Цель урока: показать роль тропов и фигур речи
в текстах художественного стиля; формирование
навыков культуры речи.
Ход урока
Организация начала урока.
Лингвистическая разминка:
Работа с текстом. Спишите текст, вставите
пропущенные знаки препинания.
Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного
повара но к сожалению такой маленький рот что
больше двух кусочков никак не может пропустить;
другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба,
но, увы! Должен довольствоваться каким-нибудь
немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)
Вопросы к классу:
- Какие тропы использует автор, чтобы
подчеркнуть создаваемый контраст?
(Литота и гипербола.)
- Что такое литота?
(Литота - троп, содержащий непомерное
преуменьшение предмета, силы, значения
какого-либо явления.)
- Что такое гипербола?
(Гипербола - троп , содержащий непомерное
преувеличение силы, размера, значения
какого-либо явления.)
Работа по теме урока.
Перед учащимися примеры из текстов. Используя
справочники лингвистических терминов, учащиеся
вспоминают определения тропов.
Например:
А) Слова отзвучивают и утекают как вода - без
вкуса, без цвета, без запаха. Без следа.
(А.Солженицын).
Б) Ох, лето красное! Любил бы я тебя: (А.Пушкин)
В) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне
нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева)
Г) Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с
тощих полей. (С. Есенин)
Д) Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни
печаль. (М.Лермонтов)
По словарю учащиеся определяют:
А) Парцелляция
Б) Риторическое обращение
В) Анафора
Г) Инверсия
Д) Антитеза
Вопрос к классу:
- Вспомните, что такое фигуры речи? Для чего они
служат в тексте?
(Стилистические фигуры, которые называют
риторическими фигурами или фигурами речи, служат
для создания образной речи усиления
выразительности текста. Стилистические фигуры -
это синтаксические построения.)
Сообщения учащихся о стилистических фигурах
речи.
Подведение итогов учителем.
Итак, арсенал изобразительно-выразительных
средств языка, как мы могли убедиться,
исключительно богат и разнообразен. Здесь и
тропы, и стилистические фигуры, призванные
украшать речь, делать ее точной, ясной,
выразительной. Здесь и весь русский лексикон,
заключающий, таящий в себе несметные сокровища,
ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь
перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к
слову.
Проверочный тест.
- Определите, какие стилистические фигуры и
тропы встречаются в данных отрывках.
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(М. Лермонтов)
- Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
- Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь
(С.Есенин)
- Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И.
Эренбург)
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
- Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)
- Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)
- И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как
наша надежда. Как наша молитва:(А.Солженицын)
Ключи к тесту:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4.
Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза.
7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9.
Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.
Домашнее задание. |