его
психологическому развитию – воспитывает навыки
коллективиста, развивает организаторские
способности, в играх ребята учатся быть смелыми,
ловкими, честными и добрыми, в играх рождаются
такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь,
честность и порядочность в соблюдении правил.
Есть игры, которые помогают развивать
любознательность детей, тренируют память,
внимание, умение логически мыслить. Умная,
увлекательная игра всегда оказывает более
действенное воздействие, чем словесные формы
воспитания и обучения детей.
Из всего существующего многообразия различных
видов игр именно дидактические игры тесно
связаны с учебно-воспитательным процессом. Они
используются в качестве одного из способов
обучения различным предметам в начальной школе.
Результаты, которых добиваются дети, доставляют
им много радости и вызывают проявление чувства
творческого удовлетворения. Дидактические игры,
игровые упражнения и занимательные задачи
способствуют развитию способностей и
потребностей познавательного характера,
интеллектуальных и нравственно-волевых качеств,
формированию познавательного интереса.
Дидактические игры и игровые упражнения
стимулируют общение между преподавателем и
учащимися и между отдельными учащимися,
поскольку в процессе проведения этих игр
взаимоотношения между людьми начинают носить
более непринуждённый характер.
Дидактическая игра (игра обучающая) –
это вид деятельности, занимаясь которой дети
учатся. Это является утверждённым, в
педагогической практике и теории, средством для
расширения, углубления и закрепления знаний.
Кроме того, дидактическая игра, представляет
собой самостоятельную деятельность, которой
занимаются дети: она может быть индивидуальной
или коллективной. Дидактические игры относятся к
виду "игр по правилам”, в число которых входят
игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они
являются ярким примером синтеза различных видов
педагогического воздействия на учеников:
интеллектуального, нравственно-волевого и
эмоционального.
Процесс игры подчинён решению дидактической
задачи, которая всегда связана с определённой
темой учебной программы. Она предусматривает
необходимость овладения знаниями, нужными для
реализации замысла игры. "Двойственная
природа” игры – учебная направленность и
игровая форма – позволяет стимулировать
овладение в непринуждённой форме конкретным
учебным материалом.
Дидактические игры состоят из ряда элементов:
- Игрового замысла;
- Дидактической задачи;
- Игрового действия;
- Правила.
Игровой замысел и игровое действие делают
дидактическую игру привлекательным, желанным и
эмоциональным видом деятельности. Игровой
замысел бывает выражен в самом познании игры и в
игровой задаче, путём решения которой дети
начинают понимать практическое применение
полученных ими знаний. Игровой замысел
определяет характер игрового действия, а игровое
действие даёт возможность детям учиться в тот
момент, когда они играют. Правила помогают
направлять игровой процесс. Они регулируют
поведение детей и их взаимоотношения между
собой.
Результаты игры всегда бывают очевидными,
конкретными и наглядными. Соблюдение правил
обязывает детей самостоятельно выполнять
игровое действие, и вместе с тем у них
вырабатывается критерий для оценки поведения
своих одноклассников и своего собственного.
Работа над дидактической задачей требует
активизации всей психической деятельности
ребёнка. Формируются познавательные процессы,
мышление, память, воображение. Усовершенствуется
умственная деятельность, включающая в себя
проведение различных операций в их единстве.
Внимание становится более целенаправленным,
устойчивым, и у учащегося появляется умение
правильно его распределять. Стимулируется
развитие познавательных способностей,
наблюдательности, сообразительности и
любознательности. У детей начинает проявляться
волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил,
являющееся результатом возникшего у детей
интереса к игре, помогает воспитанию важных
нравственных качеств, волевых качеств, таких, как
организованность, сдержанность,
доброжелательность, честность и т.д.
В процессе занятий дидактической игрой
формируется умение работать самостоятельно,
осуществлять контроль, самоконтроль,
согласовывать свои действия и соподчинять их.
Трудности в разработке единой классификации
дидактических игр, связаны с тем, что эти игры
соединяют в себе черты двух видов деятельности.
Можно выдвинуть разделение игр по дидактическим
задачам. Теоретически возможно использование
ряда других оснований, связанных с
принадлежностью дидактических игр в сфере
обучения, таких, например, как степень
самостоятельности учащихся, способ включения
игры в ход обучения. Каждое из этих оснований
даёт свой перечень видов дидактических игр. В
основание классификации вполне правомерно могут
быть положены признаки собственно игровой
деятельности: характер сюжета, ролей, правил и
т.д. В обучении сложилось несколько видов
дидактических игр. Дидактические игры
различаются по обучающему содержанию
познавательной деятельности учащихся, игровым
действиям и правилам, организации и
взаимоотношению детей, по роли учителя.
Перечисленные признаки присущи всем играм, но в
одних отчётливее выступают одни, в других - иные.
Дидактические игры бывают:
- Сюжетные;
- Предметные;
- Соревновательные.
На современном уроке часто используются
дидактические игры, направленные на активизацию
мыслительной деятельности учащихся. Примером
являются различные сюжетные игры, реализуемые в
учебном материале. Такие игры на этапе обучения
способствуют включению детей в учение. Причём
эти игры не требуют какой-то особенной
подготовки, здесь нужна только тщательная
продуманность хода таких уроков. Сюжетные игры
можно проводить в течение всего учебного дня,
подчиняя работу единой цели.
Игра – соревнование и эстафеты. К
таким играм надо подходить осторожно: неграмотно
сформулированная игровая ситуация может стать
серьёзным барьером в овладении собственно
учебной деятельностью. Положительная роль таких
игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и
умений. Но, проводя подобные игры, следует строго
учитывать индивидуальный темп овладения учебным
материалом каждым учеником, а также тип его
нервной системы, поощрять развитие
коллективисткой, а не конкурентной
направленности учебной работы. Для успешного
осуществления учебной деятельности необходим
определённый уровень сформулированности у
учащихся механизмов мышления, памяти и т.д.
Поэтому выделяют те игры, которые направлены на
реализацию этой функции, как, например, и
предметные игры.
Среди общеучебных навыков и умений, которыми
должны овладеть учащиеся в процессе обучения,
особое место занимают умения контролировать и
оценивать свою деятельность. Эти умения успешно
формируются при использовании личностно-ролевой
формы организации учебно-воспитательного
процесса как частного вида дидактической игры.
Это подразумевает введение на отдельных этапах
урока игры "Учитель-ученик”. В течение урока
одни дети выполняют роль учителя, другие –
оценщика, третьи – контролёра. Ученики пробуют
свои силы: необходимо так провести урок, чтобы
было интересно, и чтобы тебя слушали. При этом всё
многообразие деятельности учителя
распределяется между самими учениками. Подобные
игры могут реализовываться в парной или
групповой работе. Дети могут обмениваться
тетрадями и проверять правильность выполнения
задания друг друга.
По характеру познавательной деятельности
дидактической игры можно отнести к следующим
группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительной
деятельности. С помощью этих игр дети выполняют
действия по образцу. Например, игра "Составим
узор”. Дидактическая цель: выявление умения
различать предметы по цвету, форме, расположению.
Средства обучения – набор из девяти фигур: один
красный круг, по два жёлтых и зелёных
треугольника, по два синих и красных квадрата.
Содержание игры: учитель предлагает одному из
учеников составить узор на магнитной доске,
другим у себя на парте. С этой целью он даёт
следующее задание: разместить на середине доски
(или на столе ученика) красный круг, вверху и
внизу от круга два жёлтых треугольника, справа и
слева –два красных. Правее этого узора учитель
предлагает выложить другой: круг посередине, два
красных и два синих квадрата расположить от
круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и
слева – синие квадраты. Затем он просит
составить любой узор из фигур и расположить его
слева от первого узора, сосчитать число фигур в
каждом из них, в двух, в трёх узорах.
2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти
игры направлены на формирование навыков
сложения и вычитания в пределах десяти. Это –
"Математическая рыбалка”, "Лучший космонавт”,
"Лучший лётчик” и др. (Приложение
№1).
3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры
и задачи в другие, в логически связанные с ними.
Например: "Цепочка”, "Математическая
эстафета”, "Составление круговых примеров”. К
преобразующей деятельности относятся также
игры, развивающие навыки контроля ("Лучший
контролёр”, "Арифметический бег”, "Проверь
Угадайку” и др.) (Приложение
№2).
4. Игры, включающие элементы творчества. Это
"Угадай загадки Буратино”, "Загадки Весёлого
Карандаша”, "Определи курс движения самолёта”,
"По какой дорожке ты пойдёшь?” и др. (Приложение
№3).
Некоторые исследователи делят игры на 2 группы:
наглядные и словесные. Игры с использованием
наглядного материала, в свою очередь,
подразделяются на игры с демонстрационными и
раздаточными материалами и игры с различными
игрушками (объектами природы и предметами
обихода). К дидактическим играм с использованием
средств наглядности можно отнести игры –
инсценировки некоторых сказок и книжек –
считалок с применением соответствующих игрушек.
(Толстой Л.Н. "Три медведя”, А.Барто, и др.).
В основе словесных игр лежит опыт детей, их
наблюдения. Задача этих игр состоит в
систематизации и обобщении. Они применяются на
этапах закрепления и повторения учебного
материала. Выделяют следующие виды словесных
игр:
- Игры – путешествия;
- Игры – загадки;
- Игры – поручения;
- Игры – беседы;
- Игры – предложения;
- Игры – сказки;
- Интеллектуальные игры.
Игры – путешествия имеют сходство со
сказкой, её развитием и чудесами. Игра –
путешествие отражает реальные события или факты,
но обычное раскрывается через необычное, простое
- через загадочное, трудное – через преодолимое,
необходимое – через интересное. Цель игры-
путешествия – усилить впечатления, придать
познавательному содержанию некоторую сказанную
необычность, обратить внимание детей на то, что
находится рядом, но не замечается ими. В названии
игры – путешествия, в формулировке игровой
задачи должны быть "зовущие слова”, вызывающие
интерес детей, активную игровую деятельность. В
игре – путешествии используются многие способы
раскрытия познавательного содержания в
сочетании с игровой деятельностью: постановка
задач, пояснение способов её решения, иногда
разработка маршрутов путешествия, поэтичное
решение задач, радость от её решения, отдых. В
состав игры – путешествия иногда входят песни,
загадки, подарки и т.д.
Игры – поручения имеют те же
структурные элементы, что и игры – путешествия,
но по содержанию они проще и короче по
продолжительности. В основе их лежат действия с
предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игровая задача и игровые действия в них основаны
на предложении, что-то сделать: "Собери в
корзиночку все предметы (или игрушки) красного
цвета”, "Разложи колечки по величине”.
Игры – предложения: "Что бы я
сделал...?” или "Что было бы...?” иногда началом
таких игр может быть картинка. Дидактическое
содержание игры заключается в том, что перед
детьми ставится задача и создаётся ситуация,
требующая осмысления, последовательного
действия. Игровая задача заложена в самом
названии, с которого учитель начинает игру. Эти
игры требуют умения соотносить знания с
обстоятельствами, установление
причинно-следственных связей. Педагогическая
ценность их в том, что дети начинают думать,
учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. Главной особенностью
загадок является логическая задача.
Разгадывание загадок развивает способность к
анализу, обобщению, формирует умение
рассматривать, делать выводы, умозаключения. Ю.Г.
Илларионова отмечала: "Загадка, не смотря на
миниатюрность, обладает многими ценными
качествами, так необходимыми в образовательной и
воспитательной работе с детьми. Нужно только,
обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую
глубину и эстетическую привлекательность. Учите
детей отгадывать загадки”.
Игры – беседы. В их основе лежит
общение детей с учителем, учителя с детьми, детей
друг с другом. Отличительными чертами такого
общения являются непосредственность
переживаний, заинтересованность,
добросовестность, вера в "правду игры”, радость
игры. Игра – беседа воспитывает умение
сосредоточить внимание на содержании разговора,
дополнять сказанное, высказывать суждения.
Основным средством игры – беседы является слово,
словесный образ, вступительный рассказ о
чём-либо.
Игры – сказки раскрывают для детей
характер отношений, которые они в силу
подражания незаметно усваивают. Питает игру
художественная литература для детей. Источником,
обогащающим игру, являются наглядно –
изобразительные средства, в первую очередь –
картинки. Например, экологическая сказка для
первоклассников о похождении Эколобка. Она
сделана в виде выпусков. Автор сюжета Л.Н.
Ердаков, художники Л.А. и Т.А. Якушкевич. Герой
народной сказки Колобок оказывается в различных
экологических ситуациях. Он становится членом
многих биоценозов и вступает во взаимоотношения
с живой и неживой природой. Следовательно, на
него воздействует Среда, а он, в свою очередь,
как-то её изменяет. Это уже экологический
персонаж, поэтому - Эколобок.
Первый выпуск. Как и должно быть вначале - он и
от бабушки и от дедушки ушел и покатился по лесу.
События происходят зимой и Эколобок мёрзнет. В
пути он встречает различных зверей, которые
успешно преодолевают зиму и адаптируются к
холоду. Каждый зверь предлагает Эколобку свой
способ согреться. Это либо мышечные усилия (бег,
ходьба), либо теплая шуба, либо нора или берлога.
Эколобок в силу своей конструкции не может
использовать эти советы и ему остается вернуться
к бабушке в теплый дом. Эта короткая история в
картинках показывает ребенку разные варианты
адаптации к холоду у животных.
Активность учащихся возрастает при
использовании специальных интеллектуальных игр,
которые по своему механизму наиболее органично
связаны с процессом познания. Интерес к игре
такого типа определяется исключительно
потребностью человеческого ума в упражнениях.
Интеллектуальные игры обычно заключают в себе
проблему, этим объясняется их привлекательность
для учащихся. Они требуют догадки, поиска, "игры
ума”.
Таким образом, все классификации дидактических
игр исходят из следующих основных
закономерностей обучения:
- Обучение происходит только при активной
деятельности учащихся;
- Чем разностороннее, обеспечиваемая учителем
деятельность учащихся, тем выше качество
усвоения на уровне, зависящим от характера
организуемой деятельности – репродуктивной или
творческой (главные закономерности обучения).
Дидактической игре в начальных классах
свойственны определенный темп, ритм; в её
процессе допустимы пространственные объяснения;
правила должны быть изложены кратко, лаконично,
доступно. Снижает интерес обилие замечаний
дисциплинарного характера, пассивное ожидание
ребёнком своего участия в игре. Учитель должен
сам показывать живой интерес к игре, увлечь
учащихся. В некоторых играх он создаёт ситуацию
ожидания, загадочности. Успех игры зависит от
того, как учитель её проводит. Вялость,
безразличие улавливается детьми, интерес к игре
моментально угасает. В игре дети должны
чувствовать себя свободно, непринуждённо,
испытывать удовлетворение от сознания своей
самостоятельности и полноценности. Игра,
содержащая несколько правил, расчленяется на
составные части и выполняется поэтапно.
В большинстве игр целесообразно вносить
элементы соревнования, что повышает активность
детей в процессе обучения. Для проведения
соревнования учитель, в таблице на доске,
звёздочками отмечает дружную работу команд в
течение урока. Если активность и интерес детей
какой - либо команды ослабевает (например, из-за
того, что команда набрала меньшее количество
звёздочек), учитель должен спросить какого-либо
ученика этой команды, с тем, чтобы за правильный
ответ была получена звёздочка. В конце урока
учитель вместе с детьми, подводя итоги
соревнования, обращает внимание на дружную
работу команд, что способствует формированию
чувства коллективизма. Необходимо отнестись с
большим тактом к детям, допустившим ошибки.
Учитель может сказать, что он ещё не стал
"капитаном” в игре, но если будет стараться, то
непременно им станет. Ошибки учащихся надо
анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не
нарушать впечатления. К разбору ошибок надо
привлекать слабых учащихся.
Форма проведения игры может быть разной:
коллективной, страховой и индивидуальной. При
объяснении нового материала или при его
первичном закреплении целесообразно проводить
игру со всем классом. При организации
самостоятельной работы игра может быть
групповой или индивидуальной. В этом случае
следует использовать игровые карточки. В работе
со слабыми учащимися целесообразно проводить
индивидуальные игры с раздаточным материалом.
Учитель проводит игру со слабыми учащимися
по-разному. В одном случае он может вызвать их к
доске, когда другие заняты самостоятельной
работой, напомнить им правила игры, выполнив с
ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить
закончить игру по карточкам на своем рабочем
месте. В другом случае он организует работу
слабого ученика в паре с сильным, который
помогает первому выполнить игровые действия. В
тех случаях, когда слабые ученики хорошо
усваивают правила той или иной игры, им
предлагают игру с раздаточными карточками.
По результатам психологических исследований
можно выделить следующие профессионально важные
качества педагога в отношении игровой
деятельности детей младшего школьного возраста:
- Умение наблюдать, анализировать игру;
планировать приёмы, направленные на её развитие;
- Обогащать впечатления детей с целью развития их
игр;
- Уметь организовывать начало игры;
- Создавать благоприятные условия для перехода
игры на более высокий уровень;
- Уметь устанавливать игровые отношения в
процессе игры;
- Учить детей оценивать игру и обсуждать её
результаты и т.п.
Сложность руководства игрой связана с тем, что
она является свободной деятельностью детей, и
учителю важно сохранить эту свободу и
непринуждённость. При использовании игровых
ситуаций учитель не создаёт новой игры, а как бы
заимствует элементы "внешкольного” опыта
детей. Чтобы такое использование было успешным,
учитель должен хорошо владеть средствами
экспрессии. Смена темпа, чередование напряженной
работы и небольших пауз – хорошее средство для
разрядки.
Учитель должен очень хорошо владеть методикой
проведения игровых упражнений, четко
представлять их цель, предоставлять детям
относительно большую самостоятельность. Нельзя
предвосхищать игру и давать ей свою оценку, ведь
она может обмануть надежды детей и вызвать
обратную реакцию. И дальнейшие попытки учителя
активизировать внимание учащихся аналогичным
способом могут вызвать в детях негативное
отношение к игре. Вводя игровой прием надо
помнить, равны ли возможности детей, участвующих
в игре. Иногда "мелочи” могут стать причиной
зарождения страха, неуверенности, замкнутости
маленького человека.
Придумывать новую игру на каждый урок
практически невозможно, а частое использование
одних и тех же игр грозит полной потерей интереса
к ним. Как быть? Прежде всего, нужно очень хорошо
чувствовать свой класс, уровень подготовки
детей, их отношение к той или иной предлагаемой
игре. Порой на уроке игровая ситуация
складывается стихийно и идёт от самих детей.
Этого не следует бояться, хотя план урока
придётся корректировать "на ходу”. |