"Полноценное эстетическое развитие каждого –
это не роскошь, а абсолютно необходимый
компонент всестороннего гармонического
развития личности...” – принцип программы
Б.Неменского Воспитательный и образовательный
процессы должны быть взаимосвязаны. Уроки
изобразительного искусства должны не только
знакомить с основами изобразительной грамоты,
учить графически правильному изображению.
Учителю изобразительного искусства необходимо
открыть учащимся радость творческого труда,
выработать у ребят жажду общения с подлинным
искусством, умение сопереживать. Встреча с
прекрасным пробуждает и развивает самые высокие
духовные чувства человека. Важно начать развитие
лучших чувств и эмоций человека как можно раньше.
И с успехом это можно сделать в процессе
постоянного целенаправленного обучения
восприятию искусства учащихся.
В процессе восприятия произведений и
последующей практической изобразительной
деятельности ребята учатся понимать содержание,
смысл изображенного. Видеть, какими средствами
художественной выразительности достигается
задуманное художником.
Сила искусства также и в том, что оно учит
творчески воспринимать окружающую
действительность, приучает образно мыслить и
вносить элемент творчества в любую деятельность.
В процессе ознакомления с произведениями
искусства у школьников формируется
художественный вкус, развивается эстетическое
восприятие, обогащаются их впечатления,
вырабатывается потребность в общении с
искусством.
Переход из начальной школы в среднее звено
сопряжено со многими трудностями. Это и
расширение перечня школьных предметов, и переход
к более научному подходу их изучения. Это
происходит и с программой по изобразительному
искусству. Темы 6-го класса 1 четверти виды
изобразительного искусства и основы их
образного языка кажутся учащимся сложными,
непонятными, а отсюда неинтересными. Необходимо
помочь понять языки изобразительного искусства,
чтобы ребёнок смог понять чувства автора,
воспринять их и пережить как собственные. А
формирование собственного отношения к
окружающему миру, к добру и злу – это ли не
главная задача уроков изобразительного
искусства в целом? Когда подросток начинает
понимать изобразительный язык того или иного
произведения он переживает радость оттого, что
он уже понимает содержание и может его оценить
эстетически.
Было предположено, что помочь в постижении тайн
средств художественной выразительности может
игра и игровые ситуации. Разного типа игровые
ситуации были включены серию уроков по изучению
языков изобразительного искусства. Здесь
предложен один из уроков.
Урок: "Основы языка изображения"
Задачи:
- Воспитывать интерес к познанию нового в
искусстве.
- Воспитывать эмоционально-эстетическую
отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни.
- Научить понимать специфику языков различных
видов изобразительного искусства.
Зрительный ряд:
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда
интересно узнать тайну искусства, тайну
мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта
свои секреты и мы их, конечно, узнать не в
состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в
тайны искусства. Назовите известные Вам виды
искусства.
Учащиеся: Изобразительное искусство;
литература; театр.
Учитель: И у каждого искусства есть
свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке
говорит музыка, из чего она состоит?
Учащиеся: Ноты, мелодия.
Учитель: Верно, а литература?
Учащиеся: Это – слово.
Учитель: А на каком языке говорит искусство
балета?
Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.
Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами
попробуем немного поговорить на языках этих
искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду
это надо сделать на языке литературы, второму
ряду на языке балета, а третьему ряду на языке
рисунка. Подумайте.
Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?
Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.
Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке
искусства. А язык этот могуч – может заставить и
плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого
лебедя, чтобы мы представили, насколько он
прекрасен.
Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по
зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою
стройную шею. Но вот он поднял голову, широко
взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу.
Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует
рассказать о лебеде языком балета?
Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя?
Учащиеся пытаются движениями изобразить
лебедя.
Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску.
Третий ряд предложил свой вариант изображения
лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите,
ребята, каждое искусство, как и каждый народ,
каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы
приходили на балет, мы не ждали, что герои
заговорят или запоют.
Учитель: А вот интересно, на каком языке
разговаривают художники: живописцы, графики,
скульпторы?
Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь,
Саша.
Выберите материал для своей работы. Вам задание
– нарисовать яблоко.
Изобразительное искусство тоже имеет свой
особый язык, который нужно знать, чтобы понять,
что хотели показать художники в своем
произведении.
Два вопроса можно задать по отношению к любому
произведению: "Что?” и "Как?”
У наших художников на вопрос "Что?” ответ один. А
вот на вопрос "Как?”, каким языком, средствами
художественной выразительности он пользуется,
мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала
карандашом. При помощи какого языка она показала
нам яблоко?
Учащиеся: При помощи линий.
Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на
языке линии. А Игорь?
Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал
цветом.
Учитель: У него множество цвета или одно
цветное пятно?
Учащиеся: Цветное пятно.
Учитель: И язык, на котором разговаривал
Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким
средством художественной выразительности он
пользовался?
Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.
Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и
штрихи – языки графики. А у Оксаны?
Учащиеся: У неё много красок, цвета.
Учитель: Оказывается, художник пользуется
различными средствами художественной
выразительности, говорит на различных языках для
передачи своей идеи.
Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО.
Давайте же посмотрим, как ими пользуются
художники, и какие есть у художников ещё тайные
средства?
Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит
с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).
Учащиеся: На языке линии.
Учитель: И что же ещё поразило в этом лице?
Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза,
изящная линия шеи.
Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?
Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией
передать прелесть этой девушки.
Учитель: Каков характер линии в этой работе?
Учащиеся: Она плавная, спокойная.
Учитель: А в этой работе? (П. Пикассо
"Клоун")
Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.
Учитель: Верно, совсем иная линия и совсем
другой характер изображения.
Большие возможности таит линия, а зачем
художники используют пятно? (К.Писсаро
"Бульвар Капуцинов")
Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно,
силуэтом.
Учитель: Посмотрите на эти две скульптурные
работы. Что изобразил художник? (П.Клод
Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с
жеребенком).
Учащиеся: Изображены лошади. Но как? – первая
работа изображает противоборство вставшего на
дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого
человека. И объем, художник трактует динамично,
взволнованно. Совсем иначе передан объём во
второй работе. Каков же его характер здесь?
Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.
Учитель: Да, у объёма – языка скульптуры тоже
есть свой характер: он то, бурный, взволнованный,
то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что
такое ритм?
Учащиеся: Это чередование элементов,
повтор.
Учитель: Приведите примеры ритма,
существующие в природе.
Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи,
смена времен года.
Учитель: Правильно, но оказывается ритм это
ещё один секрет, которым пользуются художники.
(А.Дейнека Оборона Петрограда.)
Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней
её части и нижней. Какие они и для чего художник
применяет их?
Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут
колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм
штыков, строгий, чеканный.
Художник показывает нам решимость этого строя,
передает движение. А в верхней части картины
художник показывает усталость, боль людей,
двигающихся с фронта и ритм такой же –
надломленный, усталый.
Учитель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма;
Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два
живописных произведения. Художники-авторы этих
работ разговаривают с нами языком цвета. Почему
они взялись за краски, что их заинтересовало,
поразило? Им, наверное, было интересно
настроение, состояние природы. И они выразили
свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в
первой картине – Сарьяна?
Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.
Учитель: Правильно сочетание цветов –
колорит здесь хорошо передает накаленный песок,
застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый,
жаркий колорит. А в картине Грабаря?
Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета
переливаются холодными оттенками, как в ракушке.
Замечательно передает художник морозный зимний
день, холодный колорит картины поражает
искрящимся снегом, веселыми солнечными
зайчиками.
Учитель: Оказывается, и у цвета – языка
живописи тоже имеется свой характер, свое
настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств
художественной выразительности – 5 языков
изобразительного искусства. Какие это средства?
Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.
Учитель: Как мы из букв составляем слова, так
и художник в произведении с помощью этих средств
рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда
художник применяет одно из средств
художественной выразительности, чаще они
выступают вместе. Вот это и предстоит вам
выяснить. Каждый сейчас получит репродукции
произведений искусства. Посмотрите и ответьте на
вопрос: что и как изображает художник. Какими
средствами он пользуется для передачи идеи в
своём произведении (индивидуальная работа по
репродукциям).
К следующему уроку посмотрите репродукции с
картин художников, как они используют средства
художественной выразительности в своих
произведениях.
|