С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (1-е
классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Цели ФГОС: развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель
и основной результат образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
"Портрет выпускника начальной школы":
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в
образовании. Ключевое условие реализации данного подхода в начальном
общем образовании – организация детского самостоятельного и
инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на
всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в
учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной деятельности.
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с
традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор
текста.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов
учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых
измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и
видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и
представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства
наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма,
мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться
различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ
являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики
обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся
друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих
интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья",
совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового
стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при
изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на
уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа
продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением
времен года. Результатом этой деятельности становится, например,
видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
К сожалению в этом году техническое обеспечение в полном объёме
задержалось почти на полгода, поэтому сегодняшние первоклассники начали
освоение ИКТ позже. Сейчас ученики 1-ых классов используют макбуки на
уроках окружающего мира, на занятиях проектной деятельностью.
Основная образовательная программа начального общего образования
Центральное место во ФГОС нового поколения отводится Основной
образовательной программе (ООП), которая является нормативным
документом, фиксирующим:
- цели и результаты образования в образовательном учреждении, согласованные всеми участниками образовательного процесса;
- пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения
этих результатов (как учебных, задаваемых ФГОС, так и относящихся к
сфере социализации и компетентностного развития учащихся), а также
механизм мониторинга ее реализации и итогового анализа результатов
(статья 9 Закона РФ "Об образовании").
Основная образовательная программа начального общего образования
самостоятельно разрабатывается, принимается и реализуется
образовательным учреждением. Условиям реализации основной
образовательной программы впервые уделено важное место в стандартах.
Акцент ФГОС сделан на результатах содержания образования, а не на самом содержании.
Перед администрацией нашей школы встал вопрос о создании условий для
обеспечения перехода начальной ступени на обучение в соответствии со
стандартами второго поколения.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
- Определить механизм изменения образовательного процесса в начальной школе.
- Разработать модель построения образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС.
На первом этапе работы следовало:
- создать Совет и рабочую группу по введению ФГОС в начальной школе, обозначить цели их деятельности;
- информировать членов рабочей группы о концепции, содержании и условиях реализации нового стандарта.
На втором этапе предполагалось:
- проанализировать базисный учебный план;
- проанализировать учебные программы и учебники, утвержденные МОиН РФ на 2011/2012 учебный год;
- проанализировать технологии;
- проанализировать способы контроля и оценки планируемых результатов деятельности;
- проанализировать имеющиеся ресурсы для реализации ФГОС.
Третьим этапом было проектирование основной образовательной программы
начального общего образования и формирование учебного плана начальной
школы на основе Примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения (начальная школа).
Четвертый этап - создание модернизированной образовательной системы
начальной ступени школы, соответствующей новому стандарту. Для этого
было сделано:
- внесены изменения и дополнения в нормативно-правовые документы школы;
- разработаны договоры с родителями обучающихся;
- определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности.
В 2011/2012 учебном году 1-е классы обучающиеся по образовательной
системе "Перспектива", на основе которой разработана основная
образовательная программа начального общего образования в соответствии с
ФГОС, состоящая из следующих разделов:
1. Пояснительная записка.
1.1 Введение
1.2 Актуальность программы
1.3 Портрет выпускника начальной школы
1.4 Цель программы
1.5 Задачи программы
1.6 Основные принципы построения программы
1.7 Сокращения, используемые в предлагаемой программе
1.8 Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ
1.9 Программа адресована
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
2.1 Филология
2.2 Математика и информатика
2.3 Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
2.4 Основы духовно-нравственной культуры народов России
2.5 Искусство
2.6 Технология
2.7 Физическая культура
3. Учебный план начального общего образования.
4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
5. Программы отдельных учебных предметов
6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
8. Программа коррекционной работы.
9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Самым сложным оказался раздел "Программы отдельных учебных предметов", где представлены рабочие программы по учебным предметам.
Что такое рабочая программа и зачем она нужна?
Учитель всегда работал и работает по программе. Раньше программы по
учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не
утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим
самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как
правило, больше похожи на концепции, а не на программы.
Теперь же Стандарт, как уже говорилось, определил структуру рабочих программ по учебным предметам, курсам.
Программа должна содержать:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели
начального общего образования с учетом специфики учебного предмета,
курса.
- Общую характеристику учебного предмета, курса.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Приложения к программе.
В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.
Приведу пример страницы календарно-тематического планирования.
Исходя из требований стандарта его внедрение осуществляется по следующему плану:
- Посещение курсов учителями первоклассников "ИКТ-компетентность учителя начальных классов"
- Введении нового курса, направленного на помочь каждому
ребёнку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и
самим собой, безболезненную адаптацию "Введение в школьную жизнь"
Цукерман.
- Организация учебного дня первоклассника: наряду урочной
деятельности вводится внеурочная деятельность, которая должна иметь
такую же ценность, как и урочная. Во внеурочной деятельности
раскрываются индивидуально-личностные особенности ребёнка, благодаря
курсам: "РПС", "Проектная деятельность", "Школа развития речи", "Утро
художника", "Музыкальный театр"
- Проведение исследование готовности первоклассников к обучению в начальной школе МЦКО
- Промежуточный анализ полученных результатов адаптационного
периода. Создание при необходимости индивидуальных планов
психолого-педагогического сопровождения.
- Посещение курсов повышения квалификации учителями 4-ых классов
- Трансляция полученного опыта в школе, округе и городе
- Проведение итогов мониторинга на конец обучения в 1 классе
- Подведение итогов и разработка рекомендаций для родителей и учителей будущих первоклассников.
Закончить свою статью я хочу такими словами "Время учить детей не бояться жизни" УДАЧИ! |