Цель: продолжить знакомить учеников с творчеством В. Симоненко, связывая с его жизнью; проанализировать
сказку «Путешествие в страну Наоборот», проявить ее целеустремленность,
значение в формировании положительных черт характера школьников;
развивать культуру связной речи, внимание, умение самостоятельно
характеризовать героев произведения, давать оценку их поведению и
поступкам; формировать эстетичные вкусы пятиклассников; воспитывать
чувство уважения к творчеству В. Симоненко; познавательный интерес к
последствиям собственной работы; ответственность за порученное дело.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет В. Симоненко, ученические рисунки (карты к стране Наоборот), текст произведения; карточки, тестовые задачи.
Сказка зовет нас в странствования, велит
быть в жизни смелым и мудрыми, преодолевать препятствия и беды и не
забывать добра мирового, так как только этим и измеряется наша человеческая сущность.
Валерий Шевчук
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность учеников путешествовать в страну Наоборот
II. Актуализация опорных знаний
в форме беседы по вопросам
- Какая сказка называется литературной? Приведите примеры.
- На какие виды делятся народные сказки по смыслу?
- Чем народная сказка отличается от литературной? А что их соединяет?
Почему произведения В. Симоненко любят и ценят как взрослые, так и дети? - Чем вам запомнилась сказка В. Симоненко «Царь Плакса и Лоскотон»?
•III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности
•IV. Основное содержание урока
Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам сказок В. Симоненко. На этот раз мы попадем в страну Наоборот.
Как понимать особенность такого названия страны?
В. Симоненко очень любил детей, и именно
им он посвятил много произведений. Первым слушателем сказок писателя
был его сын Лесик. Вот почему одного из героев сказки «Путешествие в
страну Наоборот» тоже звали Лесиком. Сын Василия Андреевича вырос, но
сейчас множество новых слушателей с удовольствием воспринимают эти
захватывающие, интересные произведения.
Анализ произведения В. Симоненко «Путешествие в страну наоборот»
•1. Выразительное выборочное чтение сказки.
•2. Тема: изображение страны-оборотня;
Наоборот - возражение грязи, разбойничества, невоспитанности, праздности.
•3. Идея: призыв к детям быть послушными и опрятными; культурными и дисциплинированными; уважать и любить родителей.
•4. Жанр: фантастическая сказка-путешествие в стихотворной форме.
•5. Особенность сказки: противопоставление жизненных реалий и фантастических приключений.
•6. Проблематика произведения:
- Взаимоотношения родителей и детей;
- прекрасное (цветы) и безобразное (Невмывака и его гвардия);
- бескорыстие и воспитанность;
- добро и зло.
7. Цитатный план сказки.
1) «Лесик, Толя и два Володи Грустили на бревне».
- 2) «Вдруг тресь - и перед ними Бородач малый появился».
- 3) «Я услышал о вашем горе. Есть чудная одна земля - Каждый делает там, что захочет… Я отправлю всех туда».
- 4) «Мы попали-таки В страну Наоборот».
- 5) «Как малые телята во вреде Целый день брыкали, игрались Хохотали и катались…».
- 6) «Как-то их возле мельницы Встретила гвардия чудная - Верхом ехали на свиньях».
- 7) «Да и погнали горемыку ко дворцу Невмывак».
- 8)«Царь Большой Невмывака - Так как сто лет не умывался».
- 9) «Гаркнул грозный Невмывака, и детей всех четырех Слуги бросили в погреб».
- 10) «Итак все четверо изо всех сил В тюрьме заголосили, Погреб весь по швам полез».
- 11) «А тем временем наши дети Мчались, будто невменяемые, Через поле и сенокос Да и попали в лес».
- 12) «Цветы деток играться зовут, А они стоят, кигичут».
- 13) «Боярышник, Шиповник и Терн дикий нашорошили иглы и воинам изрывали в клочья пышную одежду и тела».
- 14) «Разозлился Невмывака, Что сорвалась атака, и велел поставить, проклятый, Вокруг поляны часовых».
- 15) «Ну, а дети, бедные дети, Захотелось всем домой».
- 16) «Бородач малый появился». Кто из вас домой хочет,- Отнесу его туда».
- 17) «Гульк - уже в своем дворе! Не заманите в веках В страну Наоборот!»
8. Построение сказки.
Введение: знакомство с ребятами, которые имеют удовлетворение от того,
что родители контролируют их и принуждают исполнять необходимые
обязанности в семье; четверо ребят (Лесик, Толя и два Володи) попадают в
страну Наоборот с помощью бородача.
Основная часть: ребята ощущают радость и
удовлетворение от того, что попали в волшебную страну и в то же время
терпят издевательство и преследование царя Невмываки и его гвардии.
Концовка: Лесик, Толя и два Володи после серьезных испытаний изъявляют желание попасть домой. Волшебник помогает ребятам.
Герои сказки: Лесик, Толя и два Володи, Бородач; Большой Невмывака и его гвардия; цветы; Боярышник, Шиповник, Терн.
9. Обработка содержания сказки в форме фронтального опрашивания.
- Какие обязанности имели ребята в семье? (Умываться, развлекать Тоню, поливать цветы)
- Кто и каким образом решил проблемы пареньков?
- Как охарактеризовал волшебник место, куда бы хотели попасть четверо друзей?
(«Есть чудная одна земля - Там ни дня нет, ни ночи, Каждый делает там, что захочет…»)
- Опишите первые впечатления ребят от того, что они попали в чрезвычайную страну Наоборот.
- Чем эта страна отличается от других?
- Какие черты характера присущи царю Невмываке? Что соединяет его с Плаксой?
- Почему ребята не изъявили желание жить у царя Невмываки, который им предложил условия этой жизни?
- Какие страшные испытания пережили четверо друзей, находясь в стране Наоборот?
- Почему гвардейцы Невмываки не догнали Лесика, Толю и двух Володь?
- Объясните, из-за чего растения решили помочь ребятам.
- Каким образом и почему ребята вернулись домой?
- Почему, на ваш взгляд, ребята категорически отказались попасть еще раз в страну Наоборот?
- Сколько времени ребята находились в стране Наоборот? (Не меньше двух дней.)
- Какая судьба ожидала ребят, если бы Невмывака снова их поймал? («…В чернилах утопит»)
- О ком из родных вспоминали Лесик, Толя и два Володи, когда им грозила опасность от преследований Невмываки?
V. Закрепление изученного материала
- 1. Проведение тестового опрашивания.
- 2. Работа по карточкам.
VI. Объявление результатов работы учеников
VII. Домашняя задача
Выучить наизусть отрывок из сказки «Путешествие в страну Наоборот», который учеников больше всего поразил, привлек. |