Пояснительная записка
Французский психолог Франсуа Сюлже, автор книги
«Правда о жестах», выяснил: 7 % значимости собеседники придают словам,
38 %– интонации, а мимике и жестам – 55%.
Мимика и жесты являются частью имиджа педагога. Кроме того, они
делают нашу речь более выразительной. Это – коды, сигналы, которые
учитель передает обучающему, так называемый невербальный язык. По
используемым собеседником жестам можно смело судить об уровне его
культуры, ведь известно, что человек контролирует свои жесты и позы
значительно меньше, чем свои слова. Поэтому они могут поведать о
человеке больше, чем прямые высказывания.
Цель программы: повысить эффективность
учебно-воспитательного процесса путем применения невербальных способов
педагогического взаимодействия.
Основные задачи:
- Овладение учителями теорией и методикой невербальных способов
педагогического взаимодействия, творческого применения этой системы в
педагогической практике.
- Создание экспериментальной площадки для проведения исследований
по теме программы.
- Разработка методических пособий, рекомендаций по использованию
невербального педагогического общения как элемента педагогической
системы школы.
- Применение на уроках невербальные способы с целью эффективности
учебного процесса и повышения интереса обучающихся к предмету.
Актуальность, значение.
К месту и не к месту повторяя известную библейскую фразу «вначале
было слово», мы полагаемся на слова и совсем не замечаем язык тела. А
ведь он не менее выразителен, чем язык слов, и это давно известно
людям, лишенным слуха и способности говорить.
Эта программа рассчитана на обучение учителей языку тела, жестов не
только глубоко понимать поведение обучающихся, но и правильно
«преподносить себя» публике, улучшить звучание своего голоса, усилить
значение слов открытостью жестов, отказаться от неудачных поз и мимики,
обрести уверенность в себе. Это обучение позволит учителям доверять
своей интуиции, быть более осведомленными в области психологии, и
защищенными от ошибок в оценке людей, показывать открытость и
заинтересованность в достижении цели. В результате педагогическая
деятельность станет более успешной.
Каждый учитель обладает способностью распознавать обучающихся,
правильно воспринимать события и явления окружающего мира. Некоторые
пользуются этой способностью, другие предпочитают не заострять на этом
свое внимание и не понимают важности умения разбираться в людях. А ведь
нашим ученикам каждый день приходиться определять, хорошо или плохо
относится к нему учитель, допускать ли его в свою жизнь? От этого
зависит его благополучие, спокойствие, а значит и качество его
образования.
Порой и педагога жесты выдают – когда сигнализируют о его
неуверенности, нервном напряжении, сильнейшем волнении и т. п. Но так
бывает, только если учитель не постиг секреты жестов и не знает, с
помощью каких из них можно заявить о себе как о сильной и уверенной
личности.
Усовершенствовать невербальный язык поможет эта программа. Она
подскажет, от каких движений лучше избавиться, как правильно
использовать или «прочитать» тот или иной жест, как соотносить его с
определённой тональностью общения, т. е. пользоваться именно теми
средствами, которые допустимы в конкретной ситуации. Таким образом,
жесты тоже могут быть результатом обучения. «Заучив» полезные, педагог,
в конце концов, сделает их естественными и непринуждёнными, а значит,
выразительными. Именно так учатся «правильно говорить» известные
политики, государственные деятели, телеведущие, а теперь и педагоги.
Этапы внедрения в
образовательный процесс невербальных способов педагогического
взаимодействия.
Формы и методы организации
|
Содержание
деятельности по этапам |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
1.Организация работы с кадрами
1.1.Методический совет.
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения
инноваций
1.2.Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в
целом, мотивация членов педагогического коллектива на создание
условий для развития нововведений.
1.3. Производственное совещание |
Информирование о программе эксперимента.
Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода
реализации программы. Задача: ознакомление с программой и ее
обсуждение. |
Обсуждение модели эксперимента с участием по каждому разделу
(звену) конкретных исполнителей.
ЗАДАЧА: ознакомление со структурно-функциональной
моделью эксперимента
Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива
по реализации программы (модели) эксперимента
ЗАДАЧА: утверждение функциональных обязанностей участников
эксперимента |
Определение степени готовности положения,
образовательного плана, программ, пособий и т.д.
ЗАДАЧА: выявить объем пакета документов для вхождения в
эксперимент |
1.4.Семинары |
Основные виды невербального педагогического
общения. |
Язык жестов. |
Структура педагогического взаимодействия с
использованием невербальных средств |
1.5. Работа по самообразованию |
Изучение научно-педагогической
литературы по нововведению
Изучение передового педагогического опыта по проблеме
эксперимента
Изучение опыта коллег по проблеме эксперимента
ЗАДАЧА: разработать методологическую основу
эксперимента для создания учебных
комплексов, обеспечивающих эксперимент |
2. Организация работы с
учениками
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента;
сформировать положительное отношение к участию в нем |
|
|
Сообщение на классных часах о содержании и
значимости эксперимента, участие в работе педсовета
ЗАДАЧА: сформировать представление об эксперименте |
3. Работа с родителями
ЦЕЛЬ: ознакомить с целями
и содержанием эксперимента, привлечь родительскую общественность к
совместной работе по его организации и проведению |
|
|
Сообщение на родительских собраниях о
содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета
ЗАДАЧА: сформировать представление о значимости
эксперимента |
4. Управляющий совет школы
ЦЕЛЬ: принять постановление о начале эксперимента.
Утвердить положения о нормативных документах |
|
|
Доклад директора о готовности к эксперименту и
заключение комиссий совета о готовности
ЗАДАЧА: принять решение о начале эксперимента |
6. Контроль, анализ и регулирование
ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации
программы эксперимента |
Корректировка плана эксперимента; доработка
проектов документов |
Корректировка функциональных обязанностей по
реализации модели (проекта) содержания эксперимента |
Организация индивидуальной работы со всеми
участниками педагогического процесса
ЗАДАЧА: углубить представление о значимости эксперимента |
7.Информационное обеспечение
ЦЕЛЬ: сбор информации для управления процесса внедрения
нововведения |
Обсуждение плана эксперимента, положения об
эксперименте и т. д.
ЗАДАЧА: ознакомить коллектив школы с документами по теме
эксперимента |
Моделирование эксперимента
ЗАДАЧА: сформировать структурно-функциональную модель
эксперимента |
Информирование об объеме и степени готовности
пакета документов |
Система целесообразных форм и мер организации |
Содержаний деятельности по этапам |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
1. Организация работы с кадрами |
|
|
|
1.1. Совещания при директоре
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций |
Обсуждение пакета документов
ЗАДАЧА: подготовить проект доклада и решения о начале
эксперимента |
|
Предварительная расстановка кадров
ЗАДАЧА: провести предварительную расстановку кадров с
учетом их функциональных обязанностей в проведении эксперимента, выявить
кадровые проблемы |
1.2. Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в
целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для
развития нововведений |
|
Обсуждение экспериментальной работы
ЦЕЛЬ: разработать тактику и стратегию внедрения
нововведения |
|
1.3. Семинары |
Кинэстетика и ее возможности. |
Техника невербального сопровождения учебной
информации |
Семинар - практикум «Разработка и апробация
экспериментальных циклов уроков» |
1.4. Методсовет, заседания объединений,
творческих групп.
ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой
введения инноваций
|
Обсуждение учебных программ, планов, пособий
ЗАДАЧА: сформировать целостное представление о
взаимосвязи учебных планов, программ и пособий, определить пути их
реализации в эксперименте. Оптимизировать сроки прохождения программ |
Изучение научно-педагогической
литературы, передового педагогического опыта коллег по проблеме
эксперимента
ЗАДАЧА: обобщить полученные знания по проблеме
эксперимента (обмен полученной информацией, выпуск информационного
бюллетеня «Это интересно»), внедрить отдельные элементы в практику
работы отдельных учителей |
5. Работа по самообразованию
2. Организация работы с учениками
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента;
сформировать положительное отношение к участию в нем |
Анкетирование об отношении к эксперименту
ЗАДАЧА: выявить отношение к проведению эксперимента |
|
Сообщение на классных часах о начале экспериментальной
работы
ЗАДАЧА: ознакомить учащихся с этапами вхождения в
эксперимент |
6. Контроль, анализ и регулирование
ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации
программы эксперимента |
Коллективная и индивидуальная работа по
организации эксперимента
ЗАДАЧА: анализ данных анкет. |
Контроль за подготовкой экспериментальных
учебно-тематических планов. |
Коррекция представлений об эксперименте среди
учащихся и родителей |
7.Информационное обеспечение
ЦЕЛЬ: формирование необходимой и достаточной информации
для управления процессом внедрения нововведений |
Составление проектов пакета документов |
Подведение итогов анализа
учебно-методического материала.
ЗАДАЧА: провести межпредметную интеграцию и координацию
учебно-методического обеспечения |
Подготовка рекомендаций по внедрению
невербальных способов обучения в образовательный процесс
ЗАДАЧА: продолжить формирование позитивного отношения
учащихся и родителей к эксперименту |
Система целесообразных
форм и мер организации
|
Содержание
деятельности по этапам |
Март |
Апрель |
Май |
1. Организация работы с кадрами
1.1. Совещания при директоре
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения
инноваций
1.2. Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в
целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для
развития нововведений
1.3. Производственное совещание |
Обсуждение результативности
семинаров-практикумов для учителей, участвующих в эксперименте.
Обсуждение содержания учебно-методических комплексов к
началу экспериментальной работы
ЗАДАЧА: обсудить учебно-методическое обеспечение
эксперимента
Семинар-практикум, выбор совокупности методов в процессе отбора
экспериментального учебного содержания |
Составление проекта плана подготовки школы к
новому учебному году в условиях эксперимента
ЗАДАЧА: спрогнозировать основные направлении деятельности
педагогического коллектива в период подготовки к новому учебному году |
Производственное собрание по поводу плана подготовки школы
(экспериментальной работы) к новому учебному году
ЗАДАЧА: ознакомить коллектив с планом, обсудить его,
внести коррективы, чтобы приступить к выполнению |
1.4. Методсовет, заседания творческих групп
ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой
введения инноваций
|
Подготовить памятки по эксперименту и
разъяснить их содержание
ЗАДАЧА: подготовить и разъяснить содержание памяток
по эксперименту.
|
Семинар-практикум. |
Проведение недели открытого и нестандартного
урока
ЗАДАЧА: продемонстрировать невербальные способы
педагогического взаимодействия ЗАДАЧА: определить уровень освоения
инновации.
|
|
Июнь |
Август |
|
1. Организация работы с кадрами
1.1. Совещания при директоре
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций |
Расстановка кадров на новый
учебный год
ЗАДАЧА: определить нагрузку учителей и выявить кадровые
проблемы на начало нового учебного го |
Методическое обеспечение эксперимента
ЗАДАЧА: определить уровень готовности педагогического
коллектива к продолжению эксперименту |
|
1.2. Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в
целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для
развития нововведений
- Методсовет, заседания объединений, творческих групп
ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения
инноваций
|
|
Основные направления экспериментальной работы
Коррекция рабочих программ |
|
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов. |
1 |
Искусство общения. Основные виды
невербального педагогического общения. |
2 |
2 |
Язык жестов. |
2 |
3 |
Структура педагогического взаимодействия с
использованием невербальных средств |
2 |
4 |
Кинэстетика и ее возможности. |
2 |
5 |
Техника невербального сопровождения учебной
информации. |
2 |
6 |
Семинар - практикум «Разработка и апробация
экспериментальных циклов уроков» |
2 |
7 |
Проведение диагностических исследований по
эффективности учебных занятий с использованием невербальных средств
педагогического общения. |
1 (заочно) |
8 |
Экспертиза полученных материалов |
2 |
Ожидаемые результаты
Будут знать:
- понятия: вербальное и невербальные средства общения, мимика,
жесты, язык телодвижения, голосовой код, кинестетика.
Будут уметь:
- проектировать и применять различные невербальные способы
педагогического общения на уроках, а также прогнозировать риски введения
этих способов,
- устанавливать и осмысливать взаимосвязь между вербальным и
невербальным общением,
- эффективней проводить уроки и повышать качество знаний учащихся.
|