Цель: 1. Расширить знания о видах живописи; научить
различать виды монументальной живописи, техники выполнения росписи, мозаики.
2. Развивать собственное видение художественного произведения,
умение создавать образы, учитывая назначение и технику выполнения.
3. Воспитывать аккуратность при выполнении работы;
активизировать творческую инициативу учащихся.
Оборудование: материалы; тонированный картон, клей,
гуашь, яичная скорлупа, кисти; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: образцы монументальной живописи
(фрески, витражи, мозаика), станковой и миниатюрной живописи; образцы детских
работ, имитирующих технику мозаики.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Назовите виды изобразительного искусства.
— Что мы называем живописью?
— Назовите главное выразительное средство живописи.
— Чем живопись отличается от графики?
— Какие виды живописи вы знаете?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Монументальная живопись встречается повсюду: на стенах
домов, станциях метрополитена, в интерьерах общественных зданий, театральных
фойе, спортивных комплексов. Над созданием этих шедевров работают
художники-монументалисты. А представьте, что вы — художники-монументалисты.
Какие здания вы хотели бы украсить?
IV. Объявление темы урока
На сегодняшнем уроке мы создадим имитацию мозаики для
общественного здания.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Живопись подразделяют на несколько видов.
Станковая — самый распространенный вид живописи. Она
выполняется на станке-мольберте, в качестве основы используется дерево, картон,
бумага, но чаще всего холст. Станковая картина является самостоятельным
произведением, обладая богатством цвета, она многогранно и тонко передает
красоту окружающего мира.
Миниатюрная живопись — это произведения небольшого размера,
отличающиеся особенно тонкой техникой выполнения. Она получила большое развитие
в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались
тончайшими заставками, концовками, детально прорабатывались иллюстрации. В
образцах индийской миниатюры, которые украшают страницы рукописных мемуаров
султана «Бабур-кале», видим красочный колорит, плотный непрозрачный слой
красок, ювелирно-тонкий.
Чтобы макет выглядел единым целым, до начала работы
учащиеся должны оговорить технику его выполнения: каким будет решение —
черно-белое или цветное, контрастное или нюансное, будет ли вводится
ограничение цвета, какие будут использоваться материалы: краски или цветные
карандаши и т. д. Учащиеся могут воспользоваться тематикой, предложенной
учителем. Ориентировочные темы:
1. Страна летних каникул.
2. Необыкновенные приключения в королевстве Знаний.
Учитель в процессе работы учит общению в группе, активизирует творческий
процесс.
VII. Завершение урока
Презентация макетов книги, обсуждение композиции,
стилевого единства всех компонентов.
Задание на следующий урок: принести тонированный
картон, клей, гуашь, яичную скорлупу.
рисунок. Миниатюра была рассчитана на близкое
рассмотрение, поэтому большое значение имели мельчайшие детали. Неповторимы и
достойны восхищения работы лаковой миниатюры Палеха. Образам присущи народность
и романтическая приподнятость, миниатюра пронизана патриотической темой.
(Демонстрация соответствующих образцов.)
Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы,
грим, бутафория, выполненные по эскизам художников) помогают глубже раскрыть
содержание спектакля. Художники учитывают удаленность от зрителя, освещенность.
Декорация дает представление о месте и времени действия, эскизы костюмов и
грим выражают индивидуальный характер, социальное положение персонажа, стиль
эпохи и многое другое.
Самым древним видом живописи по праву считают монументальную
живопись. Это особый вид живописных произведений большого размера, украшающих
стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных
социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества,
прославляет их и увековечивает.
Монументальная живопись может выполняться в различных
техниках. Чаще всего это фреска, витраж, мозаика.
Фреска. В переводе с итальянского fresco — означает «свежий», «сырой», так как изображение
наносится на сырую штукатурку стены, когда раствор еще не затвердел и хорошо
впитывает краску.
Витраж мы воспринимаем как картину из цветных стекол
или иного материала, пропускающего свет.
Мозаика же делается из кусочков цветного камня или особого
непрозрачного стекла-смальты. Древние римляне выполняли в этой технике шкатулки,
столешницы. В средние века основное назначение таких мозаик сводилось к
украшению храмов. Мозаику составляют из кусков мрамора, из майолики (куски
керамики, одна сторона которых покрыта цветной глазурью). Такие мозаики
украшают архитектурные памятники в городах Средней Азии: Бухаре, Самарканде,
Ташкенте и др.
VI. Практическая работа
7. Слово учителя.
Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные
размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых пятен,
строгой простоты, ясности контуров и обобщенности пластической формы. Все это
необходимо учитывать в подготовительном рисунке для выполнения имитации
мозаики. Подобную имитацию витража выполним из бумаги. Очень хорошо имитацию
мозаики передает яичная скорлупа, которая имеет натуральный цвет нескольких
оттенков (от белого до темно-бежевого). Для ярких красочных композиций
половинки яичной скорлупы покрывают красками, добавляя несколько капель клея
ПВА, тех цветов, которые предусмотрены в эскизе. Затем отламывают небольшие
кусочки скорлупы, наносят клей, желательно погуще, и наклеивают на подготовленный
рисунок так, чтобы между кусочками оставался небольшой шов.
2. Выполнение тренировочных упражнений.
Задание 1.
Выполните фломастерами двух цветов, например, желтым и
красным, плавный переход от желтого к красному. Для этого фигурок, раскрашенных
желтым цветом, должно быть больше в верхней части, и меньше — в нижней.
Задание 2.
Повторите плавный переход от темного к белому,
используя скорлупу двух разных оттенков (белую и коричневую).
Задание 3.
В альбоме с шаблонами представлены эскизы линейных
рисунков для мозаики. Какая из этих композиций подойдет для выполнения панно,
а какая — для плафона?
3. Создание имитации мозаики.
Выполните имитацию мозаики для украшения общественного
здания. (Дворца культуры, театра, цирка, Дворца спорта, музея и др.)
Постарайтесь выполнить мозаику так, чтобы без труда можно было бы определить,
для какого общественного здания она создана. Дайте название работе.
Этапы выполнения работы.
1) Выполните рисунок (лучше на тонированном картоне).
2) Определите цветовую гамму.
3) Выкрасьте скорлупу гуашью с добавлением клея ПВА в
соответствии с цветовым решением всей композиции. (Скорлупа должна быть с сырых
яиц, предварительно вымытая и обезжиренная моющими средствами).
4) Отламывая кусочки, наклеивайте их на основу
согласно рисунку, оставляя между ними небольшие промежутки.
Примечание: если учащиеся выполняют работу из цветной
бумаги, они могут нарезать одинаковые по форме элементы (прямоугольники,
квадраты, треугольники) и выкладывать их в соответствии с эскизом.
VII. Завершение урока
Демонстрация работ, определение «чистоты» выполнения.
Задание на следующий урок: принести краски, кисти, бумагу, фотографию с
изображением своей семьи. |