Да ведают потомки православных
Земли своей минувшую судьбу.
А. С. Пушкин
Цели урока:
Развивающие
- С помощью нестандартных заданий выявить
уровень знаний учащихся
- Определить недостатки и пробелы, попытаться
ликвидировать их
- Расширить уровень знаний с помощью просмотра
фильма
- Усилить заинтересованность детей.
Образовательные
- Выяснить причину принятия христианства на Руси
- Последствия этого события для страны.
Оборудование к уроку:
- мультимедиа-проектор (проекционное устройство);
- аудиоадаптер + акустическая система (колонки,
наушники);
- микрофон;
- интерактивная доска;
- карта "Киевская Русь”;
- интерактивная доска;
- рабочие тетради;
- оформленная доска (понятия, эпиграф, рисунки см.
РИС.1,2,3,4,5, домашнее задание).
- Загрузить презентацию
(740,5 КиБ)
Основные понятия: христианство, иудаизм,
ислам, язычество.
План урока:
- Организационный момент 2 мин.
- Повторение материала с помощью Друга Всезнайки
5 мин.
- Изучение нового материала. 20 мин.
- Работа с картой (находится в презентации) 3 мин.
- Работа с учебником. 3 мин.
- Просмотра фильма о выборе веры. 3 мин 1 сек.
- Закрепление материала с помощью нахождения
ключей от ящика с сокровищами. 2 мин.
- Домашнее задание. 1 мин.
- Список использованной литературы и материалов.
- Самоанализ. См. Приложение
1.
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя: (зачитать эпиграф
урока). Обсудить его значимость с детьми.
А помогать нам на уроке будет мой друг, очень
умный Всезнайка. Слайд 2
2.
Наш новый друг Всезнайка хочет узнать, как
хорошо вы знаете, изученный ранее материал и он
приготовил для Вас вопросы. Давайте ответим на
них.
– Вы готовы?
– Пожалуйста, Всезнайка, задавай свои коварные
вопросы. Слайд 3
Как назывались статуи божеств из
дерева или камня?
В кого еще, кроме богов, верили славяне?
Каких славянских богов Вы знаете?
Как называлась религия древних славян? |
Какие Вы умнички! Вы ответили на все вопросы!
Всезнайка дарит ВАМ путешествие для поиска
сокровищ. Но есть одно условие, сюрприз закрыт на три
замка, и нам надо найти три ключа.
Для этого нужно будет найти ответы на сложные
вопросы нашего Всезнайки, если Вы справитесь до
конца урока, то клад будет Ваш, и так в путь.
Для начала наберем побольше знаний в дорогу, о
князе Владимире Святом или еще он ВАМ известен по
былинам как князь Красное солнышко. Всезнайка,
поможет мне, рассказывать материал.
3.
Владимир, сын князя Святослава начал княжение в
980 году, после победы над своими братьями. СЛАЙД 4.
- Заставил вновь платить дань Киеву вятичей и
радимичей.
- Для защиты южных рубежей от печенегов, начал
строить "засечные черты” представляющие собой 4
линии крепостей, валов и сигнальных вышек.
- Разгромил Волжскую Булгарию, которая чинила
препятствия торговле.
- Вокруг Киева объединились все
восточнославянские племена, а враги опасались
нападать на Русь. СЛАЙД 5.
4.
С Византией, самым мощным соседом, князь
старался поддерживать торговые отношения, а мир
держался на заключении браков: сам Владимир
женился на сестре императора Анне. СЛАЙД 6.
Будучи мудрым правителем, князь Владимир
понимал, что его власть нуждается в религии,
способной сплотить все племена, укрепить
княжескую власть. Византия была прекрасным
примером, власть императора ничем и никем в ней
не ограничивалась, а церковь лишь подкрепляла ее
статус.
А вот и первый вопрос от Всезнайки! СЛАЙД 7.
Вот так вопрос!!
5.
– А ну-ка ребята давайте попросим помочь наш
учебник, откроем его на странице 34. Внимательно
прочитайте пункт "Причины принятия
христианства на Руси” и найдите ответ на вопрос
Всезнайки. На работу 3 минуты.
Возможные ответы детей:
- Желание укрепить государство
- Неудача языческой реформы
- Давние отношения с Византией
- желание укрепить княжескую власть
- укрепление международного авторитета Руси
– Скажи, Всезнайка, мы ответили? Появляется
первый ключ.
Владимир не сразу выбрал христианство по
греческому образцу. Князь выбирал среди
нескольких религий. СЛАЙД 8.
К князю прибыли послы, с которыми он подолгу
беседовал, выясняя суть их веры, и в каждой
находил неудобства для государств.
6.
Фильм о выборе веры. СЛАЙД 9.
И только рассказ о греческой вере пришелся ему
полностью по душе, для государственных
стремлений, о которых мы уже сказали.
7.
Я вижу, Всезнайка приготовил новый вопрос.
СЛАЙД 10.
– Ох, Всезнайка, какие сложные вопросы у тебя,
кто же ребята знает правильный ответ?
Ответ: (Княгиня Ольга, мать Святослава).
– Молодцы, ребята, у нас уже второй ключ.
Продолжим наше путешествие?
Вопрос – пояснение: Кому, каким слоям
населения, кроме княгини было выгодно принимать
христианство? Почему? СЛАЙД 11, 12.
Ответ: (Купцам и торговцам, потому что они часто
бывали ив Византии. Принятие веры способствовало
приобретению преимуществ: посещение бани,
выгодные торговые договоры).
Теперь Всезнайка готов задать последний
вопрос. СЛАЙД 13.
– Ура, мы нашли все ключи и нашли сокровища.
СЛАЙД 14.
Согласитесь ребята, что главные сокровища, это
не монеты и не украшения, это знания!
Но все эти изменения касались внутренней жизни
древнерусского общества. Что же касается внешней
политики, то христианство дает возможность
утвердиться Киевскому государству наравне с
европейскими государствами.
Христианству предстоял еще долгий и сложный
путь становления в славянском мире, но в итоге
оно станет тем, без чего сегодня сложно
представить историю и культуру нашей страны.
ПРОВЕРИМ, ЧТО ЛЕЖИТ В НАШЕМ БАГАЖЕ ЗНАНИЙ?
Значение христианства: пишут сами дети.
- Укрепление власти князя, сплочение общества.
- Возникала Русская православная церковь
- Появление школ и художественного церковного
искусства (создание фресок, икон, мозаик,
древнерусская архитектура без единого гвоздя).
- Смягчение нравов: исчезла кровная месть,
многоженства, убийства стали реже, ограничена
алчность, люди стали помогать бедным.
- Изменился быт наших предков.
8. Домашнее задание $ 5, дописать значение
христианства. СЛАЙД 15.
Спасибо за работу, урок закончен. До встречи во
вторник. |