Цель: в увлекательной, сказочной форме
познакомить обучающихся с такими понятиями как
темп, метр, ритм.
Задачи:
- Образовательная: формирование навыков
мыслительной деятельности: сравнения, обобщения,
логики; приобщение детей к различным формам
музыкального исполнительства через игру в
разных ее проявлениях;
- Развивающая:развитие ответственности,
организованности, внимательности,
наблюдательности, собранности, чувства ритма и
ритмичности движений под музыку. Развитие
чистоты интонации и хоровой дикции;
- Воспитательные: воспитание любви к
классической музыке, культуры слушания и
исполнения музыкальных произведений; чувства
уважения к окружающим; толерантности.
Музыкальный материал:
- С.Прокофьев «Марш»
- И.Парфенов «Сказочка»
- В.Галынин «Лебедь»
- Сен-Санс «Слон»
- Римский-Корсаков «Полет шмеля»
- Р.Шуман «Смелый наездник»
- М.Глинка «Марш Черномора»
- Э.Григ «Весной»
- В.Парцхаладзе «Размышление».
Оборудование урока: портреты
композиторов, рабочие карточки, фортепиано,
музыкальный центр, синтезатор.
ХОД УРОКА
1. Вход в класс (Прокофьев «Марш»)
Учитель (поет): Здравствуйте, ребята!
Дети (поют):Здравствуйте, учитель!
Звучат аккорды Д-Т и дети садятся. Учитель
на фоне музыки «Сказочка» Парфенова читает
сказку:
Жил на свете сказочный бездельник. Вернее
сказать не жил, а время убивал. Все ему так про это
и говорили. Задумался бездельник: «Что это они
мне про убитое время твердят? Если время бывает
мертвое, значит и живое водиться должно!» И пошел
он куда глаза глядят живое время искать.
Видит – лежит человек. Одно ухо под себя
постелил, другим накрылся. Спрашивает его
бездельник:
– Бездельничаешь? Тоже время убиваешь?
– Нет, отвечает тот, – я не убиваю время. Я его
меряю. Мы тут все время меряем.
– Как так?
– А по-всякому. Кто короткой мерой, а кто мерой
подлиннее. Кто слушает, как капельки воды
равномерно стучат, камень долбят, а кто – как
волны морские равномерно на берег накатываются.
– А ты?
– А я сердце собственное слушаю. Ударами сердца
время меряю.
– Сказочно-напрасным делом вы тут занимаетесь.
– Э, не скажи. Меряешь, меряешь время, и кажется,
будто оно равномерно дышит. А дышит – значит
живое!
Обрадовался бездельник: Живое! Дышит!
– Нужный ты мне человек, – говорит. Предлагаю
вместе путь держать. А как звать тебя?
– Каждого из нас, кто время равномерными
порциями отсчитывает, зовут греческим именем
МЕТР. А по-русски МЕРА. Это одно и то же. (Учитель
показывает карточки МЕТР, МЕРА)
Учитель: И действительно, вся наша
жизнь соткана из равномерных отрезков времени.
Коротких и длинных. Ребята, приведите, пожалуйста
примеры живого времени. (День, ночь, времена
года, человеческое дыхание и т.д.)
В музыке, если быть внимательным, всегда какой-то
пульс прослушивается. Так вот, этот пульс и есть
основа всей музыки. (Учитель показывает
карточки с музыкальными размерами 2/4, 3/4 )
В музыкальном пульсе есть сильные доли и слабые.
Они между собой чередуются. Сильные доли на счет
«раз» приходятся. Именно равномерное
чередование сильных и слабых долей в музыке
называется МЕТРОМ.
Задание: Я вам показываю карточки, а вы
играете пульс-метр.А теперь ответьте, пожалуйста,
что такое МЕТР?
– Итак, наши путешественники отправились
дальше. Видят, человек, нежное как лепесток, ухо к
дереву приложил.
– Что ты делаешь? – спрашивают путники.
– Проверяю, достаточно ли быстро соки в этом
дереве движутся, пульс его прослушиваю. А вы чем
похвастаться можете?
– Я – сказочный Бездельник.
– А я – Метр, ударами сердца время меряю, поэтому
живым его чувствую.
– Как сердце твое бьется я издали слышу.
Необыкновенно хорош работает, как часы. Только я
терпеть не могу часы. Усыпили они время
колдовским механическим сном. Дышать-то оно
дышит, а шевелиться не может, но вам сказочно
повезло, я знаю как разбудить его.
С этими словами человек велел Метру пробежаться
(звучит Шуман «Смелый наездник). Пульс у Метра
после «прбежки» стал гораздо быстрее. Потом
человек погрузил Метр в задумчивость и пульс
стал гораздо медленнее (звучит музыка
Парцхаладзе «Размышления»)
– Обыкновенное чудо, – сказал волшебник, – я
разбудил спящее время.
– Кто ты, делающий время быстрым и медленным?
– спросил Бездельик.
– Я – ТЕМП (карточка)
Подружились они и пошли дальше.
Учитель: Ребята, приведите примеры
разных темпов в нашей жизни: очень быстрых и
быстрых….неторопливых и умеренных… медленных и
очень медленных.
В музыкальной записи скорость музыкального
произведения обозначается словами, которые
пришли к нам из итальянского языка. Давайте
вспомним обозначения темпов (работа с карточками
и таблицей в учебнике М.С.Осеннева,
Л.А.Безбородова Методика музыкального
воспитания младших школьников. М.: АCADEMA, 2001. – с.23)
Действительно, ребята, в мире музыки большое
многообразие темпов. От очень быстрых, до очень
медленных. А как вы думаете, от чего зависит темп
произведения?
Задание: Сейчас вы услышите фрагменты
музыкальных произведений. Ваша задача
определить темп.
1. Сен-Санс «Слон»
2. В.Галынин «Лебедь»
3. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Вы довольно точно определили темп. Так что же
это такое?
А наши путешественники, тем временем, пришли в
сказочный город. Маленькие нотки – гномики,
которые жили в этом городе, строили его со
сказочным энтузиазмом.
Они деловито сновали вверх-вниз, вправо-влево,
сбиваясь в кучи и разлетаясь в стороны. Трудились
не покладая рук в поте лица. Одно плохо – работа
не клеилась, кипела впустую.
Тут-то МЕТР и ТЕМП показали свой сказочный
талант. МЕТР точно время разметил, включил в
работу трудовой пульс. Темп – скорость в работе
распределил, когда – быстрее надо шевелиться, а
когда и отдохнуть пора. Теперь каждый
гномик-нотка точно знал свое время.
– Это сказочно хорошо, когда все, что нужно,
вовремя происходит – хором воскликнули
строители города.
– Пусть это вовремя будет нашим КОРОЛЕМ. И имя у
него будет королевское – РИТМ. Да здравствует
король РИТМ!!! (карточка)
А что же Бездельник?
Учитель: Ребята, я предлагаю вам дома
дописать историю Бездельника – продолжение
сказки.
– Так что же мы называем РИТМОМ?
Следующее задание быдет связано со знакомым
произведением. Вам нужно вспомнить композитора,
который написал это произведение, а вспомнить
название произведения вам помогут
карточки.(Глинка «Марш Черномора» звучит в
исполнении детей на шумовых музыкальных
инструментах)
ВЫЯСНЯЕМ ИМЯ КОМПОЗИТОРА, НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
– Что вы можете рассказать об этом композиторе?
Из скольких тем состоит музыкальный образ
Черномора? Какие они?
1-й голос – играет I тему
2-й голос – играет II тему.
– Что вы можете рассказать об этом произведении
(по мотивам сказки Ш.Перро)
Затем, 2-й голос играет аккомпанемент, а 1-й –
мелодию.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!
– А теперь будьте внимательны. Я предлагаю вам
сложное задание. Сейчас прозвучит незнакомое для
вас произведение. (Григ «Весной»)
Вам предстоит:
- Определить настроение, характер музыки.
- Какое из средств музыкальной выразительности
по-вашему подчеркивает яркий образ?
- Дать название произведению вам помогут
карточки, в них скрывается истинное название
пьесы (карточки «Лето», «Клоун», «Вечер». «Баба
Яга», «Весной»).
ВЫВОД: можно ли сделать вывод, что РИТМ
помогает раскрыть музыкальный образ? Почему?
И в завершение нашеги урока я хочу прочитать Вам
свое любимое стихотворение М.Пляцковского
Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул как месяц, день как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может разглядеть поближе лица
Друг у друга все ж успеем мы?
Может скажем то, что наболело,
Оглянуться в прошлое успев?
Чем вот так кружиться ошалело,
Что-нибудь ответь мне нараспев.
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год как месяц, день – как час…
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас…
Окончание урока: Спасибо, ребята, за
вашу работу на уроке. До встречи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
На уроке могут быть использованы
упражнения:
1.«Игра в слова» – упражнение на
ритмослоги, понятия о сильных и слабых долях.
САМОЛЕТ
КАНИКУЛЫ
СОЛНЫШКО
ДРУЖОЧЕК
МАМОЧКА
ПРАЗДНИК
(дирижируется: правая рука – девочки,
левая – мальчики)
2. «Ищем рифму» – упражнение на
ритмофразы, понятие что такое фраза, на реакцию,
сообразительность
Сначала дается упражнение на знакомых текстах, а
затем – в виде импровизации.
3. «Отгадай песенку» – развитие
долговременной ритмической памяти. По ритму
отгадывают знакомые песен.
4. «Часы» – понятие о длительностях. Бьют
часы на башне – тик-так (2 р.); а настенные стучат –
тики-таки (2 р.); а наручные спешат – тики-таки (2 р.) |