Программное содержание: вызвать интерес,
эмоциональный отклик к изобразительному
искусству. Закреплять знания детей о средствах
выразительности в изобразительном искусстве, о
жанрах живописи. Закреплять навыки в
самостоятельной художественной деятельности,
умение передавать в рисунке свое отношение к
изображаемому объекту, добиваясь
выразительности образа. Развивать чувство цвета,
наблюдательность, умение сравнивать, умение
высказывать собственное мнение. Развивать
интеллектуально – творческие способности детей.
Воспитывать положительные взаимоотношения у
детей, чувство дружбы и ответственности.
Материал. Наборы репродукций картин разных
жанров. Наборы карточек с изображением элементов
пейзажа, портрета и натюрморта. Эмблемы для
каждой команды. Табло с изображением зеленой
полянки с прорезями для вставки бумажных
силуэтов цветов. Силуэты цветов ромашки,
колокольчики. Костюм Незнайки. Рисунки для Незнайки с изображением
смешных
фигур Бульки, Знайки, Пилюлькина. Музыкальное
сопровождение из классических произведений.
Призы (раскраски, карандаши, краски).
Художественный материал: краски, карандаши,
фломастеры, кисти, листы бумаги.
Предварительная работа. Беседы о жанрах
живописи, о гамме цветов. Рассматривание
репродукций. Проведение художественно –
развивающих игр "Собери портрет (пейзаж,
натюрморт)”. Занятие по смешиванию цвета.
Ход викторины.
Звучит торжественная музыка. Жюри из пяти
человек проходят на свои места (на столе у жюри
силуэты цветов, рядом стоят два табло – полянки,
призы). Участники игры заходят в зал.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня
у нас необычный и знаменательный день! Здесь в
этом зале собрались ребята из двух групп, чтобы
принять участие в художественной викторине,
которая называется "Разноцветная радуга”. Это
команда "Карандаши” и команда "Краски”,
которые приготовили друг другу приветствия:
Команда "Карандаши”:
Кисточки, краски, карандаши
Детям и взрослым очень нужны!
Они помогают весь мир оживить,
Листик бумаги в мечту превратить!
Команда "Краски”:
Если взять краски в руки,
То у вас не будет скуки!
Ведущий: Перед вами, ребята, строгое и
справедливое жюри (представить членов жюри).
Оценкой за правильный ответ будут цветы – это
ромашки и колокольчики, которые члены жюри будут
выставлять или "высаживать” на полянке команд
"Карандашей” или "Красок”. Чья команда наберет
больше цветов, та и будет считаться победителем.
А теперь послушайте правила игры:
- Ведущий задает вопрос по очереди каждой
команде. Вторая команда при этом молчит.
- Отвечать на вопрос может любой участник, но при
этом нужно поднять руку.
- Члены команды могут посоветоваться, прежде чем
отвечать.
- Если команда не отвечает на вопрос, право ответа
передается другой команде.
- Ответ должен быть четкий и ясный.
Ведущий: Итак, начинаем 1тур викторины "Веселая
палитра”.
(В зал забегает Незнайка.)
Незнайка: Подождите, как это начинаем? А я? Как
же без меня? Игра, да еще без меня! Здравствуйте!
Это детский сад "Незнайка”?
Дети: Нет, это детский сад "Дельфин”!
Незнайка: Как "Дельфин”? Ой! Правильно! Это же я
Незнайка! А искал я как раз детский сад
"Дельфин”. Меня прислали к вам мои друзья
коротышки из Цветочного городка, как самого
умного, самого умелого, самого…
Ведущий: Погоди, погоди, по-моему, ты хвастаешь.
Правда, ребята?
Дети: Конечно, он хвастает. Незнайка ничего не
умеет делать правильно, он ничего не знает,
поэтому и зовут его Незнайка!
Незнайка: Ничего я не хвастаю, вот у меня и
письмо от коротышек. Они узнали про вашу игру и
решили послать меня, чтобы я научил вас рисовать.
(Ведущий берет письмо у незнайки.)
Ведущий: Ребята, послушайте, что пишут жители
Цветочного городка: "Дорогие ребята! Посылаем к
вам Незнайку учиться искусству живописи”
Незнайка: Я умею рисовать, просто всем
коротышкам почему-то не нравятся мои рисунки. А
мне нравятся. Вот посмотрите. (Незнайка
показывает свои рисунки с изображением Бульки,
Знайки, Пилюлькина, которые нарисованы с
искажением формы и пропорций. Дети смеются,
высказывают свое мнение.)
Ведущий:Знаете, ребята, я думаю, это очень
хорошо, что Незнайка именно сегодня попал к нам
на викторину. Если ты, Незнайка, будешь сейчас
внимательно слушать и запоминать, что будут
говорить и делать дети, ты обязательно научишься
рисовать так, чтобы всем нравилось. Устраивайся
рядом и внимательно слушай.
Итак, первый вопрос:
- На минутку в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
(Радуга) - Назовите все цвета радуги.
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) - Какие цвета являются основными или главными?
(Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные
цвета) - Как получается фиолетовый цвет?
(Смешиваем синий и красный цвет) - А если мы желтый смешаем и красный,
Какой тогда цвет получаем?
(Оранжевый)
Незнайка: А цвет для елки, огуречка,
А цвет для травки у крылечка?
Ведущий: Это и будет шестой вопрос.
О каком цвете спрашивает Незнайка, и как его получить?
(Это зеленый цвет. Смешиваем желтый и синий цвет)
Ведущий: Все цвета делятся на две группы.
На какие две группы делятся все цвета?
(Теплые и холодные)
Какие цвета называются холодными и почему?
(Синий, голубой, фиолетовый – холодные цвета.
Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана)
Какие цвета теплые? И почему они так называются?
(Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца)
Ведущий: В радуге нет белого и черного цвета. Но
эти цвета есть в природе. При смешивании с
другими цветами они меняют цвет. Следующий
вопрос:
Какой цвет получится, если смешать белый и красный?
(Розовый)
Какой цвет получится, если смешать белый и синий?
(Голубой)
А теперь самый главный вопрос обеим командам – что помогает художникам
написать картины такими
яркими, живыми, выразительными?
(Цвет)
Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным?
(Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная
природа, некрасивая одежда на людях, вещи,
игрушки, книги станут неинтересные, люди
печальные)
Ведущий: Цвет – это первый помощник художника,
с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас
окружает таким, какое оно есть на самом деле;
можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!
Пока жюри подводит итоги 1 тура я объявляю
"Веселую разминку”. Знаете ли вы, что рисовать
можно не только красками и карандашами? Рисовать
можно еще и из самих себя. Команда "Карандаши”
"рисуют” елочку, а команда >"Краски”
- "ежа”. Можно садиться, стоять и даже лежать, но
главное – дружно договориться между собой, как
это сделать.
(Дети изображают фигуру ежа и елочки)
Ведущий: Жюри оценивает "Веселую разминку” за
дружное исполнение, а мы начинаем 2 тур викторины
"Мир живописи”. Вы хорошо знакомы с жанрами
живописи. Перед вами наборы репродукций. Их нужно
разложить по жанрам, а затем объяснить на какие
группы вы их разложили. Выигрывает та команда,
которая быстрее справится с заданием и даст
правильный ответ.
(Дети выполняют задание, отвечают на вопрос –
жанры, портрет, пейзаж, натюрморт)
Ведущий: Следующее задание: разобрать по
группам карточки с элементами портрета,
натюрморта и пейзажа. Оценивается быстрота,
правильность выполнения и дружное согласованные
действия между ребятами.
(Дети получают наборы карточек с элементами
жанров и распределяют их на три группы)
Ведущий: Объявляется последний 3 тур викторины
"Мы – художники”. Теперь художниками будете вы.
Незнайка: Меня нарисуйте, меня!
Ведущий: Хорошая идея, но немножко нескромная!
Все дети будут рисовать только тебя?
Незнайка: Но ведь все будут рисовать меня по –
разному! Кто-то нарисует мое доброе и веселое
лицо – получится портрет. Кто-то может
нарисовать меня на прогулке в лесу, на речке или
на Луне – получится пейзаж. А кто-то, возможно,
нарисует меня в виде игрушки с мячом или с
карандашами и красками – тогда это будет
натюрморт. Вот и получится, что рисунки будут
разные, но везде со мной.
Ведущий: Ну и что мы решим, ребята? Принимаем
предложение Незнайки?
(Дети соглашаются)
Ведущий: Можно использовать любой материал,
который вы найдете за столом или за мольбертом:
краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные
мелки.
(Дети выбирают художественный материал по
желанию. Самостоятельная деятельность. Звучит
спокойная, тихая музыка. Работы выставляются
перед жюри. Подведение итогов. Слово жюри.
Поздравление победителей. Вручение призов.)
Ведущий: Ну, вот и закончилась наша игра.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует!
Цветы и птицы,
Лес из сказки…
Все нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
Незнайка: До свидания, мои дорогие друзья.
Спасибо за хороший урок и ваши рисунки. Я у вас
многому научился. До новых встреч! |