Ответы: 1. Вектор. 2. Заряд. 3. Работа. 4. Телефон. 5. Кинематика. 6. Термос. 7. Кулон. 8. Сопративление. 9. Калория. 10. Ядро.
Ключевое слово: траектория.
Ведущий: Послушайте загадки. Отгадывают их болельщики команд. Этим командам и передаются заработанные за отгадки очки. Итак, загадки.
1. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)
2. Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно. (Электричество)
3. Без ног бежит, без огня горит. (Электричество)
4. Сам с лоток, а борода с веник. (Молоток)
5. У конька, у горбунка деревянные бока. У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)
6. Востружка-вертушка уперлась в винт ногой, потерял болтун покой.(Отвертка)
7. В земле белеет, а с поля едет на спине. (Борона)
8. Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)
9. Зубастые, а не кусаются. (Грабли)
10. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 ч будет солнечная погода? (Нельзя, так какчерез 72 ч опять будет полночь)
Конкурс "Шутливая физика”
1. Чему равно расстояние между двумя столкновениями школьников на перемене? (Длине свободного пробега)
2. Какой кулон нельзя повесить на шею? (Кулон – единицу электрического заряда)
3. Какой мениск нельзя повредить при падении? (Мениск – кривую поверхность на границ жидкости с твердым телом)
4. Каким метром нельзя измерить длину? (Метр – это также учитель, наставник)
5. Какие кольца нельзя надеть на палец? (Кольцо Ньютона)
6. За какую решетку нельзя упрятать? (За дифракционную решетку)
7. Какая моль не проедает одежду? (Моль – единица количества вещества)
8. Какая дырка ведет себя как положительно заряженная частица? ("Дырка” в полупроводнике)
9. Какое поле нельзя засеять? (Электрическое или магнитное поле)
10. Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (Электрический проводник)
Конкурс: "Кто первый скажет: "Эврика!”
Команды должны решить по 5 экспериментальных или конструкторских задач на смекалку (каждую – один из участников команды).
Задача 1. Поднимите картофелину со дна заполненного водой аквариума, не касаясь ее руками. Объясните опыт. (Оборудование: аквариум с водой, картофель, детское ведерко, лопатка, соль)
Задача 2. Определите объем тела неправильной формы. (Оборудование: мензурка, стеклянная банка с водой, нитка, камушек, линейка)
Задача 3. Соберите воду из кюветы в стакан, не переливая ее. Объясните свои действия. (Оборудование: кювета с водой, стакан, кусок бумаги, спички)
Задача 4. Подтвердите экспериментально вывод: давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально плотности и высоте столба жидкости. (Оборудование: сосудс жидкостью, стеклянный цилиндр без дна, кружок из плотного картона, стакан с подкрашенной жидкостью)
Задача 5. Сконструируйте и оформите фонтан.Объясните принцип его действия. (Оборудование: широкий сосуд, сосуд с водой, резиновые и стеклянные трубочки, зажим, штатив с принадлежностями, цветной картон, бумага, клей, ножницы)
Конкурс: "Чей эшелон длинней?”
В основу данного игра положено выстраивание учащимся цепочку формул на компьютере, в которых каждая последующая начинается с той буквы, которой кончается предшествующая. В игре участвуют две команды учащихся. Предлагается выбрать капитанов, которые организуют всю деятельность команд.
Преподаватель кратко излагает предстоящую игровую деятельность. К доске приглашаются капитаны команд, которые записывают первые формулы, а последнюю букву обводят кружком. Затем приглашаются другие участники, по одному из команд. Если кто-то из них не знает , то занимает свое место, приглашаются другие и так далее.
Побеждает та команда, у которой найбольшее количество "вагонов”.
Ведущий: "Музыкальная пауза”
Болельщики каждой команды ставят концертный номер (песню или стихотворению).
Конкурс: "Транспорт. Техника”
1. Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь … (Паровоз)
Вопрос 1. Что служит рабочим телом у двигателя паровоза? Ответ: пар.
Вопрос 2. С какой целью между подошвой рельса и шпалой помещают широкую металлическую подкладку? Ответ: чтобы сила давления рельса на шпалу распределялась по большой площади и шпала меньше деформировалась и изнашивалась.
2. Смело в небо проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? ... (Самолет)
Вопрос 1. Как выгоднее самолету влетать: по ветру или против него? Ответ: выгода при взлете определяется скоростью самолета относительно воздуха: чем больше, тем больше подъемная сила. При взлете по ветру скорость самолета относительно воздуха равна его скорости относительно Земли минус скорость ветра. При взлете против ветра скорость самолета относительно воздуха равна сумме названных выше скоростей.
Вопрос 2. Каково назначение винта самолета? Ответ: винт, захватывая воздух и отбрасывая его назад, создает частично тягу. Надувая воздух на крыло, он образует подъемную силу.
3. По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? … (Пароход)
Вопрос: пароход вышел из реки в открытое море; изменится ли его осадка? Ответ: да; будет меньше, так как плотность морской воды больше, чем пресной, поэтому выталкивающая сила возрастет.
4. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (Автомобиль)
Вопрос. Автомобиль подъезжает к горе. Что должен сделать шофер: увеличить скорость машины или уменьшить? Ответ: уменьшить, поскольку это при прежней мощности мотора позволит увеличить его силу тяги.
5. На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже,
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь … (Велосипед)
Вопрос 1. Каковы траектории движения точки обода велосипедного колеса при равномерном и прямолинейном движении велосипедиста в системе отсчета, жестко связанной с а) вращающимся колесом, б) рамой велосипеда, в) землей? Вопрос 2. Какие виды передач используется в велосипеде? Ответ: цепная передача.
6. Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай! Отправляется …(Трамвай)
Вопрос: прочему осенью у трамвайных линий, проходящих в районе парков, бульваров, садов, вывешивают плакаты с надписью: ”Осторожно, листопад!”? Ответ: потому что раздавленный на рельсах опавший лист выделяет влагу, которая, как смазка, уменьшает трение и может помешать торможению.
7. Ходит полюшком коровушка
Саженый язычок.
Режет травушку коровушка
Под самый корешок.
Кто или что это? (Самоходная сенокосилка)
Вопрос: почему, с физической точки зрения, косить траву легче при росе? Ответ: роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей степени деформируется (изгибается) и его легче срезать. Кроме того, роса играет роль смазки, облегчающей движение косы.
8. С края на край режет черный каравай.
Кончит, повернется, за то же возьмется.
Что это такое? (Плуг)
Вопрос: какое из двух полей – с песчаной почвой или глинистой, с точки зрения физики, следует после дождя запахивать в первую очередь и почему? Ответ: прежде надо пахать поле с песчаной почвой, так как в ней содержатся капилляры, по которым вода быстро поднимается вверх и почва стремительно высыхает.
9. Возле уха – завитуха,
А в середке – разговор.
Отгадай, что это такое. (Радионаушник)
Вопрос: как устроен и работает телефон?
10. Она с винтом пустилась в пляс,
А он, кружась, в доске увяз.
Что это? (Отвертка)
Вопрос: в каких видах движения участвует шуруп, когда вы ввинчиваете его в доску с помощью отвертки? Ответ: в поступательном (входит в доску) и во вращательном.
Конкурс –"Кто лучше знает физические приборы?”
На демонстрационный стол выставляют для каждой команды электрический прибор. Один из членов команды должен назвать его, кратко охарактеризовать, рассказав о принципе работы, правилах эксплуатации и применении в науке и технике.
Ведущий. Закончился конкурс. Пока жюри подсчитывает баллы и выявляет победителей, посмотрим физические опыты. В ней в основном ставятся занимательные физические опыты.
Опыт 1. "Бумага крепче дерева”.
На двух бумажных кольцах, зажатых в штативе, подвешивают тонкую деревянную рейку длиной до 1 м. Затем ассистент резко ударяет по ней палкой диаметром 25–30 мм. После удара рейка ломается, а кольца остаются целыми. Опыт повторяют несколько раз. Ведущий задает вопрос: "Почему бумажные кольца оказались крепче дерева?”
Опыт 2. "Вареное яйцо "вползает” в бутылку”.
Берем пол-литровую молочную бутылку, вареное куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки.
"Почему?” – задает залу вопрос ведущий.
Опыт 3. С одной и той же высоты по наклонной плоскости скатывают одновременно две бутылки, имеющие одинаковые массы. Одна наполнена водой, другая – смесью песка с опилками. (Перед началом опыта демонстрируют с помощью весов, что массы бутылок действительно равно.) Бутылка с водой скатывается быстрее, чем бутылка с песком. Как объяснить явление?
Опыт 4. Состоит из ряда экспериментов, выполнение которых связано с энергичными действиями учеников, например:
а) погасить пламя свечи, дуя на нее через воронку. Объяснить, почему свеча не гаснет;
б) "загнать” металлический шарик, лежащий на столе, в сосуд от калориметра, не прикасаясь к шарику. (Ответ: надо накрыть шарик сосудом, привести сосуд вместе с шариком в быстрое вращательное движение; затем резко поднять – шарик окажется в сосуде.) Вопрос: знаете ли вы похожий на этот опыт трюк мотогонщиков? (Ответ: да, это езда по вертикальной стене на мотоцикле.)
Ведущий. Для заключения жюри подводить итоги и объявляет победителей.