Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к
познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед
школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во
внеклассной работе по любому предмету. Предметные недели как традиционная часть
внеучебной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение
учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать
интерес младших школьников к учению. Немаловажная роль отводится дидактическим
играм – современному и признанному методу обучения и воспитания. В проведении
предметной недели используется метод проектов, который помогает активизировать
учащихся, формировать умения.
Общие положения о проведении предметных
недель
- Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс начальной школы с
целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.
- Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать
целям и тематике.
- При составлении плана проведения предметных недель учитываются:
- занятость всех учителей
- разнообразные формы проведения мероприятий
- оформление стендов и кабинетов
- четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за
проведение.
Задачи предметной недели:
- Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
- Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной
деятельности учащихся.
- Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.
- Способствовать повышению образовательного уровня.
- Обучать детей самостоятельности и творчеству.
- Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.
В настоящее время в школе все шире внедряются в практику организация
научно-исследовательской деятельности учащихся. Ежегодно в
школе проводится Научно-практическая конференция школьников.
Для развития творчества детей в школе работает 22 кружка, спектр их
деятельности разнообразен – это театральный, компьютерный, танцевальный,
спортивный и т.д.
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального
становления личности. Все больше места в ней отводится активным приемам и
средствам воспитания, таким как игры, соревнования, праздники, конкурсы.
Известные педагоги прошлого и настоящего Песталоцци, Ушинский, Пиаже,
Сухомлинский и др. относились к игре как уникальному явлению детства.
«Игра - не имитация жизни, это очень серьезная деятельность,
которая помогает ребенку самоутвердиться, самореализоваться».
Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных
уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть
возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и
открытость.
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только
богатства содержания отдельных мероприятий, но и четкости, выразительности
организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать
жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации
добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми
любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход
энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество.
Важно при этом научить детей Правилам честного ведения
игры:
- Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.
- Конечно, обидно, когда проигрываешь, но нельзя злиться на того, по чьей
вине, может, и произошло поражение.
- Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
- Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам
умеешь.
- Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь
терпелив и добьешься успеха.
Учась радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных
выступлений и импровизации, увлекаясь поиском материала для общего дела или
создания классной газеты – в этом процессе развивается познавательная активность
школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.
Организация общешкольных мероприятий на базе школы позволяет использовать
свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного
на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Целью общешкольных мероприятий является создание условий для
физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Задачи:
- Развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и
творческих ситуаций.
- Развитие инициативы и творчества детей.
- Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного
творчества.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Содержание мероприятий реализуется по трем направлениям:
- Учебно-воспитывающая деятельность;
- Досуговая деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность.
Учебно-воспитывающая деятельность включает в себя
организацию и проведение творческих мастерских, ярмарочных игрищ, посиделок по
интересам. На мероприятиях, посвященных зимним забавам, дети познакомятся с
народными играми и забавами, смогут реализовать свою энергию, поддержать себя в
хорошей физической форме, закаляться и просто получить заряд хорошего настроения
и положительных эмоций.
Досуговая деятельность предполагает проведение на
основе игрового сюжета мероприятий разной направленности: интеллектуальные,
конкурсные программы, музыкальные, литературные, развлекательные, спортивные и
другие игры и утренники.
Оздоровительная деятельность обеспечивает
организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на
свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.
Ожидаемые результаты организационной работы и проведения
предлагаемых мероприятий:
- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- творческая самореализация детей;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
- реализация игрового сюжета в деятельности детей.
Организация и проведение развлекательно-познавательных
мероприятий
В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение
имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо
отдохнуть, сплотить коллектив. Досуговые мероприятия
имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы.
1. Общение с учащимися может быть полилогичным. Такое общение предполагает
обратную связь от учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией
учащихся.
2. В начальной школе дети чрезвычайно подражательны. Это дает возможность
классному руководителю в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение
отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения
учителя.
3. Такие мероприятия создают условия, которые способствуют улучшению
результативности в работе с классом, а также создают естественную атмосферу
общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть
назидательными.
При подготовке мероприятия классный руководитель должен четко следовать его
методике организации и проведения:
- Определение темы и задач.
- Определение времени и места проведения.
- Разработка плана подготовки и проведения такого мероприятия.
- Определение ключевых моментов мероприятия.
- Определение участников подготовки и проведения мероприятия.
- Распределение заданий между участниками и группами.
- Анализ результативности.
Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно
познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут
участвовать.
Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит
от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.
В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых
мероприятий:
- беседа (этическая, нравственная)
- дискуссия (в 4 классе)
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- КВНы
- театрализация
- интерактивные игры
- тренинги
- читательские конференции.
Организация и проведение викторин
Большое значение в воспитательной работе с младшими школьниками имеют
викторины. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной
сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей
знаний: науки, техники, искусства, литературы, музыки. Викторины могут быть
использованы как в воспитательной работе, так и в учебной деятельности.
Правила подготовки викторин
- Темы викторин должны быть актуальными.
- Вопросы должны быть четкими и понятными учащимся.
- Вопросы викторины должны быть рассчитаны на определенный возраст
участников.
- Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным.
- Учащиеся должны иметь время на подготовку ответа.
- В викторинах должны быть победители.
- Тематика викторин должна определяться учащимися.
- Викторины могут быть обзорными и тематическими.
Организация и проведение читательской
конференции
Читательские конференции пользуются большой популярностью у младших
школьников. Надо отметить, что читательские конференции младших школьников не
многие школы считают необходимым средством воспитательной работы. А ведь
педагоги отмечают, что нынешние школьники, растущие в период научно-технического
прогресса, читают мало. Это очень тревожный симптом, который должен послужить
серьезным поводом для того, чтобы формировать у детей интерес к чтению книг.
Основные цели читательских конференций – развитие интереса учащихся к книге и к
чтению, формирование читательский умений учащихся, традиций и обычаев
чтения.
Читательские конференции способствуют развитию интеллектуальных умений,
кругозора, познавательных интересов учащихся, также формируют читательскую
культуру.
Последовательность подготовки читательской
конференции
- Изучение приоритетов в чтении младших школьников.
- Определение темы конференции и выбор произведений.
- Определение сроков проведения конференции.
- Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
- Просмотр спектаклей, посещение музеев и выставок, имеющих отношение к теме
читательской конференции.
- Распределение учащихся по группам для участия в конференции.
- Анализ готовности учащихся класса к конференции.
- Обсуждение результатов конференции.
Формы проведения читательских конференций
- Турнир литературных героев.
- Театр театральных миниатюр.
- Литературный ринг.
- Гостиная писателя.
- Литературный праздник.
Младшим школьникам очень нравится, если в ходе читательской конференции они
могут проигрывать эпизоды из произведений, изображать литературных героев. Это
способствует формированию у детей положительных эмоций, преодолению замкнутости,
неуверенности, желанию открыть прочитанную книгу еще раз, развитию эрудиции
учащихся.
Проведение экскурсии в начальной школе
Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие
мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру,
развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают
выбрать линию поведения.
Однако неподготовленные и непродуманные внеклассные мероприятия могут быть
безнравственными и даже вредными. Иногда в школах можно наблюдать, например, как
детей заставляют идти на заседание клуба любителей музыки. Учащихся не готовят к
восприятию музыкальных произведений. Становится стыдно за взрослых, которые
приводят на концерт неподготовленную аудиторию. Ни о положительных эмоциях у
детей, ни о доброжелательной атмосфере речи в такой ситуации нет. Для того чтобы
ребятам было интересно принимать участие в мероприятиях подобного рода,
необходимо придерживаться следующих требований:
- Учащихся нужно готовить к будущему походу в театр, в кино и на
экскурсию.
- Экскурсии, походы в театр должны учитывать интересы учащихся, их вкусы.
- Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
- Экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся.
- Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно
учитываться при организации последующих просмотров, походов и
экскурсий
Новые государственные стандарты – ориентиры на новые
результаты
В нашей школе уже разработан учебный план на основе стандарта второго
поколения, который основан на приоритете развития личности,
личностно-ориенторованном обучении и воспитании обучающихся.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает
приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям,
формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих
требованиям стандарта.
В новом базисном плане в отличие от действующего занятия второй половины дня
называется не внеурочной, а внеучебной работой, которая также входит в сетку
часов.
Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является
неотъемленной частью образовательного процесса. Внеучебная деятельность в нашей
школе представлена следующими направлениями:
Спортивно-оздоровительное направление представлено
кружками:
«Летящий мяч» с целью укрепления здоровья, развития
двигательных способностей обучающихся.
«Школа докторов природы» ориентирован на формирование у
обучающегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по
гигиенической культуре.
«Путешествие по тропе здоровья» с целью воспитания здорового
образа жизни.
Художественно-эстетическое направление представлено:
Студия «Театр»
Цель: развивать у детей интерес к специальным занятиям по теории и истории
театрального искусства, помочь ребенку проявить себя в общении, а потом и
втворчестве.
Изостудия «Волшебный карандаш» с целью раскрытия новых
способностей обучающихся в области творчества.
Творческие мастерские «Бусинка» и «Самоделкин» способствуют
развитию самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и
изобретательские задачи
Научно-познавательное направление представлено кружками:
«В мире неизведанных слов» и «В лабиринте чисел»
Цель: раскрытие и реализация познавательных способностей обучающихся.
Военно-патриотическое направление представлено:
Клуб «Я – гражданин России» знакомит с целостной
элементарной научной картиной мира.
Общественно- полезная деятельность представлена кружком
«Культура труда», цель которого воспитание бережливости,
ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда.
|