Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 22:25:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Владимир Александрович Киршин "Рассольники"
31.03.2010, 13:07:47
Цель урока: создание условий для осмысления учащимися роли семьи в жизни человека и общества, сложности взаимоотношений между родителями и детьми; осмысление необходимости внимания, уважения к личности ребенка; взаимопонимания в семье.
Задачи: формирование интереса к современной литературе, в том числе к литературе Прикамья; формирование навыков целостного анализа эпического текста, совершенствование и развитие навыков творческого чтения.
Оформление доски: Эпиграф к уроку:
«Мы, кажется, только сейчас, когда многие жизненные уклады в России бездумно и хищно порушены, начинаем по-настоящему постигать такие понятия, как «семья» и «род». Юрий Беликов, соб. корр. газеты «Трибуна»
(Из рецензии на сборник стихов жителей поселка Майский «Майское небо», 2005 г.) Выставка сборников современных пермских поэтов и писателей. Схема, отражающая художественный мир рассказа.

Предварительная работа: чтение рассказа; знакомство с биографией В. Киршина; распределение заданий для исследования текста по группам: Каким Артем был до путешествия с отцом? Его отношение к миру, к близким людям, к себе самому. Исполняется заветная мечта. Отчего мальчику стало страшно? Как принимает мальчика мир отца? Обратите внимание на пейзаж и сцену в электричке. Как складываются отношения с отцом? Понимают ли отец и сын друг друга? Какие изменения происходят в душе Артема во время этого путешествия? Обратите особое внимание на финал рассказа. Почему утром после ночевки в лесу отец и сын одновременно вспоминают маму? Какие чувства переживает Артем? Как выражает свое отношение к происходящему автор? Какова взаимосвязь последних слов рассказа («Это будет твое отечество. И это приказ.» И засмеялся») с названием и идейным содержанием произведения? Найдите еще один эпизод, где упоминается слово «отечество». Объясните смысл названия рассказа «Рассольники».
                                                                          Ход урока
I. Вступительное слово учителя.

Тема взаимоотношений «отцов и детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения – тема вечная. Насколько она важна сегодня, говорит эпиграф к уроку.
Эта тема раскрывается и в рассказе современного пермского писателя Владимира Александровича Киршина. II. Беседа по выяснению восприятия текста.
(Работа по схеме, отражающей художественный мир рассказа, систему образов).
– Мы с вами уже заметили, что на описание жизни Артема до путешествия с отцом (а это 16-17 лет!) автор отводит одну страничку, зато путешествие (день, ночь и утро следующего дня) рассматривается детально. Во что автор так внимательно вглядывается, что ему хочется увидеть и показать читателям?
III. Постановка проблемного вопроса
– Как повлияло на отношения Артема с родителями путешествие с отцом?
IV. Анализ-исследование текста.
Заслушиваем отчеты групп по самостоятельной работе с текстом. После ответа группы – беседа на углубление понимания содержания.
– Что вы считаете главным в отношениях Артема с окружающими в замкнутом мирке?
Автор подчеркивает одиночество Темы рядом с мамой (вечная спешка, приказы, борьба, забота мамы о здоровье сына) и одиночество в школе. Не случайно «членом семьи» становится телевизор, он дает отдых – надежность и покой; можно ни о чем не думать, никто не беспокоит, никто не нужен, кроме отца. Этот замкнутый мирок неинтересен Теме, он мечтает о большом, «отцовском» мире.
– «Кажется, это все-таки случилось». Исполняется заветная мечта. Отчего Артему страшно? Что он знал о внешнем мире до путешествия?
Артем знал, что «большой мир» может быть жестким, негостеприимным, как с мамой.
Это мир мечты, мир вымышленный. А вдруг он в действительности совсем не такой?
Отец – хозяин внешнего мира. Так думал Тема в детстве. А каков отец на самом деле? Если Артем разочаруется в нем, то жизнь потеряет смысл; не будет мечты – не будет цели.
– Как принял Артема отцовский мир?
Это мир сказочный, необыкновенный, наполненный неодушевленными предметами. Здесь у Артема появляется друг Торба, его понимают и поддерживают в электричке, юноша ощущает вкус победы: «все дочки-матери, что они могут против их мужского корпуса?»
Лес и небо во время ночевки представляются Артему юртой, где надежно и уютно, как в одеяле перед телевизором.
– В электричке Тема боится расплакаться от «неправильного счастья». Они с отцом «рассольники» – «вагон наш, вокзал наш, мужской – и лес». Но так ли уж безмятежны взаимоотношения с отцом?
Артем устал, когда заблудились в лесу. В душе растет обида на отца. Он такой же, как мать. Не считается с Артемом, велел сидеть и ждать, ничего не объясняя. «Вообще родители таковы – притащат в жизнь, а зачем и насколько – сами не знают». Снова все то же, что и в отношениях с матерью.
– И все-таки изменения происходят. Все самое важное – в финале, в конце рассказа. В счастливейший момент своей жизни Артем оглядывается на прошлое. О чем он думает?
В это утро Артем заново «родился из отцовской куртки ножками вперед». Он смотрит на своих родителей новыми глазами. Он впервые по-новому увидел любовь матери, ее страх за сына, впервые засомневался: «Хорошо это или плохо?»
– Отец одновременно с Артемом вспоминает о маме. О каких «новых, удивительных далях» думает он?
V. Выводы. Концептуальное осмысление.
– «Сдвинулись горы у него на душе, сдвинулись с привычного места, и сразу дали себя знать их невероятная тяжесть и гигантские размеры – годы, горы, горе – за что?»
Какое отношение к героям выразил автор этими словами? Кому сочувствует, кого и в чем упрекает?
– Какова основная мысль рассказа?
– Почему рассказ называется «Рассольники»?
Отец и сын впервые почувствовали, что они все (и мама тоже) из одного рода – «рассольники». Они – одна семья. Сможет ли эта семья обеспечить сыну надежность, защищенность, чтобы не было страха перед большим миром или апатии, равнодушия к себе и к жизни?
VI. Рефлексия.
– Что изменилось в вашем восприятии рассказа в ходе урока?
– Какие средства создания образа и выражения авторской позиции помогли в этом?
VII. Чтение стихотворения пермского поэта А.Ф. Старовойтова «Я не знаю, что такое счастье?» 
– В чем стихотворение перекликается с рассказом?
Счастье, когда есть близкие люди и есть общие интересы и желание быть вместе, заботиться друг о друге. Счастье – это полная семья.
VIII. Домашнее задание:
написать отзыв о рассказе.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 1877 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0