Цель: продолжение знакомства учащихся
с традиционными народными промыслами России.
Задачи:
- углубить знания о народном декоративном
искусстве;
- освоить принципы цветовой композиции на основе
цветовых ритмов;
- продолжить развитие эстетического и
художественного вкуса, творческой активности и
мышления учащихся.
Оборудование:
- для учителя: наглядные пособия,
презентация к уроку "Владимирский верхошов”
(см. приложение), компьютер, экран, проектор.
- для ученика: тетрадь, карандаши.
Межпредметные связи: история,
география, изобразительное искусство.
Ход урока
1. Вводная часть
1. Организационный момент
2. Проверка рабочего места.
2. Содержание урока
1. Сообщение темы
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, с
какими видами вышивки мы с вами познакомились в
5-х и 6-х классах? (Простые ручные швы и счетные
швы.)
Посмотрите на рисунки и вышивки расположенные
на доске и скажите мне, пожалуйста: "Какими нами
изученными швами вы могли бы выполнить эти
вышивки?” (Стебельчатым швом, тамбурным швом.)
– А, выполняя этими швами вышивку, мы получим
такой же результат?
– Нет. Вышитая работа будет выглядеть иначе.
– Давайте сделаем вывод.
– Мы не знаем, какими швами выполнена работа. Но
мы можем их изучить.
Мы продолжаем знакомиться с традиционными
вышивками земли русской. И сегодня наш путь лежит
во Владимирскую область в село Мстеры. Вышивка, с
которой мы начинаем наше знакомство называется
"Владимирский верхошов”.
2. Беседа по теме урока
– Вышивка всегда была и остается одним из самых
любимых видов народного искусства.
У каждого народа своя вышивка, не похожая ни на
какую другую. Она отличается и узорами и способом
вышивания и определенными сочетаниями цветов.
Очень много прекрасных художественных изделий
выполнено народными мастерицами нашей страны.
Каждая вышивка имеет свое название. Оно
произошло или от того места, где возникла
вышивка, или от техники ее исполнения.
Бытование вышивки на Владимирской земле
отмечено не одним десятком веков. Вышитые
изделия, найденные на территории
Владимиро-Суздальского княжества XI – начала XII
века в захоронениях сельского населения,
характеризуют развитое декоративно-прикладное
искусство.
Фрагменты тканей, сохранившие древнюю вышивку,
позволяют восстановить фактуру нитей и
особенности орнамента. Установлено, что вышивки
выполнялись в основном шелковыми и золотыми
нитями по шелку, который служил для отделки
праздничного костюма, обшивки ворота или
накладного воротника. Золоченые или серебряные
нити, скрученные с льняной основной нитью,
служили различным техникам вышивки.
Гладь в старинных золотошитых изделиях
выполнялась так, что лицевые нити образовывали
плотные стежки. Позже золотая вышивка
выполнялась техникой "в прикреп", когда нити
прикрепляются к ткани при помощи шелка, что
позволяет сохранить целостность основного
изделия без проколов жесткой золоченой или
серебряной проволокой. Вероятно, именно эта техника легла в основу
"владимирского шва" или "верхошва", в
котором крупными стежками застилается лишь
лицевая сторона орнамента.
Характер орнамента владимирской вышивки
менялся под воздействием заимствований из
парчовых тканей, ювелирных изделий, привезенных
с востока.
Неоспоримо влияние христианской культуры, в
частности окладов икон, книжных заставок и,
главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы
города Владимира.
Наследовав старинные золотошвейные традиции,
привнося и развивая народные черты декоративной
вышивки, на Владимирских землях утвердились два
промысла – мстерский и александровский.
Вышивают владимирскими швами в поселке Мстера
Владимирской области.
Известно, что мстерский промысел не только
продолжил древнюю традицию вышивки
растительного орнамента, но и создал свой стиль
вышивки белой и цветной гладью, так называемый
"владимирский шов".
Одностороннюю гладь, ее называют верхошов,
выполняют цветными нитками – мулине или цветной
шерстью. Яркая, нарядная, цветная гладь, где
доминирует красный цвет декорирует скатерти,
настенные панно, портьеры, покрывала, платья и
блузки, вышитые верхнешвом, представляют собой
подлинно высокое мастерство.
Традиционный мотив мстерской вышивки – венок,
в центре которого изображается роза, окруженная
полевыми цветами: незабудками, колокольчиками,
васильками или ягодами смородины, земляники,
вишни.
Тема природы в работах мстерских мастериц
раскрывается широко и разнообразно. Это зависит
от творческой манеры вышивальщицы.
К примеру, тема народной песни, сказки, басни
перекликается в вышивках с уборкой льна, жатвой,
сбором урожая плодов в связи с изобразительными
природными мотивами.
Кроме того, изображение человеческих фигурок,
зверей, птиц воссоздает полную картину жизни.
Вышивку владимирским швом часто дополняют
нарядными накладными сетками, которые имитируют
фон, заполняют сердцевину цветка. Своеобразный
мстерский растительный орнамент, развивая
традицию любовного отношения к родной природе,
сочетается с фоновыми мережками.
Рабочий инструмент русских
искустниц-вышивальщиц несложен. И во Мстере, и в
Александрове нехитрый инструмент вряд ли
перетерпел большие изменения с незапамятных
времен. Два кола, планочки и накатки с ровными
палочками для ослабления и натяжения полотнища
ткани, над которым трудится вышивальщица – так
устроены пяльцы для ручной вышивки.
Образная система орнаментации владимирской
вышивки не только отразила мировоззрение
периода становления русской культуры, но также
органично вошла в современную систему духовных
ценности. Владимирский верхошов выполняют толстыми
крупными стежками, которые заполняют узор только
на лицевой стороне. На изнаночной стороне по
контуру узора образуются небольшие стежки в виде
пунктира.
Поэтому владимирские швы называют еще и "верхошвами”.
Основной цвет вышивки – красный и немного
синего, желтого, зеленого.
Выполняется шов на плотных тканях: льняном
полотне, сукне, шерсти.
Вышивают верхошов в 6-8 ниток мулине или
шерстяной пряжей.
Стежки кладутся на лицевой стороне не плотно
друг к другу, а так, чтобы они едва касались друг
друга, но не оставляли просветов. Направление
стежков зависит от формы узора.
Применяется этот шов для украшения
декоративных вещей.
3. Практическая работа
Составление рисунка для вышивки
Прежде чем приступить к работе, давайте
вспомним, что такое орнамент?
Любой, даже самый мастерски исполненный
рисунок можно испортить неправильной
композицией.
Композиция – это не только умение грамотно
расположить объекты в плоскости рисунка,
объединить их в единое целое, но и умение
заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к
своей работе.
Законы композиции
Композиция” в переводе с латинского
compositio обозначает сочинение, составление,
расположение.
Композиция всегда должна выстраиваться вокруг
главного объекта или действия.
Все второстепенные элементы должны
подчиняться, не должны отвлекать внимание или
быть лишними (необязательными).
С помощью второстепенных предметов взгляд
человека должен постоянно направляться к
главному. Они должны, словно по определенному
маршруту, вести взгляд зрителя к смысловому
центру композиции.
Чтобы сделать хорошую композицию, существуют
определенные правила и приемы:
Особая роль отводится ритму в произведениях
народного и декоративно-прикладного искусства.
Все многочисленные композиции разнообразных
орнаментов построены на определенном
ритмическом чередовании их элементов
Ритм – это чередование каких-либо элементов в
определенной последовательности.
Это может быть, к примеру, ритм повторяющихся (в
меру) цветовых пятен, фигур, расположенных на
определенной "линии”, которая ведет глаз к
композиционному центру.
Именно там расположено самое главное, то, ради
чего собственно и затевался весь этот рисунок.
Композиционный центр должен, в первую очередь,
привлекать внимание. Центр выделяется цветом,
укрупнением изображения, контрастами и другими
средствами.
Симметрия в искусстве основана на реальной
действительности, изобилующей симметрично
устроенными формами. Например, симметрично
устроены фигура человека, бабочка, снежинка и
многое другое. Симметричные композиции –
статичные (устойчивые), левая и правая половины
уравновешены.
В симметричной композиции элементы узора
расположены почти зеркально по отношению к
центральной оси рисунка.
Асимметричная композиция может быть
уравновешенной и неуравновешенной. Большое
светлое пятно можно уравновесить маленьким
темным. Много маленьких по размеру пятен можно
уравновесить одним большим. Вариантов множество:
уравновешиваются части по массе, тону и цвету,
пространством между ними.
В асимметричной композиции иногда равновесие
совсем отсутствует, если центр находится ближе к
краю картины.
В композиции нет мелочей. Все должно быть
продумано, и, конечно же, формат рисунка.
Он производит, скорее, психологическое, нежели
художественное впечатление.
Квадрат (или приближенный к квадрату
прямоугольник)/ круг – создает ощущения
надежности, покоя, стабильности. В квадрате/круге
хорошо рисовать статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали,
подходит для орнамента в полосе, создавая ритм. В
таком формате лучше всего использовать детали
среднего размера орнамента. Этот формат более
приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали – более легкий,
летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него
идеально вписывать фигуры людей и птиц, древа.
Это краткие основы композиции рисунка. Эти
правила можно использовать в любой технике
рисования.
Совет – выберите одно-два средства, приема и
пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок,
это не улучшит его, а только создаст ненужный
хаос.
Главное для художника – не создать рисунок по
шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную
композицию.
4. Практическая часть
Используя иллюстративный материал, приступаем
к самостоятельной работе составлению рисунка
для вышивки.
3. Итог урока
- Выставка и обсуждение работ.
- Что нового узнали на уроке.
- Уборка рабочего места.
|