Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:38:36
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внеклассное мероприятие «Лесная гостиная»
01.02.2011, 10:29:44

Оформление:

Портрет И.И. Шишкина, репродукции картин «Сосновый бор» (И.Шишкин), «Сосна» (А.Куинджи), «Сосновый бор» (Е.Петерсон) и др.
«Все породы деревьев смолистых, как-то сосна, ель, пихта и прочие, называются красным лесом, или краснолесьем» (С.Аксаков).
«У сосны кора, будто слоновая шкура, шершавая, толстая и очень добрая на ощупь» (Я.Ивашкевич).
«Свежеют с каждым днем и молодеют сосны» (И.Бунин).
«Сибирские кедры стоят там и сям на берегу, точно в зеленых бархатных шубах» (Д.Мамин-Сибиряк).
«Сосна – самое прекрасное и свободное дерево России» (М.Пришвин).
«Нет дерева выше сосны» (поговорка).
«Где выросла сосна, там она и красна» (поговорка).

Оборудование: выставка литературы о хвойных растениях; гербарные экземпляры хвойных растений (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта, можжевельник); географическая карта с указанием областей произрастания хвойных растений; таблица «Значение голосеменных растений в народном хозяйстве».

Магнитофон, аудиозапись скрипичного концерта Н.Паганини, оборудование для получения эфирного хвойного масла (колба, спиртовка, пипетка, пробирка, стакан, вата, пробка с отводной трубкой, молодая хвоя сосны), аромалампа, эфирное хвойное масло.

Подготовка мероприятия начинается за один месяц до его проведения. Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых готовит выступление по одной из следующих тем.

1. Ботаническая характеристика хвойных.
2. Хвойные в искусстве.
3. Хвойные и здоровье.
4. Хвойные и экология.
5. Значение хвойных в народном хозяйстве.

На мероприятие приглашаются учащиеся разных классов (преимущественно младших), любители почитать и послушать стихи, желающие больше узнать и расширить кругозор.

Ведущий. Царицей северных лесов называют сосну, а ее подругами – других представителей хвойных растений: ель, лиственницу, пихту, можжевельник, тис, секвойю, кипарис и др. Всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми растениями это немного, но роль хвойных в природе и жизни человека очень велика. О хвойных растениях мы и поговорим сегодня.

I. Ботаническая характеристика хвойных

1-й ученик. Хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты. Из многочисленных видов хвойных около 100 составляют сосны. Сосновые леса широко распространены в нашей стране – и в Европейской части, и в Сибири, и на Кавказе. Особенно ценятся сосны обыкновенная и кедровая.

2-й ученик. Сосна – могучее дерево до 75 м высоты (сосна обыкновенная – до 40 м) с диаметром ствола до 1 м, с корой, отливающей красной медью. Нижние части стволов лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются на расстоянии около 10 м от земли. Сосна очень светолюбива, поэтому ее нижние ветки довольно рано отмирают. Под пологом других деревьев она расти и возобновляться не в состоянии. У сосны, выросшей не в лесу, а на открытом месте, ствол толще, но она ниже; все дерево более ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны не требовательны. Они растут на скалах, на болотах и песках. По долинам рек на песчаных почвах они заходят глубоко в степные районы. Сосна – одно из немногих деревьев, уживающаяся с торфяными мхами. Корневая система сосны, растущей на болоте, поверхностная, а у сосны на песках, напротив, стержневая – глубокая, с сильно развитыми боковыми корнями, чтобы всасывать воду с больших глубин. Обычно продолжительность жизни не превышает 500 лет, однако некоторые деревья сосны остистой, распространеной на юго-западе США, имеют возраст около 5 тыс. лет.

3-й ученик. Игловидные листья сосны называются хвоинками; их поверхность покрыта восковым налетом. У сосны обыкновенной хвоинки достигают 3–4 см длины и расположены по две на сильно укороченных побегах, на которых держатся 2–3 года. Как писал М.Пришвин, «сосна осенью теряет не меньше своих двойных хвоинок, чем листьев своих теряет осина. Но сосна на зиму остается все-таки зеленая, а осина голая, сердитая, вся пропитанная своим горьким осиновым соком».

4-й ученик. Ель и похожа на сосну, и отличается от нее. Листья ели тоже хвоинки, но гораздо короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. Биологические особенности ели: она более теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и березовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ель требовательна к почве и хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень у ели развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более 40 м.

5-й ученик. Лиственница – это быстрорастущее, светолюбивое, неприхотливое дерево. Ее хвоя ежегодно осенью опадает, как и листья листопадных деревьев. К хвойным относится и можжевельник, обычно имеющий вид кустарника. Листья его игловидные, колючие. Шишки имеют вид синих ягод, покрытых восковых налетом.
У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, способствуя его заживлению. В этом ее несомненная польза. Отсюда и название смолы – «живица».
Хвойные деревья и кустарники размножаются семенами, как цветковые растения, но в отличие от покрытосеменных растений семена хвойных находятся не внутри плода, а на чешуях в шишках. Они лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто (голо), поэтому хвойные и называются голосеменными.

II. Хвойные в искусстве

И.И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем

И.И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем

Ведущий. Красота и величественность сосновых лесов (боров) вдохновляла поэтов, писателей, художников, влияла на их настроение.
На холстах Ивана Ивановича Шишкина открылась устремленная в небо мощь красного бора, темень глушняка, сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл. С полотен Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.
«Лесовик», «Лесной богатырь», «Лесной царь» – называли его при жизни. Даже наружность живописца – крупные черты лица, густые, спутанные волосы, взлохмаченная борода, кряжистая, крепко сбитая фигура – удивительно сочеталась с такими характеристиками. «Как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью» – читаем у Репина.

6-й ученик. Огромную часть России можно считать «настоящим лесным царством». В Вятской губернии, где прошло детство художника, леса занимали 2/3 площади. Мальчиком Шишкин целыми днями бродил один по лесному царству. «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу», – говорил пейзажист, уже подводя итоги жизни.

7-й ученик. Зимой 1898 г. Шишкин закончил последнюю свою картину, на карандашном эскизе которой есть подпись: «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги». «Корабельная роща» – одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу, самых сильных по чувствам его творений. Кажется, до самого неба поднимаются могучие сосны, не охватишь взглядом. Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев – тех, что впереди, – не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство, оттого и называли их корабельными. А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие, молодые сосенки – зеленая семья…

Ведущий. Сосне посвящали свои произведения многие поэты. (Предлагает участникам и гостям почитать стихотворения о хвойных.)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все,
Что в пустыне далекой
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна
На утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

(М.Ю. Лермонтов)

Сосны высокие,
Гордые сосны,
Много вы носите
Солнечных песен.
Вас, гладкоствольные,
Ветер колышет,
Думы родите вы
Шумом и тишью.
Те же на севере –
С весен до весен –
В снежной Карелии
Высятся сосны.
Те же высокие
Над теплым морем
Сосны окутали
Крымские горы.
Сосны далекие,
Близкие сосны,
Сердцу вы снитесь
С весен до весен.
Вас одинаково
Ветер колышет,
Думы родите вы
Шумом и тишью.

(Я.Купала)

Перед нами лес, недвижны сосны
В своей нахмуренной красе.
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремницы
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

(А.С. Пушкин)

ПОЮТ СОСНЫ

За домом начинаются леса.
Качается над озером сосна.
Она поет –
Но сдержанно, вполтона.
Не слышно слов,
А музыка слышна.
Так шелестят на празднике
знамена.
Так провода
Над рельсами гудят.
Так сдержанно рокочут
Волны моря.
Так музыка
Каких-то давних дат
Вдруг прозвучит
В пустячном разговоре.
Скорей!
Поют, шумят, томят леса.
Мы принесем
Озон и сердце в венах.
И много дней,
Счастливых и мгновенных
В нас не умолкнут сосен голоса.

(В.Приходько)

Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал;
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
Все цветет по дороге. Весна.
Настоящим сменяется летом.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым светом.

(Л.Татьяничева)

III. Хвойные и здоровье

Учащиеся заранее подготавливают опыт и демонстрируют его на уроке.

Схема опыта.

1. Колбу на четверть объема заполнить свежей хвоей.
2. Залить колбу водой до половины.
3. Закупорить колбу пробкой с отводной трубкой.
4. Конец трубки опустить в пробирку, помещенную в стакан с холодной водой.
5. Заткнуть пробирку ватой.
6. Нагреть хвою с водой.

Водяной пар вместе с летучим (эфирным) сосновым маслом, попадая в пробирку, охлаждается и конденсируется. Масло тонкой пленкой будет плавать на поверхности конденсата. Осталось аккуратно снять масло пипеткой.
Масла получается немного, так как в хвое его содержится всего 0,5–1%.

Зажигается аромалампа. Воздух в гостиной насыщается запахом хвои.

Ведущий. Сосна не только красива, она дарит человеку красоту и здоровье, лечит.

1-й ученик. Сосна – одно из древнейших лекарственных растений, целая лесная аптека. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок еще 5 тыс. лет назад. В Греции и Риме сосну использовали при лечении простудных заболеваний. На Руси было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Чистую живицу (смолу) прикладывали к ране вместо бинта или пластыря, к больному зубу, чтобы унять боль. В старину разведенную спиртом живицу применяли для растирания мышц, суставов. До сих пор как средство для растираний применяют изготовленный из смолы скипидар.
Противоцинготные свойства сосны были давно известны народам Сибири, промысловикам и мореходам. Естествоиспытатель П.С. Паллас писал: «Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное лекарство». В XIX в. каждая экспедиция брала с собой эти «снадобья жизни». Во время Великой Отечественной войны сотрудниками Ботанического института им. В.Л. Комарова были разработаны способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокадный голод. В хвое в доступной форме для организма велик запас микроэлементов – цинка, меди, марганца, железа, фтора, молибдена, необходимых для нормального обмена веществ, и большое количество витаминов С, Е, К.

2-й ученик. Для приготовления хвойного напитка 30 г свежей молодой хвои (в зимней хвое витаминов больше, чем в летней, до 250 мг%) промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка и кипятят на слабом огне в закрытой эмалированной посуде 20 мин, добавив по вкусу сахар. Выпивают стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит даже больше витамина С, чем лимонный сок.

3-й ученик. Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства, назначаемого при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои сосны получают хлорофилл-каротиновую пасту, обладающую прекрасными ранозаживляющими свойствами. Эфирное масло хвои входит в состав препаратов, эффективных при почечных заболеваниях. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, в состав питательных кремов для кожи лица и шеи.

4-й ученик. Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки, поэтому воздух в сосновом лесу не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах. Вдыхать аромат сосны полезно при насморке и кашле. Сосна оздоравливает воздух и летом и зимой (лиственные деревья только летом).
Сосновый лес, занимающий площадь 1 га, продуцирует в сутки 5 кг фитонцидов (лиственный лес – 2 кг, а можжевеловый – 30 кг), за 1 год выделяет в атмосферу 540 кг кислорода (дубовый – 830 кг, березовый – 725 кг), задерживет до 36 т пыли из воздуха (ель – 30 т, бук – 65 т).

5-й ученик. Для многих людей полезны для здоровья и просто прогулки по хвойному лесу. Небольшие дозы фитонцидов, выделяющиеся в сентябре–октябре, и в холодный период (середина декабря – середина февраля), особенно при устойчивой морозной погоде, благотворно влияют на людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
В переходные месяцы (ноябрь, март) в хвойном лесу более сыро, чем в лиственном. Холод и влажность особенно нежелательны при заболеваниях дыхательных путей.
В апреле – середине мая в холодном лесу увеличивается выделение смолистых веществ, которые улучшают отхождение мокроты и облегчают кашель, но могут вызвать приступ удушья у больных бронхиальной астмой. Через легкие смолистые вещества попадают в кровь и выделяются затем почками, оказывая мочегонное действие, поэтому длительное пребывание в хвойном лесу летом при заболеваниях почек нежелательно.
При гипертонической и ишемической болезнях сердца, бронхиальной астме вредно посещение хвойного леса в период максимального выделения смолистых веществ (июнь–июль): могут усилиться одышка, появиться головные боли, головокружение, боли в области сердца, шум в ушах, бессонница, что часто сопровождается подъемом артериального давления. Чем острее протекает заболевание и чем дольше человек страдает им, тем хуже он переносит микроклимат хвойного леса в летние месяцы.

6-й ученик. Вот что пишет о значении и своеобразии лечебного действия от пребывания на природе психотерапевт М.Е. Бурно: «Чем смягчается сложный, напряженный человек? – Конечно, чаще какимто глушителем (вино, лекарства, табак и т.п.), но это смягчение грубое, небезопасное. Другой способ смягчения древний, стихийный. Это общение с природой. Лечиться лесом, общаться с ним – значит изучать его жизнь. Внимательно всмотреться в пейзаж, запечатлеть в своей памяти и вспомнить потом, например, виденный закат, который скользил лучами по верхушкам сосен, и почувствовать, что этот образ, эта минута не менее важны для жизни, чем что-то неприятное, чем то, что вызывает постоянное напряжение. Когда все внутри натягивается как струна, и так необходима пауза, передышка, его дарит образ любимого уголка. Надо научиться такому приему психотерапевтической защиты, при этом мы волевым усилием заставляем включиться те древние механизмы защиты, которые уже срабатывали в естественной ситуации».

7-й ученик. Друиды придавали большое значение лесу, деревьям, среди которых людям приходится жить. Они усматривали связь человеческих характеров с деревьями и утверждали, что каждый человек, как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки. У каждого человека, по их гороскопу, имеется родственное ему дерево, которое является хранителем его здоровья. Если вам плохо, придите к своему дереву, прижмитесь к нему, расслабьтесь, вслушайтесь в шелест листвы, отрешитесь от всех мыслей, слейтесь с ним, и оно поделится с вами своей силой.

8-й ученик. Хвойные породы деревьев почитаются многими народами. В Японии различные виды сосен, можжевельники, ели, считают символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Китае и Корее они олицетворяют верность и принципиальность, в Малой Азии – бессмертие и плодородие.
В Древней Греции без сосны не обходились праздничные пляски, посвященные Богу вина и виноделия Дионису, у славянских народов ее употребляли для погребальных костров, на свадьбах, по сосне пытались предсказывать будущее, из сосновой древесины вырезали скульптуры богов. Алтайцы почитали кедр. В украинском Полесье был обычай: если у молодых родителей рождалась дочь – они сажали во дворе сосну. У немцев ель считается священным деревом.

IV. Хвойные и экология

1-й ученик. Хвойные растения – индикаторы загрязнения воздуха, они очень чувствительны к его чистоте, поэтому плохо живут в городах (кроме лиственницы). Наиболее чувствительна к загрязнениям ель, затем пихта и сосна, потом лиственница. В исследованиях в качестве биоиндикатора чаще всего используется сосна как наиболее широко распространенная культура.
В зонах сильного загрязнения хвоя приобретает темно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, а устьица забиваются копотью. Затем хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего 1 год при норме 3–4 года. Потеря лесных богатств – одно из экологических бедствий нашей страны. В Красную книгу России занесено 11 видов голосеменных растений.

2-й ученик. Петровская корабельная роща – редчайшее насаждение лиственницы. Появилась она на свет более двух веков назад по инициативе Петра I, предполагавшего создать вблизи тогдашней Кронштадтской верфи корабельные леса. Но судьба этой рощи сложилась иначе, чем рисовалась она своему основателю.
За всю историю рощи ей ни разу не довелось повстречаться с плотницким топором. Созданная как резерв кораблестроения роща была забыта преемниками Петра, росла и развивалась по своим законам. Теперь этот величественный памятник природы, замечательный своей декоративностью, уникальностью и древностью, взят под государственную охрану. В 1976 г. роща была объявлена государственным заказником и находится под защитой ЮНЕСКО.
Старинные посадки – 4220 деревьев-гигантов, возраст которых колеблется от 170 до 200 лет, – стали ядром заказника. Здесь каждое дерево на учете, каждое пронумеровано. На некоторых можно увидеть опоясывающую ствол полосу, сделанную белой краской – это так называемые элитные деревья, самые ценные и высококачественные.

3-й ученик. В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, из-за строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. К сокращению площадей лесов ведет осушение болот, затопление, добыча нефти, угля и других полезных ископаемых. Наша старинная традиция – в новогодние праздники ставить в доме украшенное хвойное дерево (ель, сосну, пихту) – тоже приводит к уничтожению хвойных. Эта традиция сродни колоссальному пожару, ежегодно уничтожающему миллионы хвойных деревьев. От браконьерских налетов страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах. Если вместо деревьев использовать букеты из ветвей, то ущерб, наносимый природе, будет минимальным.
Гибель каждого дерева должна болью отзываться в наших сердцах!

СМЕРТЬ СОСНЫ

Бурей вчера уронило сосну –
В быструю реку упала она.
Смотрятся ветви с тоской в глубину,
Травы кивают ей с темного дна,
Рябью лазурной играет вода...
Лес пробуждается в блеске лучей –
Только сосне не поднять никогда
Гордой вершины своей.

(Г.Галина)

V. Значение хвойных в народном хозяйстве

1-й ученик. Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола и корни – все это, как и стволовая древесина, ценное сырье для различных производств.

2-й ученик. В народном хозяйстве древесина используется для строительства и столярных изделий – дверей и рам, мебели, домашней утвари, как поделочный материал. В кедровых шкафах моль одежду не ест: смолистый запах ее отпугивает.
Русские плотники научились так хитроумно вязать бревна без единого гвоздя, что порой рубили не только избы и хозяйственные постройки, но и гигантские строения сложной формы. В 1669 г. под Москвой в селе Коломенском из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, представлявший собой сложный архитектурный комплекс. До наших дней дворец не сохранился, но судить о нем можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. В деревянном дворце было 270 больших комнат и 3 тыс. окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его «сосновым дивом», еще одним чудом света.

3-й ученик. В нашей истории с сосной связан один любопытный случай. В начале XVIII в. Васильевский остров на Неве был покрыт густым сосновым бором. Петр I увидел в этом лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево, и это был первый экспонат учрежденной им Кунсткамеры – музея природных диковинок.

4-й ученик. Кедровая древесина обладает отличными резонансными свойствами: из нее изготовляют рояли, арфы, гитары. Пчелы предпочитают селиться в кедровых ульях.

5-й ученик. Кедровый орех редчайший деликатес в наши дни. Он вкусен и питателен, питательнее грецкого ореха. Масло из ореха прозрачное, с приятным запахом. Используют его даже в оптике. Кедровые орешки, наряду с пушниной, еще во времена Ивана Грозного стали первыми предметами российского экспорта. В рационе соболя кедровый орех составляет до 93%. В урожайные для кедра годы охотники добывали и самых лучших соболей.
Кедровые орешки – лакомство для 70 видов зверей и 200 видов птиц. Ореховый жмых идет на приготовление лучших сортов халвы да и других кондитерских изделий. Из скорлупы ореха делают сувениры, производят коричневую краску.
Сосна – поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов получают из сосновых деревьев! Смола (живица), скипидар, канифоль, дубильные вещества, деготь, из древесины сосны получают искусственный шелк, а из ели – бумагу.

6-й ученик. Летучая часть живицы при охлаждении образует скипидар, а оставшаяся после перегонки золотистая хрупкая масса – канифоль. Канифоль применяется для производства бумаги, получения мыла, приготовления лака и красок, флюсов для пайки. Она необходима в судостроении, кожевенной и резиновой промышленности, для производства сургуча и линолеума. Без нее не смогли бы играть скрипка, виолончель, любые другие смычковые инструменты. (Музыкальная пауза – звучит скрипичный концерт Н.Паганини.)
Скипидар применяется как растворитель для лаков и красок, каучука и различных смол. Из него вырабатывают синтетическую камфару. В текстильном производстве скипидаром протравливают ситцевые ткани перед нанесением на них рисунка, разводят краски.

7-й ученик. Смола, миллионы лег пролежавшая в земле, – это янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру и мозаичное панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе (ныне г. Пушкин), в которой все, начиная от небольшой вещицы и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.

8-й ученик. Сосновые леса богаты ягодами, всякой живностью, лекарственными травами, грибами. Сосняки – кладовая белых грибов, груздей, маслят, волнушек. В старину говорили: «Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет». И не только по грибам. Хвойные леса – среда обитания многих животных: это и пища, и защита, и место выведения и выращивания потомства для птиц; млекопитающих – как растительноядных, так и всеядных и хищных.

Ведущий. Сегодня в лесной гостиной мы узнали много нового, интересного и полезного. Хочется в заключение разговора о хвойных растениях сказать словами поэта Т.Фатеева:

Живите в покое и силе,
Как вечная сказка земли,
Зеленые сосны России –
Бессмертные сестры мои.

Викторина «Что вы знаете о хвойных»

1. Какие голосеменные растения вы знаете?

2. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свой летний наряд?

3. Почему сосну и ель (и других представителей) называют хвойными?

4. Чем ель отличается от сосны?

5. Каких писателей и поэтов вдохновляла сосна?

6. Полотна каких художников посвящены сосне и другим хвойным? Назовите запомнившиеся вам картины.

7. Почему И.И. Шишкина называли «лесовиком», «царем леса»?

8. Кому принадлежит высказывание: «Сосна – самое прекрасное и свободное дерево России»?

9. Какая птица способствует распространению кедровой сосны?

10. Какое растение стало национальным символом Ливана и изображено на флаге этой страны?

11. Что было первым экспонатом Петровской кунсткамеры?

12. Почему смолу хвойных называют «живицей»?

13. Почему сосну называют душистым лекарем?

14. Каково значение хвойных в природе?

15. Что значит «лечиться с помощью леса»?

16. Объясните выражение: «Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет». Только ли по грибам?

17. С чем связано сокращение площадей сосновых лесов?

18. Какая работа ведется по охране ресурсов хвойных растений»?

19. Почему в сосновых борах строят противотуберкулезные санатории?

20. Почему хвойные остаются зимой зелеными?

21. Почему сосна и ель плохо живут в городских условиях?

22. Как вы понимаете выражение: «Сосна – индикатор загрязнения воздуха»?

23. Какие народы почитали сосну?

24. От какой болезни лечили в Сибири хвоей сосны?

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Вилли | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, ботаника, скачать бесплатно
Просмотров: 1833 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0