Цель: способствовать осознанию учащимися
видов предложений по цели высказывания.
Задачи:
- формировать понятие о видах предложений по цели
высказывания и умение употреблять их в
собственной речи;
- создавать условия для развития творческой
инициативы и самостоятельности;
- воспитывать нравственные качества личности на
доступном учащимся философско - этическом
материале.
Ход урока
I. Организационно - психологический момент.
- Здравствуйте, дети, садитесь.
II. Мотивация.
...Однажды султан решил подвергнуть испытанию
своих визирей. "О, мои подданные!" обратился он к
ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел
бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу
была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет
дверь, станет первым визирем". Один за другим
пытались они открыть дверь и не добившись успеха
- отходили. Но один визирь внимательно осмотрел,
навалился плечом на дверь, толкнул её и - о, чудо! -
она стала поддаваться, появилась сначала узкая
щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и
раскрылась.
Тогда султан сказал: "Ты станешь первым
визирем, потому что полагаешься не только на то,
что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке
каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы
сможете "открыть любую дверь" в науку русского
языка. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.
Пожелайте мысленно себе, своим друзьям и мне
удачи.
- Приступим к работе.
Перед вами лежат рабочие листы, в которых вы
будете сегодня работать. Положите их перед собой.
Внимание на экран. В верхней строке найдите в
"склеенных" словах повторяющееся слово и
подчеркните его.
успехдобротасчастьемшосердиеудачасчастьерадостъмирсчастъездоровьесемъялюбовъдом
- Какое слово подчеркнули? (счастье)
- Какие слова ещё нашли и прочитали в этой
цепочке?
- - Как вы думаете, почему я включила их в этот
список вместе со словом счастье? (потому что все
они, так или иначе, относятся к слову Счастье) В
словаре С.И. Ожегова слово счастье трактуется
как:
1. Чувство и состояние полного, высшего
удовлетворения.
2. Успех, удача, т.е. то, о чём мы только что
сказали.
- Сегодня поразмышляем о том, как вы понимаете
счастье, и в этом нам помогут предложения.
III. Актуализация знаний и целеполагание.
- Внимание на экран. В каком столбике записано
предложение. Зачитайте. Докажи.
Самые счастливые люди те, кто заботится о
счастье других, о, самые, люди, счастье, те,
счастливые, кто, других, заботится.
- Давайте вспомним, что такое предложение?
Предложение - это одно или несколько слов,
выражающих законченную мысль и оформленных
интонационно и синтаксически. Начало
предложения пишется с большой буквы, в конце
ставится соответствующий знак препинания.
Итог: Чтобы донести мысль до собеседника,
каждое предложение произносится с определённой
целью. И сегодня на уроке мы познакомимся с
разными видами предложений по цели высказывания.
IV. Первичное усвоение материала.
- Сейчас вы будете не просто ученики, вы
станете учёными - лингвистами, работая в группе,
понаблюдаете над предложениями и постараетесь
ответить на ряд вопросов. Предложения для каждой
группы записаны на карточке зелёного цвета.
Прочитав их:
1. Выясните, с какой целью произносятся
данные предложения.
2. Предположите, как может называться данный вид
предложений.
3. Какой знак ставится в конце предложения
данного вида.
Ответы на вопросы вы будете оформлять на листе
в виде краткой схемы. Главное - работать дружно,
не очень громко, чтобы не мешать окружающим.
Время работы - 2 минуты.
1-ый ряд:
Счастье дороже богатства.
Счастье не в кошельке, счастье в руках.
Счастье человека в том, чтобы дарить его другим
людям.
2-ой ряд:
Счастлив тот, у кого совесть спокойна?
Счастье дороже богатства?
Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя
счастливым?
3-ий ряд:
Будьте счастливы!
Будьте милосердны к несчастным, будьте
внимательны к окружающим!
-Закончили работу, займите, пожалуйста, свои
места.
-Уважаемые лингвисты, хочется обратить ваше
внимание на то, что во время исследований у
учёных могут возникать множество гипотез и не
обязательно все они могут быть правильными.
Поэтому наша задача - внимательно слушать
выступающих и прийти к единому мнению.
-Итак, первая группа!
(На слайде появляются предложения, с которыми
работали дети, а на доске - схема ребят)
С какой целью произносятся данные предложения?
Как называется данный вид предложении?
Какой знак препинания ставится в конце
предложений данного вида?
- Есть ли вопросы к выступающему?
- Давайте сверим ваши выводы с выводами учёных,
(появляется схема по частям).
- Предложения данного вида сообщают, повествуют
о чём-либо, поэтому называются повествовательные.
В конце таких предложений, в зависимости от
интонации, с которой произносится предложение,
ставится точка (.) или восклицательный знак
(!).
- Совпали ли выводы учеников 1-ой группы? В чём?
- Спасибо за работу. Выступающий второй группы
- пожалуйста.
- Познакомь нас с вашими предложениями и с тем, к
какому выводу пришли вы.
- Вопросы, пожалуйста. (схема)
- Давайте сверим ваши выводы с выводами
учёных, (появляется схема по частям)
- Данные предложения любят задавать вопросы.
Поэтому их назвали - вопросительные. В
конце такого предложения ставится вопросительный
знак (?).
-Совпали ли выводы учеников 2-ой группы? В чём?
-Давайте выслушаем учёных третьей группы.
-Вопросы есть? (схема)
-Давайте сверим ваши выводы с выводами
учёных, (появляется схема по частям)
- Целью таких предложений является призыв,
побуждение человека к действию. Поэтому
называются они побудительными. В конце таких
предложений встаёт гордый восклицательный
знак (!) или точка (.).
-Совпали ли выводы учеников 3-ой группы? В чём?
Итог: - Какие виды предложений бывают по цели
высказывания?
- С какой целью произносится повествовательное
(вопросительное, побудительное) предложение и
какой знак препинания ставятся в конце
предложения?
Рефлексия:
-Проверим, как вы усвоили материал. Я зачитываю
предложение, если оно повествовательное по цели
высказывания, то поднимите сигнал красного
цвета, вопросительные - жёлтого, побудительные -
зелёного.
- Человек, который делает добро другим, чувствует
себя счастливым.
- А разве не счастье, когда рядом близкие, дорогие
люди?
- Ребята, уважайте старших!
- Счастье - это капли росы на траве, тёплый дождь и
пение соловья.
- Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя
счастливым?
- Ребята, а вы как думаете, что нужно человеку,
чтобы почувствовать себя счастливым?
Спасибо за ваши мысли. Действительно, счастье
дороже богатства. Рядом с нами много несчастных,
обездоленных людей. Будьте милосердны к
несчастным! (готовые помочь) Будьте
внимательны к окружающим!
V. Осознание и осмысление учебной информации.
- Готовясь к уроку, я прочла сказку "Встреча
ребят". Герой этого произведения - мальчик
вашего возраста, тяжело болен. Прослушав отрывок
из сказки, подумайте и ответьте на вопрос -
счастлив ли этот мальчик?
...Человек вошёл в дом и увидел мальчика,
сидевшего на маленькой кровати в маленькой
комнате. Он большими, добрыми и немного грустными
глазами смотрел на вошедшего человека, а его
ноги, укутанные мягким одеялом, неподвижно
лежали на кровати. Он был очень болен.
- Я слышал, что у тебя есть то, чего нет у меня, но,
наверное, я ошибся, - неуверенно произнёс человек.
- А у тебя есть счастье? - тихо спросил мальчик.
- Счастье? Что такое счастье? - усмехнулся
человек.
- У тебя нет счастья, иначе ты бы знал, что это
такое, - печально прошептал мальчик.
- А разве ты счастлив? Посмотри внимательно!
У тебя же никого и ничего нет, абсолютно ничего.
Как ты можешь быть счастлив?
- Неправда, у меня много, очень много друзей: у
меня есть море и ветер, у меня есть небо, звёзды и
облака, у меня есть солнце, цветы и бабочки, и они
каждый день дарят мне свою радость. А ещё у меня
есть улыбка, которую я могу дарить своим друзьям.
- Как вы думаете, счастлив ли был мальчик?
- В чём заключалось его счастье? в умении
радоваться жизни, даже такой, какая была у него. В
его доброте, отзывчивости. Ведь сама жизнь - это
счастье.
- В ваших рабочих листах напечатан отрывок из
этого текста. Найдите и подчеркните в нём по
одному предложению каждого вида: 1
-повествовательное, 1- побудительное, 1-
вопросительное.
Проверка (зачитать 2-3 человека). Докажи.
VI. Первичное закрепление учащимися материала.
- Счастье мальчика заключалось, прежде всего, в
умении радоваться жизни. А как вы думаете, в
чём заключается счастье человека? Какие качества
личности позволят человеку по настоящему
почувствовать себя счастливым?
Используя различные виды предложений по цели
высказывания, попробуйте создать свой текст -
размышление из 3-4 предложений, в котором отразите
собственную точку зрения на понимание проблема
Счастья. Начать можно с вопросительного
предложения: "Что же такое счастье?"
Проверка: - Что же такое счастье? (Зачитать 3-4
сочинения)
А вот что думают об этом ваши сверстники. (Видео)
"Счастье - это не тогда, когда у тебя есть
богатство, а когда есть мама, семья, друзья".
"Счастье бывает маленьким и большим. Большое
счастье - это когда нет войны. Маленькое счастье
мы получаем каждый день. Солнце светит - счастье,
получил пятёрку - счастье, с другом помирился,
сделал доброе дело кому-то - тоже счастье. И
вообще жить на Земле - огромное счастье!"
VII. Итог урока:
- Счастье! Это проблема вечная, и люди
по-разному понимают счастье. Но совершенно
очевидно, что доброта, милосердие, радость и
переживание за других создают основу
человеческого счастья. "Стараясь о счастье
других, мы находим своё собственное счастье", -
уже в IV веке до н.э. утверждал древнегреческий
философ Платон. Наслаждаться счастьем -
величайшее благо, но дарить его другим - ещё
большее.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради Счастья людей!
-Спасибо вам за урок, ребята. Будьте счастливы!
|