Активизировать учебный процесс, добиться
устойчивого внимания можно, зная, что среди всех
мотивов учебной деятельности самым действенным
является познавательный интерес, возникающий в
процессе учения. Он не только активизирует
внимание, умственную деятельность в данный
момент, но и направляет ее к последующему решению
различных задач. Устойчивый познавательный
интерес и внимание формируются разными
средствами. Одним из них является дидактическая
игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей
богатое своими последствиями чувство удивления,
живой интерес к процессу познания, помогают
усвоить любой учебный материал. Игра ставит
ученика в условие поиска, пробуждает интерес к
победе, а отсюда стремление быть быстрым,
внимательным, ловким, собранным, уметь четко
выполнять задания, соблюдать правила игры.
Дидактическая игра учителем может
использоваться, и как форма обучения, и как
самостоятельная игровая деятельность и, как
средство воспитания различных сторон личности.
Ее систематическое применение способствует
повышению эффективности психолого-
педагогической работы по развитию внимания у
детей младшего школьного возраста.
Из всего выше изложенного следует, что через
дидактическую игру учитель может повысить у
учащихся не только внимание на уроке к слову и
действию учителя, она приучает детей думать,
проникать в суть явлений, делает учащихся
активными участниками учебно-воспитательного
процесса. А от того, насколько сознательно,
творчески, с желанием будут учиться дети в
начальной школе, зависит их дальнейшая
самостоятельность, их мышление, умение связывать
теоретический материал с практикой. Это
доказывает актуальность темы работы "Влияние
дидактической игры на развитие внимания младших
школьников”.
Дидактическая игра, как форма обучения
содержит два начала: учебное и игровое. Учитель
одновременно в игре является и учителем и
участником игры. Он учит и играет, а дети, играя,
учатся. Если на уроке расширяются и углубляются
знания, то в дидактической игре ученикам
предлагаются задания в виде загадок предложений
– вопросов, специальных упражнений.
Замечательно, если на одном уроке учитель
совершает с учениками до 15–17 переходов от одного
вида занятий к другим: т.е. дети слушают, затем
считают, пишут, отвечают на вопросы и т.д.
Управлять вниманием класса такому педагогу
намного легче, ведь важнейшим источником в
процессе обучения или игре является его интерес.
Пробуждение интереса однозначно приводит к
пробуждению внимания.
Учитывая все это, начиная с первых дней ребенка
в школе, я стремлюсь включать в урок различные
дидактические игры. Так в игре " Минутка”, в 1-м
классе, дети учились включаться в учебную
деятельность, например, быстро и аккуратно
готовить свое рабочее место к уроку. Кукла
Минутка ежедневно напоминала ребятам:
"Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать
урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книга,
ручка и тетрадки?” Подобную игру провожу и в
конце урока: "Скоро прозвенит звонок. Собери в
портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги,
ручку и тетрадки”.
Интересны игровые упражнения, в процессе
которых дети учатся отбирать необходимые
принадлежности и рационально располагать их на
парте. "Есть у нас девиз такой: все, что нужно,-
под рукой”, - говорят дети и по сигналу Минутки
отбирают нужные для урока принадлежности,
располагая их так, чтобы ими было удобно
пользоваться.
Во втором полугодии 1-го класса достаточно было
без проговаривания стихов показать Минутку, и
дети за кротчайший срок готовили рабочее место. К
концу второго года обучения был сформирован
прочный навык в организации рабочего места. Так
без принуждения и нравоучений, дети учились быть
учениками.
Первоклассники очень любознательны, отзывчивы
на все окружающее, расположены к усвоению нового,
и интерес их не должен угасать на протяжении
всего урока. А интерес проявляется только тогда,
когда все понятно и доступно. И игры помогают в
этом.
С первых уроков обучения грамоте, для
поддержания интереса я использую много игрового
материала. Необходимо включить процесс
формирования у детей навыка чтения в более
широкую, содержательную и интересную
познавательную деятельность, формировать этот
навык не как самоцель, а как способ решения
познавательных задач. При таком подходе
многократное чтение материала урока перестает
быть мучением. Чтобы решить эту задачу я
использую разнообразные приемы, например:
анализ, составление и чтение слов из разрезной
азбуки, чтение по слоговым таблицам и, конечно
чтение в процессе дидактических игр. Мною
собрана "Копилка дидактических игр по обучению
грамоте и чтению”.
Одна из важнейших задач, которая встает перед
учителем в период обучения детей чтению,
заключается в развитии у детей беглого чтения, т.
е. способности воспринимать во время фиксации
взгляда как можно больше единиц чтения. Техника
беглого чтения, восприятие текста происходит
только в момент остановки, или фиксации глаза.
Поэтому, разница между человеком, который быстро
читает, и человеком, который читает медленно,
заключается не в скорости движения глаз, а в
количестве материала, который воспринимает тот,
кто читает, в момент фиксации.
Сначала, на первых уроках чтения, взгляд
ученика концентрируется только на одной букве.
По мере того как увеличивается количество
упражнений в чтении, взгляд ученика начинает
схватывать 2–3 буквы, которые стоят рядом, а потом
и целые слова. Однако для ускорения этого
процесса необходима целенаправленная работа,
специальные упражнения по развитию зрительного
восприятия. С этой целью на уроках чтения провожу
дидактические игры:
- Пять слов. Вызванный ученик по сигналу
учителя делает пять шагов вперед, называя на
каждый шаг слово, которое начинается с нового
звука.
- "Наоборотки”. Учитель произносит
двухбуквенный слог и предлагает детям стать
"наоборотками”, т.е. произнести слог, поменяв
местами звуки, которые его составляют: ам–ма,
су–ус и т.д.
- Глаз – "фотограф”. На наборном полотне
устанавливаются буквы (слоги). Учитель на
протяжении 2–3 секунд показывает их детям. Затем
убирает. Вызванный ученик должен назвать буквы,
которые запомнил, желательно в том же порядке.
- Сосчитай буквы. Каждый ученик получает
карточку с текстом (желательно, чтобы текст был
одинаков). По сигналу учителя дети, не читая
текст, отыскивают в нем определенную букву и
подсчитывают, сколько раз она встречается в
тексте.
- Читатель – "молния”. На доске написаны в
столбик 4–5 слов. Учитель на 4–5 секунд открывает
ширму и снова закрывает ее. Учащиеся должны
назвать слова прочитанного столбика в той
последовательности, в которой они были записаны
на доске.
- Буквенные пирамиды. На доске буквы, слоги,
которые отделены вертикальной чертой.
Расстояние между ними постепенно увеличивается.
Чтение должно быть ритмичным, без длительных
остановок (читают индивидуально или хором).
- Чего не хватает. На доске 4–5 слов. Вызванный
ученик читает их и поворачивается спиной к доске.
Учитель убирает одно из слов, а ученик, осмотрев
оставшиеся слова, должен сказать, какое слово
исчезло.
В 6–7 лет, идя в школу, ребенок еще помнит и любит
своих кукол и мишек, играет машинками, верит в то,
что где-то живут Чебурашка и Крокодил Гена,
Незнайка и Мальвина. И если его любимые игрушки и
сказочные герои помогут учителю, придут в гости,
принесут в конвертах интересные задания от
девочки Запятой, то вопросительного знака, из
страны Буквария, то урок станет интересным,
похожим на сказку. Тогда ручка превращается в
волшебную палочку, а сами ребята в волшебников.
Человечек Словарик приходит на урок с новым
словом, которое ребятам необходимо запомнить.
Буратино славится своей рассеянностью: то слова
в предложении перепутает, то просто их рассыпает.
Читая о школе Ш.А. Амонашвили, мне очень
понравилось умение ребят ценить каждую минуту
урока, пользоваться часами. Так в классе
появились часы. Теперь время для определенной
работы задает учитель, а иногда сами ученики.
Часы помогают каждую минуту урока использовать с
максимальной отдачей.
С целью, научить ребят быстрее запоминать,
развивать память, стала применять игру
"Помощник – карандашик”, метод – "письмо с
подсказкой”. Диктую предложение и вместе с
ребятами пишу на доске не слова, а их обозначение
с указанием орфограмм. Например, диктую:
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, кур крадет.
Дети отгадывают загадки. На доске рисуем:
Игра является необходимым средством обучения
учащихся начальных классов. Опыт показывает, что
уроки русского языка для младших школьников
относятся к числу нелюбимых школьных предметов.
В связи с этим проблема изыскания методических
путей активизации деятельности учащихся
применительно к изучению грамматики и
правописания в начальных классах является
актуальной. Специально подобранные к тому или
иному уроку игры помогают решению многих учебных
задач. На протяжении трех лет, работая над
выбранной темой, я провела несколько
нетрадиционных уроков: урок-КВН,
урок-путешествие, урок-сказку, урок-аукцион,
сказочные путешествия в страну русского языка.
На уроках русского языка я использую такой
метод работы, как Словарный диктант с
комментированием. Этот метод направлен на
повышение устойчивости внимания. Суть его
заключается в следующем. Учитель читает в слух
слово. Затем вызывает нескольких учащихся,
каждый из которых поочередно называет приставку,
корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их
правописание. Если ученики еще не знакомы с таким
разбором слова, можно попросить их назвать,
сколько слогов в слове, сколько гласных,
согласных букв в слове, сколько звуков и т.п.
После этого учитель просит взять ручки и
записать прокомментированное слово. Этот
методический прием хорошо известен педагогам. Но
он становится способом, диагностирующим и
развивающим внимание только в том случае, если
выполняются следующие условия:
- учитель читает слово только один раз;
- учащиеся могут взять ручки только после
прослушивания комментариев;
- учитель внимательно следит за тем, чтобы
учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.
Анализ первичных данных дает информацию о
качестве сосредоточения и устойчивости внимания
учащихся. Успешность выполнения этой работы и
характер допущенных ошибок позволяет судить об
организации коллективного внимания учащихся.
Для развития концентрации внимания и
самоконтроля при выполнении школьниками
письменных работ на уроках русского языка и
чтения, в своей работе я использую такой прием,
как " Корректурная проба” Суть этого приема
заключается в том, что ребенку предлагают
находить и вычеркивать определенные буквы в
печатном тексте. Выполняя такое упражнение,
ребенок может почувствовать, что значит "быть
внимательным”, и развивать состояние
внутреннего сосредоточения.
Материалы: Любые печатные тексты (книги,
газеты, журналы), карандаша и ручки.
Условия проведения. Корректурные упражнения
должны проводится ежедневно по 5 минут в течении
2–4 месяцев.
Правила проведения. Это упражнение
рекомендуется проводить в форме игры, в
доброжелательной атмосфере. При этом
дополнительно заинтересовать, предложив детям
тренироваться быть внимательными, для того чтобы
стать хорошими летчиками, шоферами, врачами.
Чтобы проигрыш не вызывал чувства
неудовольствия, можно ввести веселые "штрафы”:
столько раз промяукать, проскакать на одной
ножке сколько сделал ошибок. По мере овладения
игрой правила усложняются.
По итогам работы подсчитывается число
пропусков и неправильно зачеркнутых букв.
Показатели нормальной концентрации внимания для
младших школьников – 4 и меньше пропусков. Больше
4 – слабая концентрация. Использование такого
приема показало, что после 3–4 недель занятий
наблюдается сокращение ошибок в письменных
работах в 2–3 раза.
Перед началом игры детям следует объяснить, кто
такой корректор и какие профессии требуют
развитого внимания.
Учитель: Корректор – это человек, который
ищет ошибки в разных статьях, книгах. Вы знаете,
как много сейчас выходит книг, журналов и газет
для детей и для взрослых. Наверное, вам было бы
неприятно, если бы вы читали интересную книгу, а
там встретилось бы много ошибок. Перед сдачей
книг в типографию, ее обязательно читает
корректор и исправляет все ошибки и опечатки.
Представьте, каким внимательным нужно быть, и при
этом необходимо знать правила грамматики.
Давайте сегодня с вами поиграем в корректоров.
Задания у вас будут, конечно, не такие сложные,
как у настоящего корректора. Но все свое внимание
вам придется сосредоточить на выполнении
задания. Тем более, что вы будете соревноваться
друг с другом. Проверять выполнение задания вы
будете так же друг у друга сами.
В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все
встретившиеся буквы "а”. Дети выполняют
задание. Потом они работают парами: обмениваются
своими работами и ищут друг у друга ошибки. Затем
в соответствии с правилами участники выполняют
штрафные задания. Учитель тактично поддерживает
тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случае
дети не должны стать объектом насмешек. Можно их
похвалить за то, что они успешно нашли ошибки в
работе своего товарища.
Следующая методика "Исправь ошибки” Я
применяю ее для того, чтобы установить уровень
устойчивости внимания. Используется специально
приготовленные тексты, содержащие определенное
количество ошибок. Учащиеся за 5 минут должны
найти все ошибки и исправить их.
Оценка результатов:
- не заметили 2 ошибки – хорошее внимание;
- не заметили 3-4 ошибки – средний уровень
внимания;
- не заметили 5 и более ошибок – низкий уровень
внимания.
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс
цивилизации зависит от исключительно одаренных
людей. Несмотря на то что самые большие надежды
на улучшение условий жизни и будущее всей
планеты связаны именно с творчески мыслящими
молодыми людьми, в детстве им, как правило, не
дают " раскрыться” и проявить свою
индивидуальность. На своих уроках я стремлюсь
создать в классе такой психологический климат, в
котором ребенок может отдавать свою энергию
творческим, продуктивным занятиям.
На уроках русского языка и литературного
чтения большое внимание уделяю работе по
формированию и развитию устной и письменной речи
учащихся. Мотив речи возникает при наличии
эмоций, связанных с яркими впечатлениями,
интересом к той работе, которую предлагает
учитель. Одна из форм самовыражения,
самосознания ребенка, возможность поделиться
впечатлениями, переживаниями с учителем, с
классом – это детское сочинение. Ценность
детского сочинения определяется по тому,
насколько в нем нашли отражение чувства, мысли
ребенка, свежесть восприятия им каких-либо
явлений. Увидеть события по-своему и суметь
рассказать о нем – это очень большая
интеллектуальная работа. В маленьком сочинении
сосредоточен весь жизненный опыт ребенка и его
способности: видеть, чувствовать, думать,
облекать мысли в слова, помнить.
На таких уроках я стараюсь найти такие стимулы
к творчеству, которые рождали бы у ребенка
подлинное желание сочинять, стараюсь создать
особую атмосферу доверия, обстановку теплоты. |