Викторина проводится в форме игры "счастливый
случай”. Соревнуются команды примерно по 6
человек в каждой. Команды имеют свою эмблему,
название.
Цели викторины: расширение знаний учащихся о
флоре и фауне; воспитание бережного отношения к
природе; формирование экологического сознания.
Учащиеся под музыку входят в зал. Звучит
приветственное слово ведущего. Команды
представляются. Все рассаживаются за столы.
1 гейм.
Разминка
I. Загадки о живой и неживой природе.
1. Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)
2. Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)
3. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
4. Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда –
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)
5. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
6. В одежде богатой,
Сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
7. Я устраиваюсь ловко
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Крот)
8. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
9. Уж очень вид у них чудной!
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена? (Лев)
10. Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
2 гейм
"Заморочки из бочки”
- Почему у уток на лапках перепонки?
Ответ: эти перепонки нужны уткам, чтобы
передвигаться в воде; утки плывут, вращая
лапками, как ластами. Перепончатой лапкой можно
загребать гораздо больше воды. - Как головастики превращаются в лягушек?
Ответ: у них вырастают передние, затем
задние лапки и отпадают хвостики. - Почему у жирафов шея длинная?
Ответ: жирафы, благодаря длинной шее могут
поедать листья, до которых другим животным не
дотянуться. - Почему погибнет лес, в котором вырубят все
старые дуплистые деревья?
Ответ: в дуплах деревьев живут птицы.
Вырубили лес – улетели птицы – появилось много
гусениц и насекомых – лес погиб. - У птенцов рот ярко красный или оранжевый.
Почему?
Ответ
: красный цвет – сигнал тревоги,
опасности. Привлеченные красным цветом
птицы-родители, суют корм в открытый клюв.
3 гейм
"Темная лошадка”
1. а) Многолетнее травянистое растение, цветы
белые, ягодка как шарик. Запах и вкус необычный.
Растет ягодка на болоте, во мхах, не боится
мороза. Ягоды собирают, варят компоты и варенье. А
еще используют ягоды при заболевании сердца и
снятия болей в груди, при простуде и как
кровоостанавливающее средство. (Морошка)
б) Можно ли охотиться на зверей и птиц весной? (Нет)
2. а) Этот цветок неотделим от русской природы, с
ранней весны и до сентября встречаем его на
дорогах, в парках и садах, в лесу и на лугах.
Листья узорчатые и продолговатые, стебелек
длинный, как трубочка. Известен целебными
свойствами. (Одуванчик)
б) Как можно уберечь животных и птиц от
истребления?
3. а) У меня головка в черной шапочке, спинка,
крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто
в желтый жилет нарядилась. Летом я питаюсь
жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все:
и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные
овощи. Но особенно я люблю несоленое сало.
Догадались, кто я? (Синичка)
б) Какой вред причиняют кислотные дожди? (Загрязняют
водоемы, почвы, губят растения)
4. а) У меня желтые надкрылья с черными полосами.
От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с
противным, раздражающим запахом. Я хорошо летаю и
в воде не тону. Люблю лакомиться зеленью томатов,
картофеля, баклажанов. А детки мои – личинки
красного цвета, очень прожорливы. Кто я? (Колорадский
жук)
б) Как можно остановить размывание почвы? (С
помощью посадки деревьев)
5. а) Мы живем большими семьями. В каждой семье
есть самая крупная самка – матка. Есть у нас и
лентяи – трутни. Но больше всего в нашей семье –
рабочих. У человека мы живем в специальных
домиках. Мы очень любим лакомиться пыльцой и
собирать нектар с цветов. Кто мы? (Пчелы)
б) Что из перечисленного служит источником
загрязнения: самолеты, велосипеды, автомобили,
парусные лодки?
4 гейм
Конкурс капитанов
Разгадывание кроссворда.
5 гейм
"Бегущие минутки”
За 1 минуту дать как можно больше правильных
ответов на вопросы.
Подведение итогов.
Награждение победителей. |