Цели:
1. Образовательная:
- объяснить понятия влажность воздуха, относительная
влажность воздуха, насыщенный пар;
- показать практическое применение способа измерения
влажности и значимость понятия в жизни человека.
2. Развивающая:
- развивать умения моделировать и проводить мысленный
эксперимент;
- устанавливать логическую взаимосвязь наблюдаемых явлений
и состояния окружающего мира.
3. Воспитательная:
- воспитывать компетентность в сфере самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, основанная на усвоении и учении
применять полученные знания в повседневной жизни;
- формировать отношения учащихся к ценности физических
знаний для человека, к ценности научного подхода к изучению явлений
окружающего мира.
Оборудование:
- проектор, компьютер, экран и презентация на электронном носителе;
- таблицы влажности воздуха, гигрометр, психрометры, банки с водой (1 с крышкой).
Приложение
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Я рада всех вас приветствовать. Садитесь.
II. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым физическим
понятием. Но для начала мы вспомним, что изучали на прошлых уроках. Проведем
маленький опрос: «Найдите ошибки в тексте, предложенном на экране».
III. Проверка домашнего задания.
Процесс перехода вещества в газообразное состояние,
происходящий с поверхности жидкости называется плавление (испарение).
- Что же такое испарение? (Выслушать 1-2 человек.)
Испарение происходит при температуре испарения (при любой
температуре).
- При какой температуре происходит процесс испарения?
При испарении поверхность жидкости «покидают» молекулы с наименьшей
кинетической энергией (наибольшей).
- Какие молекулы покидают поверхность жидкости при испарении?
При испарении температура жидкости повышается (понижается).
- Как изменяется температура жидкости при испарении?
Интенсивность испарения зависит от: площади свободной поверхности жидкости,
температуры жидкости, наличие ветра... (+ от рода жидкости).
- От чего зависит испарение?
Процесс перехода вещества из газообразного состояния в
жидкое, называется комбинацией (конденсацией).
- Что такое конденсация?
IV. Подготовка к восприятию темы.
С явлением испарения и конденсации связано другое физическое
понятие. Определить тему урока вам помогут загадки.
- Без глаз, а слезы проливает. (Дождь.)
- Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было
Растворилось молоко,-
Стало видно далеко. (Туман.) - На дворе переполох:
С неба сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град.) - Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает
Утром опять улетает. (Роса.) - Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло, оно все сошло. (Снег.) - Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (облака) - Книзу летит капельками
А кверху – невидимкою. (Вода.)
- Какое понятие объединяет явления природы?
- Как говорят в обиходе об окружающей среде, если на улице идет
дождь, снег и т.д. (Понятие - влажность.)
V. Сообщение темы. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока «Влажность воздуха».
- Что вы знаете о влажности воздуха?
- Где встречались с этим понятием?
- Зачем человеку нужно знать о влажности?
Ребята, что такое влажность воздуха? Попробуйте сформулировать это понятие,
используя знания о конденсации и испарении жидкости
1. Введение понятия влажность.
А теперь обратите внимание, как определяется понятие влажности
в разных источниках.
Влажность – содержание водяного пара в атмосфере. (Большой Энциклопедический
Словарь.)
Влажность – это наличие в воздухе паров воды. («Я познаю мир». Детская
энциклопедия.)
Влажность – это содержание в воздухе водяного пара, поступающего в процессе
испарения. (Учебник географии 6 класс Т.П. Герасимова.)
Пользуясь предложенными определениями и вашими ответами,
сформулируете понятие влажность.
- Что такое влажность? (Воздух + водяной пар =
влажность воздуха.)
- Как водяные пары попадают в атмосферу? (В процессе испарения.)
- От чего зависит скорость испарения? (От площади свободной
поверхности жидкости, температуры жидкости, наличие ветра, рода жидкости.)
2. Введение понятия насыщенный пар.
Перед вами две банки с одинаковой жидкостью – водой
(открываем одну банку).
Сравните их.
- В чем сходство? (Одинаковые банки и уровень жидкости в них.)
- Испаряется ли жидкость в сосудах? (Да, испарение происходит в 2 банках.)
- В чем различие? (В закрытом сосуде одновременно с испарением
происходит конденсации жидкости.)
Правильно, одновременно с испарением происходит конденсация.
Конденсация и испарение уравновешивают друг друга. Это
называется динамическим равновесием. Пар, находящийся в динамическом равновесии
со своей жидкостью называется насыщенным паром.
В закрытой банке над жидкостью пар насыщенный.
- А в атмосфере пар насыщенный или ненасыщенный? (В атмосфере пар чаще всего ненасыщенный т.к. она является
«открытым сосудом».)
- Всегда ли в помещении одинаковое количество водного пара?
(Привести пример с кухней –
мама, пришла на кухню, а потом начала варить суп.)
- Изменилось ли количество
водного пара в воздухе? (Да, изменилось, увеличилось.)
- Как вы думаете, пар стал насыщенным или еще нет? (Дети могут
ответить по- разному.)
3. Введение понятия относительная влажность воздуха.
Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, так как мы не
знаем насколько водный пар далек от насыщения. Ведь, чтобы о степени влажности
воздуха, важно знать, насколько близок или далек водный пар от насыщения.
Для этого существует понятие относительная влажность воздуха.
Относительная влажность воздуха – это отношение количества содержащего водяного
пара к тому количеству, которое требуется для полного насыщения воздуха при
данной температуре. Относительную влажность воздуха выражают в процентах.
4. Работа в тетради.
Это понятие мы запишем в тетрадь. Откройте тетрадь в
клеточку. Запишите тему урока и определение относительной влажности с формулой.
Относительная влажность насыщенного пара всегда –100%.
- А может ли быть относительная влажность 0%? (Нет, это значит,
что в воздухе вовсе нет водных паров. Такое практически невозможно.)
- Зачем человеку нужно знать о влажности воздуха? (Чтобы знать погоду, чтобы
одеваться соответственно, в сельском хозяйстве ...)
- Можно, ли измерить относительную влажность воздуха? (Можно,
по радио, телевидению говорят, что относительная влажность ... %.)
5. Подготовка к практической работе.
Люди научились измерять относительную влажность воздуха.
Давайте и мы с вами определим относительную влажность в
классе. Перед вами лежат два прибора и таблица.
- Назовите эти приборы. (Термометры.) Чем они отличаются?
Один термометр (показываю) обернут куском влажной марли, его
называют «влажным», другой – «сухой».
Разберемся с принципом действия этих приборов.
Если я нанесу на руку немного воды (показываю).
- Что я ощущаю? (Холод-рука отдает тепло воде.)
Теперь я подую на руку (показываю).
- Что я ощущаю теперь? (Еще
больший холод – при ветре скорость испарения увеличивает, а процесс испарения
требует притока тепла.)
Посмотрите на показания сухого и влажного термометров. Они
отличаются, чем меньше водяных паров в воздухе, тем быстрее испаряется вода с
поверхности влажной ткани, тем сильнее отличается показания влажного термометра
от сухого.
- Какова влажность в помещении, если показания сухого и
влажного термометров одинаковы? (100%-пар насыщенный.)
Рассмотрите таблицу.
- Какие показания занесены в 1 вертикальную колонку? (Показания
сухого термометра.)
- Какие показания занесены в 1 горизонтальную строчку?
(Разность показаний сухого и влажного термометров.)
- Как нам, пользуясь таблицей определить влажность воздуха?
(Найдем нужный столбец и строчку, на их пересечении определим число.)
6. Практическая работа.
Измерьте влажность воздуха в классе. Не забудьте определить
цены деления приборов. (Ребята измеряют относительную влажность воздуха в классе
самостоятельно.)
- Какие показание у вас получились? (Разные, приборы могут быть
не точные.)
Для более точного определения существуют приборы которые
называются гигрометры и психрометры
Психрометр (показываю).
- Из чего он состоит? (Термометра сухого и влажного и таблице.)
- Как пользоваться этим прибором? (Снять показания сухого и
влажных термометров, определить влажность показания термометров, на пересечении
столбца и строчки определить показания.)
Волосной гигрометр (показываю).
- Почему говорят «как с гуся вода», «мокрый как курица». (Перья
у гуся покрыты жиром, а у курице нет.)
Исследователи обнаружили, что волос
(человеческий и у животных) меняет длину в зависимости от влажности воздуха. В
основу этого явления и положен принцип работы волосного гигрометра.
7. Решение качественных задач.
Задание:
- Почему запотевают очки, когда человек с мороза
входит в теплую комнату? (Теплый воздух конденсирует пар на очки.)
- Как по внешнему виду отличить в бане трубу с
холодной водой от трубы с горячей? (Холодная с конденсатом.)
- Почему фрукты, которые достали из холодильника
начинают покрываться влагой?
- В какое время года влажность воздуха в помещениях
пониженная? (Зимой - работает батарея.)
8. Определения значимости влажности в жизни человека.
- Зачем мы должны знать о влажности воздуха?
- К чему может привести повышенная влажность, а пониженная?
- А как можно в домашних условиях повысить или понизить
влажность воздуха?
9. Дополнительный материал.
Удивляйся! А вам известно, что если кому-либо из жителей,
обитающих на северо-западе китайской провинции Юньнань, нужен дождь, то они
просто выходят из дома на улицу и начинают кричать: «Дождик!.. Дождик!..
Пуще!..». И дождь на самом деле не заставляет себя ждать. Причем чем сильнее
кричит человек, тем сильнее сыплет дождь, чем дольше кричит, тем дольше идет.
Такой феномен наблюдается высоко в горах Гаолигуншань, где расположена группа с
под названием «Заколдованные». Если на берегу любого из этих озер кто-нибудь
громко заговорит или закричит, тут же с неба проливается вода. Ученые полагают,
что воздух в этой местности настолько насыщен влагой, что малейшее сотрясение
его вызывает образование из паров воды дождевых капель..
VI. Подведение итога урока.
Подведем итог урока.
- Что такое влажность воздуха?
- Как измерить влажность воздуха?
- Что нового вы узнали?
Может у вас остались вопросы или появились новые? Это очень
хорошо, значить есть о чем поразмыслить. Ответы на некоторые вопросы вы узнаете
на следующих уроках, а на некоторые получите из учебников.
Домашнее задание: § 17, 18 учебника, раб. тетрадь
стр. 64-66.
Выставление оценок.
Урок закончен, до встречи на следующем уроке.
Приложение |