Цель: изучить размножение, его виды;
изучить бесполое размножение; изучить
вегетативное размножение растений.
Задачи:
- Образовательная: расширить знания
учащихся об особенностях и способах
размножения, значении бесполого размножения в
жизни организмов, значении вегетативного
размножение растений;
- Развивающая: продолжить формирование
умений классифицировать, обобщать и делать
выводы;
- Воспитательная: воспитывать бережное
отношение к растительному миру планеты.
Оборудование. Таблица «Вегетативное
размножение растений», видеофрагмент о видах
бесполого размножения организмов, комнатные
растения (каланхое), дополнительные источники
информации (энциклопедические словари);
учебник, с. 128-131.
Основные понятия и термины урока. Бесполое
размножение, вегетативные органы, деление
клетки, спорообразование, споры, почкование,
половое размножение, половые клетки,
оплодотворение.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
Задание 1. Выполните тестовые задания по
вариантам.
Вариант 1. Выполните тестовые задания с
одним правильным ответом:
1. Какие системы регулируют работу всех органов,
их связь с окружающей средой у
сложноорганизованных животных::
а) эндокринная и выделительная;
б) нервная и кровеносная;
в) нервная и эндокринная;
г) эндокринная и кровеносная.
2. Как называется способность организмов
реагировать на воздействие окружающей среды:
а) регенерацией;
б) раздражимостью;
в) безусловным рефлексом;
г) условным рефлексом.
3. У гидры:
а) нет нервной системы;
б) сетчатая нервная система;
в) узловая нервная система;
4. К железам внутренней секреции у высших
позвоночных животных относятся:
а) железы желудка;
б) щитовидная железа;
в) слюнные железы;
г) поджелудочная железа.
Вариант 2. Выполните тестовые задания с
одним правильным ответом:
1. У какого животного нет нервной системы:
а) у карпа;
б) у пчелы;
в) у бактерии;
г) у пчелы.
2. Самый крупный отдел головного мозга у
млекопитающих:
а) средний мозг;
б) мозжечок;
в) большие полушария;
г) промежуточный.
3. Железа головного мозга вырабатывающая гормон
влияющий на рост:
а) слюнная;
б) щитовидная;
в) гипофиз;
г) поджелудочная.
4. За координацию движений отвечает:
а) гипофиз;
б) средний мозг;
в) промежуточный мозг;
г) мозжечок.
Задание 2. Карточки-задания для
индивидуальной работы.
Вставьте пропущенное слово:
Карточка №1
1. Регуляция жизнедеятельности у растений
осуществляется только с помощью ... веществ.
2. ... ответствен за ориентацию тела в
пространстве. |
Карточка №2
1. У млекопитающих наиболее развит ... мозг.
2. В основе работы эндокринной системы лежит
действие химических веществ ... |
Задание 3.Выберите правильное
утверждение:
1. Мозжечок входит в состав среднего мозга.
2. Спинной мозг находится в позвоночнике.
3. Остеоцит – нервная клетка.
4. Гормон – вещество, выделяемое железами
внутренней секреции в кровь.
5. Условные рефлексы можно вырабатывать у любого
живого организма.
6. Впервые нервная система появляется у
кишечнополостных.
7. Жизнедеятельность растительного организма
координирует нервная система.
8. У гидры сетчатая нервная система.
9. Раздражимостью обладают только позвоночные
животные, а чувствительностью – только
беспозвоночные.
II. Постановка познавательной задачи
– Как вы думаете, нарушение, какого
процесса приводит к вымиранию видов растений и
животных? Наша задача определить механизм,
обеспечивающий непрерывность существования и
увеличения общей численности особей разных
видов.
III. Решение познавательной задачи
Вопросы учащимся:
– Что такое размножение?
Ответ: Размножение – характерное свойство
живых организмов. Благодаря размножению жизнь
продолжается из поколения в поколение.
– Какие формы размножения
встречаются в природе?
Ответ: Половое и бесполое.
– Почему при увеличении числа особей
сохраняются признаки их родителей?
Ответ: Хромосомы, носители наследственной
информации передаются из поколения в поколение.
– В чем смысл размножения для всех
видов организмов?
Ответ: Сохраняется видовое разнообразие. Вывод:
Размножение — свойство
организмов воспроизводить себе подобных,
обеспечивающее непрерывность и
преемственность жизни. При размножении
происходит передача наследственной информации
(хромосом) от родительского поколения следующему
поколению. Учитель:
Существуют два основных типа
размножения - бесполое и половое.
Задание: Используя опорный
конспект,текст учебника (с.127), таблицу и
дополнительную литературу, найдите отличие двух
типов размножения.
Опорный конспект
Бесполое размножение |
Половое размножение |
1. Одна родительская особь
2. Гаметы не образуются.
3. Мейоз отсутствует.
4. Потомки идентичны родительской особи.
5. Приводит к быстрому увеличение числа особей
6. Встречаются у микроорганизмов, грибов,
растений и некоторых беспозвоночных животных. |
1. Обычно две родительские особи
2. Образуются гаметы с одинарным (гаплоидным)
набором хромосом, ядра которых сливаются
(оплодотворение), образуется зигота, которая
несет хромосомы обоих родителей.
3. На какой-либо стадии жизненного цикла
происходит мейоз.
4. Потомки не являются точными копиями
родительских особей.
5. Происходит медленнее, но особи лучше
приспосабливаются к изменениям среды
6. Характерно для большинства растений и
животных. |
Учитель:Какой вывод можно сделать
после изучения сравнительной характеристики
бесполого и полового размножения.
Учащиеся: Бесполое и половое
размножения происходят за счет разных типов
клеток и основан на разных способах их деления..
Учитель: Какой вывод можно сделать,
изучив внимательно пункт 6 данной таблицы?
Учащиеся: У многих организмов
происходит чередование полового и бесполого
размножения.
Задание. Составьте схему «Бесполое
размножение»
Учитель: Какой принцип лежит в основе
классификации разных форм бесполого
размножения?
Учащиеся: Особи наследуют все признаки
материнского организма.
IV. Закрепление материала
1. Выполнение лабораторной работы:
Тема: «Черенкование комнатных растений» Цель:
сформировать умение
размножать растения с помощью вегетативных
органов. Оборудование:
субстрат для укоренения
черенков, рассадные ящики, цветочные горшки,
стаканы с водой, ножницы, нож. Ход работы
- Выберите растение.
- Выберите субстрат для укоренения черенков.
- Срежьте черешок ножом.
- Посадите черешки нижним концом в субстрат и
полейте теплой водой.
- Через 10 дней после укоренения растений
пересадите его в цветочный горшок
2. Демонстрация видеофрагмента «Формы
бесполого размножения»
По окончании просмотра видеофрагментаучащиеся
делают вывод о преимуществах и недостатках
бесполого размножения? Почему многие организмы с
чередованием типов размножения, например гидра,
при неблагоприятных условиях среды используют
бесполое размножение, а при наступлении
неблагоприятных условиях – половое?
V. Задание на дом
1. Изучить главу 18 «Бесполое размножение».
2. Составить кроссворд, с ключевым словом –
РАЗМНОЖЕНИЕ
3. Составить синквейн для слова РАЗМНОЖЕНИЕ
|