1 раунд (Разминка, вопросы для всех команд)
- Полвека назад эту науку называли «наукой
лопаты» или «наукой разбитых горшков». О какой
науке идет речь?
- Продолжите ряд: палеолит, мезолит…
- Какую жизнь вели стада первобытных людей?
- Почему в первобытном обществе не было рабов?
- Перечислите этапы развития рисунка в палеолите.
- Что такое петроглиф?
- Из чего изготавливались иглы и нитки для
первобытных «портных»?
2 раунд (Более сложные вопросы, требующие
обстоятельного ответа, даются каждой команде
отдельно)
- Большую часть истории человечества называют
каменным веком или эпохой камня. Означает ли это,
что в те времена все орудия труда делали только
из камня?
- Около 6 тысяч лет назад люди заметили, что
некоторые камни не раскалываются от удара.
Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая,
приобретают новую форму. Что вы знаете об этом
открытии первобытных людей?
- В схватке с крупным животным копье было
могучим оружием. Однако, в конце ледникового
времени мамонты вымерли, меньше стало и других
крупных зверей. Люди стали чаще охотиться за
мелкими животными, быстро бегающими. Необходимо
было оружие. Что это за оружие?
- Иногда в наши дни ученые называют старейшин в
родовых общинах «первобытными библиотеками».
Почему их так называют?
- О чем свидетельствуют «макароны», обнаруженные
на стенах пещер?
- Известно, что наскальные рисунки Альтамирской
пещеры датируются палеолитом (эпоха мадлен).
Какие черты живописи на это указывают?
3 раунд (Задание даётся каждой команде)
Все команды получили одинаковые кроссворды.
Задание: кто больше даст правильных ответов за
определенное время.
Пока команды заняты отгадыванием кроссворда,
болельщикам предлагается ответить на вопросы и
принести команде дополнительные баллы.
- Из чего древнейшие люди делали посуду?
- Какие виды искусства зародились раньше всех?
- Кто был главой семьи в эпоху палеолита?
- Что изменилось в жизни людей с похолоданием на
земле?
- Как разделялся труд между мужчиной и женщиной в
каменном веке?
- Могли ли сварить суп люди палеолита?
- На месте древнего поселка археологи нашли груду
костей оленя, мамонта, бизона. Совсем мало костей
домашних животных – свиней, коз. Какой способ
добывания пищи был главным, а какой
второстепенным?
4 раунд (Вопросы для всех команд)
- Археологи обследовали стоянку первобытных
охотников, живших несколько десятков
тысяч лет назад. При раскопках
был обнаружен скелет однорукого мужчины,
погибшего под обрушившимся сводом пещеры.
Изучение скелета показало, что мужчине в момент
смерти было около 50 лет, а свою руку он потерял
еще в юности.
- Что можно сказать о жизни первобытных
охотников?
- Известно, что первобытные охотники и собиратели
жившие родовыми общинами, умели считать и знали
арифметические действия: умножение, деление,
складывание и вычитание.
- Каким действием люди овладели прежде всего?
- У племени кули, живущего на Филиппинах, есть
такая легенда. Когда бог задумал создать первых
людей (все остальное, в том числе и животных он
уже создал), он вылепил из глины две человеческих
фигурки и, утомившись, заснул.
Воспользовавшись этим, приползла огромная
змея и съела фигурки. Бог вынужден был лепить
новые. Но и их постигла та же участь. Так
повторялось много раз. Однако, Бог – на то он и
Бог – все-таки нашел выход. В очередной раз
занявшись лепкой, он начал не с людей, а вылепил…
И поставил её ночью рядом с человеческими
фигурками.
- Предположите, кого вылепил Бог и что было
дальше?
Подведение итогов. Награждение
команд-победителей.
Вопросы составлены по книге Литвинова
«История становится ближе». |