В законе "Об образовании” указывается, что
"Образование –это процесс воспитания и
обучения подрастающего поколения …”.
Воспитание – это постоянная проблема, вокруг
которой разворачивались споры о том, каким оно
должно быть.
Воспитание сегодня – наиважнейшая задача,
требующая рассмотрения в первоочередном
порядке. Как пишет П.П.Блонский – мы должны
воспитать человека, способного создавать свою
собственную жизнь, способного к самоопределению.
При этом, направление "школа полного дня” для
некоторых школ Москвы не является кардинально
новым, но по-прежнему остается инновационным
направлением.
Попытка внедрения полного дня в некоторые
школы Москвы несколько десятилетий назад не
везде дала положительный результат – в Москве
много культурных центров, домов творчества,
клубов по интересам – куда учащийся может пойти
во второй половине дня.
Возвращение в настоящее время методики школы
полного дня связано с реформированием системы
образования, направленным не только на
всесторонне развитую, индивидуально
обособленную личность, но и коммуникабельную,
самостоятельную, умеющую решать сложные
жизненные задачи личность.
Школа, которая работает в режиме полного дня,
становится особым социо-культурным
пространством, "общим местом”
жизнедеятельности детей и взрослых, в котором
образовательная и воспитательная среда
оказывается более комфортной и безопасной, чем
за ее границами.
Педагогический штат школы, как правило,
дополняется педагогами дополнительного
образования, психологами, воспитателями групп
продленного дня и другими специалистами.
Такая работа школы в режиме полного дня
позволяет более полно использовать возможности
учебно-воспитательного процесса на основе
личностно-ориентированного подхода.
Ребенок, занимаясь в школе полного дня может
быть как в коллективе, так и вне коллектива. Здесь
могут быть как коллективные, так и
индивидуальные занятия, поэтому формы
коллективного и индивидуального пребывания
ребенка в школе сочетаются очень разумно.
В рамках программы "Столичное образование”
стоит задача дать детям в средней школе не только
"качественное образование – каждому ребенку”,
но и соответствующее воспитание, что позволяет
повысить роль воспитания в образовательном
процессе, в социализации детей, активном
включении детей в социальную практику, в
общественно-значимую деятельность.
Ключевым направлением является деятельность,
согласно городской программе "Столичное
образование”, направленная на воспитание
здорового нравственно и физически,
интеллектуального, с большим запасом знаний и
высокой духовности гражданина, находящегося в
атмосфере взаимопонимания, взаимоподдержки, в
едином коллективе взрослых и детей.
Система школы полного дня позволяет развивать
личность ребенка и через систему
дополнительного образования в школе.
Наличие в школе высококвалифицированных
специалистов обеспечивает это.
Система воспитательной работы школы
складывается на основе взаимодействия школы,
родителей и учителей. Воспитательная система
строится из воспитания на уроке, вне урока: через
систему дополнительного образования, реализацию
программ воспитания округа и города,
преемственности детский сад-школа-вуз,
экскурсионной и творческой деятельности.
Система воспитательной работы формируется и
расширяется по основным направлениям:
нравственное воспитание: воспитание моральных
устоев личности, взаимоотношений в коллективе,
художественно-эстетическое и трудовое
воспитание: формируется художественный вкус,
знание и понимание культуры народов, отношение к
труду, культура здорового образа жизни: занятие
спортом, правильное питание, проведение дней
здоровья, профилактические осмотры и
диспансеризации, гражданско-патриотическое
воспитание – воспитание гражданина России,
ученического самоуправления, системы работы
классного руководителя, общешкольных дел
(традиций).
Рассматривая школу полного дня с одной стороны,
можно сделать вывод о формировании нового
пространства жизнедеятельности учащихся, более
безопасного, чем общепринятое пространство, в
котором ребенок находится ежедневно. Но с другой
стороны в школе полного дня появляется
достаточное количество свободного времени для
учащихся – оно может использоваться как время
самоподготовки, отдыха или организации досуга
через посещение кружков или секций по интересам.
Но появление дополнительного времени у
педагогов позволяет им не просто расширить
имеющееся воспитательное пространство, а
серьезно изменить влияние школы на подрастающее
поколение, сделав это с применением современных
методов, способов, иными словами – через
внедрение инноваций.
Свободное воспитательное пространство школы
полного дня необходимо чем-то наполнять. Это
могут быть инновационные технологии, которые уже
готовы к внедрению в обычную школу, но в связи с
наличием четкой структуры воспитательной работы
и занятостью каждого отдельно взятого сектора,
не могли быть использованы в полном объеме –
просто не хватало времени.
В мировой литературе понятие "инновация”
интерпретируется как превращение
потенциального научно-технического прогресса в
реальный, воплощающийся в новых продуктах или
технологиях.
В современном российском образовании не
существует определенной и общепринятой
концепции инновационной деятельности в
образовании и отсутствует внятный, устоявшийся
тезаурус инновационной деятельности, ее
отдельные термины многозначны и размыты, что
создает устойчивую иллюзию общепонятности.
В последние два-три года понятие об инновациях
в образовании вообще стало предметом изменения и
о нем ходят неясные интуитивные мнения и выдумки,
которые колеблются между двумя альтернативами. С
одной стороны, говорят, что инновациями
занимаются все – особенно при разработке
конкретных исследовательских тем, а потому и не
нуждаются в каком-либо особом исследовании или
обсуждении того, что такое инновации в
образовании. С другой стороны видны идеи о
необходимости оценки инноваций, разработки
критериев их валидности, отсеивания мнимых
инноваций, что, очевидно, предполагает
построение соответствующей исследовательской
программы.
Большинство школ России успешно внедряют
инновации, которые помогают им совершенствовать
учебно-воспитательный процесс.
Любое отставание от внедрения инноваций
приводит к отставанию в нововведениях, которые
стареют морально довольно быстро.
Внедрение нововведений - всегда процесс
довольно болезненный для педагогических
структур. Во всех случаях альтернативные
технологии сталкиваются с предыдущими принятыми
решениями. Это обуславливает неопределенность
процессов принятия решений. Другая причина
неопределенности связана с самими
нововведениями. Ведь результат их внедрения, как
правило, неизвестен, но с накоплением опыта эта
неопределенность как правило, должна исчезнуть.
Но здесь возникает снижение риска применения
нововведения от его использования, и снижается
предел его распространения. Следовательно, для
быстрого распространения инновации нужна
развитая инфраструктура.
Для наиболее успешного управления внедрением
инновационной деятельности необходимо
тщательное изучение инноваций. Новизна
инноваций оценивается по технологическим
позициям и рыночным параметрам.
Инновационными технологиями можно считать
внедряемые в настоящее время в воспитательную
работу разнообразные новые методы, направления,
системы, так как они, как правило, кардинально
изменяют воспитательную систему школы.
Например, ученическое самоуправление.
Разработка различных форм организации учебного
процесса и процесса воспитания и накопление
полезных знаний о самоуправлении осуществлялось
человечеством с незапамятных времен.
Самоуправление – это демократический способ
организации коллективной (общественной) жизни.
Современный этап развития школьного
самоуправления условно начинается с момента
зарождения школьных советов.
В настоящее время практически в каждой школе
есть школьный ученический совет самоуправления,
но к сожалению, не во всех школах он работает в
реальном смысле. В основном, речь идет о
соуправлении. Еще пять лет назад можно было
говорить лишь о незначительном проценте школ, в
которых действовали ученические советы
самоуправления. Главной причиной такого
медленного развития самоуправления является не
только игнорирование педагогических принципов и
психологических требований к построению
школьного самоуправления, но и отсутствие
эффективной системы управления внедрением
инноваций в воспитательную работу школы при
быстром росте количества инноваций и, как
следствие, сильной загруженностью
педагогического коллектива в попытках внедрения
инноваций.
Но в школе полного дня, как правило, ученическое
самоуправление развивается более активно,
учащиеся помогают в работе с младшими
школьниками – шефская работа. В основу
самоуправления входят следующие принципы:
педагогического руководства, предметной
деятельности, планирования, выборности,
сменяемости, согласия, участия всех учащихся.
Возглавляет школьный совет самоуправления
ученик старших классов.
В.М.Лизинский одним из первых рассматривает
взаимосвязи между ученическим самоуправлением и
системой дополнительного образования школы:
"…речь идет о системе социального воспитания,
где школа выполняет общественно-государственный
заказ в рамках этой системы, а все учреждения,
связанные с воспитанием, занимаются системным
обеспечением интересов и потребностей учащихся
и молодежи”.
Большинство недостатков в работе школьного
самоуправления проанализированы Н.П.Капустиным
и положительные результаты нашли отражение в его
книге.
Таким образом, внедрение в школе ученического
самоуправления, требует не просто
дополнительного времени от педагогов и учащихся,
но и определенных знаний, которыми должны
обладать педагоги как организаторы этого
процесса.
Главная педагогическая идея
учебно-воспитательного процесса в школах с
продленным днем – в создании единой системы
воспитательного воздействия на детей,
способствующей их всестороннему, гармоничному
развитию. Эти идеи способствуют работе в
настоящее время школ полного дня.
Основные результатами школ как школы полного
дня:
- Появление дополнительного времени для развития
воспитательной системы,
- единое расписание первой и второй половины дня;
- соединение базового и дополнительного
образования;
- творческое развитие учащихся в системе
дополнительного образования и внеурочной
деятельности;
- формирование и расширение образовательного и
воспитательного пространства;
- организация совместной работы с родителями;
- создание образовательного пространства школы
как пространства выбора для учащихся;
- проектно-исследовательская деятельность в
начальной школе и среднем и старшем звене;
- организация отдыха и досуга детей во второй
половине дня;
- разнообразие и качество работы кружков, секций,
студий в системе дополнительного образования;
- создание максимально комфортных условий в
школе.
"В школьной практике накоплен богатый опыт
организации внеурочной работы образовательной
работы, но многие вопросы не нашли еще
убедительного решения” - эти слова актуальны и в
настоящее время.
Развитие дополнительного образования в школе
актуально и в особенности "перспективнее
вариант развития дополнительного образования
как звена воспитательной системы. И тогда
"…система дополнительного образования будет
работать на процесс, на результат и на возможные
интересы и потребности детей…”.
Таким образом, изменения в социокультурной
среде школы необходимы (в виде внедрения школы
полного дня), так как назрела острая
необходимость пересмотра сложившейся
воспитательной системы и перестройки ее в
соответствии с современными требованиями науки,
технологий, общества. В связи в современными
запросами социума особое значение приобретает
школа полного дня как ресурс нескольких
направлений: образовательный,
здоровьесберегающий, воспитательный,
развивающий, и т.д.
|