Учитель. "Я ещё не осознал тогда всю
огромность потери, постигшей меня. Случись это
теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири,
чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей
последний поклон.
И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная.
Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить
её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в
своих бабушках и дедушках, в близких и любимых
людях отыскали они её, и была бы её жизнь
беспредельна и вечна, как вечна сама
человеческая доброта, — да от лукавого эта
работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли
передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы
меня перед нею.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и
всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет.
И некому прощать...”
Так заканчивается рассказ «Последний поклон»
Виктора Астафьева, давший название целой книге.
Будущий писатель рано лишился родителей, жил с
бабушкой и дедушкой. Став взрослым, Астафьев
напишет книгу-воспоминание, книгу-покаяние. Она
состоит из отдельных глав-рассказов. Все они о
деревенском босоногом детстве, о семье, о
трудовых буднях и нечастых праздниках, о
сибирской природе и о простых людях. Какой из них
выбрать? Каждый по-своему хорош и замечателен.
Послушайте, какое весёлое название — «Конь с
розовой гривой»!
Обратимся к тексту рассказа.
— Скажите, почему мальчику очень хотелось,
чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
("Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских
малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него
розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с
кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но
пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть
под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает
копытами в голый живот. Холодея от ужаса —
потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем
убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конём сразу почёту сколько, внимания!
Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся.
И в чижа первому бить дают, и из рогатки
стрельнуть, чтоб только им позволили потом
откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь
левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать,
надо держать пальцами то место, по которое
откусить положено, и держать крепко, иначе Танька
или Санька так цапнут, что останется от коня
хвост да грива”.)
Верно: для ребёнка это и лакомство, и игрушка, и
нечто большее.
— Почему, ребята, герой рассказа любил
бывать в семье соседа дяди Левонтия?
(— В доме бабушки не было других детей, а у
соседей "были одни ребятишки и больше ничего”.
— Там было весело, там пели по праздникам.
— По словам мальчика, "дядя Левонтий любил
море, а я любил его”.
— Там его жалели, угощали, потому что, по
словам дяди Левонтия, он "был сирота, а вы всёшки
при родителях”.)
— Почему мальчик отправился в лес?
(Он своим трудом хотел заработать на пряник,
который в городе ему должна была купить бабушка.)
— Почему этому плану не суждено было
сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
Давайте в тетрадях запишем такую цепочку:
искушение, преступление, муки совести, наказание,
прощение.
Разбиваем класс по звеньям цепочки. Задача
каждой группы — найти в тексте соответствующий
эпизод, важную цитату для пересказа. Заслушиваем
по порядку.
Рабочие материалы
1-я группа. Главный змей-искуситель —
сосед Санька — "был вреднее и злее всех
левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и
братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в
жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик
никак не мог и легко "попался на уду”, позволил
съесть и свою землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал
обмануть бабушку: "Ты в туес травы натолкай,
сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и
поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался,
пришлось для него из кладовой украсть калач.
3-я группа. Вину свою мальчик
почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской
ожидал возвращения бабушки, думал: "Вон как
хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не
думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится
в кладовке.
4-я группа. "И срамила же меня бабушка! И
обличала же! Только теперь, поняв до конца, в
какую бездонную пропасть ввергло меня
плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня
ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать,
коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж
заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что
пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”
5-я группа. "Я зажмурился и открыл глаза.
Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному
кухонному столу, будто по огромной земле, с
пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах
скакал белый конь с розовой гривой”.
Учитель. А сейчас — несколько трудных
вопроса, и они очень важны.
— Существует русская поговорка "Не выноси
сор из избы”. Почему же бабушка Катерина
Петровна всем, кого встречала в это утро,
рассказывала про проступок внука? (Ответы
учеников.)
Ребята, Виктор Астафьев не рассказал нам, каким
образом раскрылся обман в городе. Мы знаем только
по словам бабушки, что купила ягодки "культурная
дамочка, в шляпке”. Возможно, прямо на рынке,
пересыпая ягоды, она увидела вместо ягод траву и
стала справедливо возмущаться при виде столь
явного мошенничества. Поставьте теперь себя на
место бабушки, и вы поймёте, как стало стыдно и
неудобно пожилому человеку.
— Если вы были внимательны, то, наверное,
заметили, что прощение у бабушки предшествовало
наказанию, ведь пряник уже был куплен, а мальчик
ещё не повинился. Почему, уже зная об обмане,
бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с
розовой гривой?
(— Редко бывала в городе, а только там
продавали такие пряники.
— Понимала, что не обошлось без советов
Саньки левонтьевского, внук был ещё маленький,
бесхитростный.
— Он был сиротой, она хотела его
порадовать.
— Верила, что такое больше никогда не
повторится.
— Очень любила внука и прощала ему всё.)
Помните, в начале урока я сказала, что пряник
для мальчика был и игрушкой, и лакомством. Когда
мы дочитали рассказ, к этому перечню можно ещё
добавить слово "символ”.
— Символом чего теперь можно назвать этот
пряник?
— Какие уроки из этой истории вынес для себя
герой? Почему, не приукрашивая действительности,
писатель рассказывает о себе так правдиво?
— Какова роль дедушки во всей этой истории? (Пересказ.)
— О чём же, по-вашему, этот рассказ? (Ответы
учеников.)
Заключительное слово учителя. Да, этот
рассказ о детстве — чудной поре познания мира,
первых столкновений с жизнью, времени, когда ты
бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок.
Есть такое выражение: "Все мы родом из детства”.
Оно подчёркивает, что детство очень важно в
становлении характера, в формировании
представлений о мире и людях. Это время согрето
любовью и заботой родных людей, их бесконечным
терпением и добротой, поэтому и вспоминается как
счастливая пора в жизни любого человека. А если
оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда
оно было прекрасным, потому и помнится.
Домашнее задание. Прочитайте один из
рассказов из книги «Последний поклон»: «Монах в
новых штанах», «Фотография, на которой меня нет»,
«Осенние грусти и радости». |