Цели:
1. Показать роль физики, как науки, связь между
физикой и экологией.
2. Развивать у учащихся интерес к предмету.
3. Воспитать уважение к окружающей среде.
4. Показать возможность использования
программы Microsoft Office Power Point в урочной и вне урочной
деятельности.
Оборудование:
- мультимедиа,
- экран,
- песочные часы.
Оформление: плакаты с цитатами по теме:
"Экология”.
Презентация.
Ребус
1
Ребус
2
В настоящее время очень много уделяется
внимания экологической обстановки окружающей
среды. Как связана физика с экологией? Как
описать природные явления с физической точки
зрения? На этом уроке можно получить ответы на
эти вопросы.
Тема игры "Физика в природе”.
Сейчас стало всё больше разговоров о том, как
человек губительно влияет на природу.
Поэтому девизом игры я предлагаю взять слова:
"В ногу со временем иди,
Но Земле не навреди!”
В игре принимают участие 2 команды. Я вам
предлагаю сейчас представить членов команды.
(представление команды: название, члены
команды)
Итак, начинаем игру "Счастливый случай”.
Первый гейм "Дальше, дальше…”
Каждой команде будет задано ряд вопросов, на
которые вы должны ответить в течение 1 минуты.
Если ответа не у вас будет, то, чтобы не тратить
время, вы можете сказать дальше. За каждый
правильный ответ вы получаете бал (жетон).
Примерные вопросы 1 команды:
1. Входит в состав атмосферы в количестве 21%.
(кислород)
2. Выделяется при горении. (СО)
3. Образуется при грозе, защищает Землю. (озон)
4. Человек не может более 3 минут без … (воздух)
5. Уничтожает всё живое. (радиация)
6. Характеризует содержание водяных паров в
атмосфере. (влажность)
7. Когда больше весит гиря массой 1 кг. Летом или
зимой? (одинаково)
8. Что никуда не запрёшь? (луч света)
9. Грозная расплата за курение – это… (рак)
10. Образуется на коже под действием
ультрафиолетовых лучей. (загар)
11. Плавает ли пробка на поверхности воды в
невесомости? (нет)
12. Открыл Кулон. (закон взаимодействия двух
точечных зарядов)
13. Что не слышит человек, а слышат рыбы и медузы?
(инфразвук)
Примерные вопросы 2 команды:
1. Соединение О и С, сопровождающее выделением
тепла – это ..? (горение)
2. Имеются над Антарктидой. (озоновые дыры)
3. Содержится в нефти, газе, угле, дровах,
человеке. (углерод)
4. 3-й такт в ДВС. (рабочий ход)
5. Измеряется в вольтах. (напряжение)
6. Когда быстрее распространяются звуки: зимой
или летом? (зимой)
7. Прибор для измерения влажности. (психрометр)
8. Что видно, если ничего не видно? (туман)
9. Образуется при курении, убивает лошадь?
(никотин)
10. Число молекул в единицу объёма.
(концентрация)
11. Дельфины, летучие мыши издают, но это
разрушает камни в почках. (ультразвук)
12. Плавает ли железный гвоздь в ртути? (плавает)
13. Бывает очень большая в молнии и очень
маленькая в рыбе? (разность потенциалов).
Второй гейм "Ты мне, я тебе”
Команды обмениваются вопросами (на обдумывание
1 мин.)
Примерные вопросы:
1 команда
1. Почему могут погибнуть птица, на которую
попала нефть или нефтепродукты?
2. В чём состоит экологический вред сплава леса
по реке? Как этот вред можно уменьшить?
3. Почему в озоновом слое возникают дыры? Чем они
опасны для всего живого на земле? Как
предотвратить их появление?
4. В чём заключается опасность работы с ртутными
приборами?
5. Какие опасности подстерегают на дискотеке?
2 команда
1. Что такое парниковый эффект? Чем он опасен?
2. Почему говорят: "Шум – медленный убийца”.
Как можно оградить жилые помещения от шума?
3. Почему инфразвук определённых частот может
оказывать разрушающее воздействие на отдельные
внутренние органы человека?
4. Какой экологический вред наносит работа
двигателя внутреннего сгорания? Что нужно
сделать для его уменьшения?
5. Чем опасен искусственный загар?
Третий гейм "Физические заморочки”
(представлены на слайде "Физические
заморочки” в презентации)
Четвёртый гейм "Тёмная лошадка”
Необходимо сказать о ком идёт речь. Та команда,
которая первая отвечает на вопрос, получит право
первой узнать, кто скрывается под "Тёмной
лошадкой”.
Учёный, Пушкин назвал его – первый русский
"университет”, дошёл пешком до Москвы, поэт,
энциклопедист, написал оду "Вольность”. (М.В.
Ломоносов)
Внимание стихотворение:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встаёт заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит.
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
А теперь вопрос: О каком явлении идёт речь?
(обсуждение 1 мин.)
Пятый гейм "Вдогонку за лидером”
Вам предлагается ряд пословиц. Необходимо
обосновать эту пословицу с физической точки
зрения, сказав о каком явлении, идёт речь.
Отвечаем без обсуждения, если команда
ошибается, право ответа передаётся другой.
1. Не подмажешь, не поедешь. (трение)
2. Семь раз отмерь, один раз отрежь. (мера длины)
3. Ложка дёгтя бочку мёда портит. (диффузия)
4. Шило в мешке не утаишь. (давление)
5. Ежа голыми руками не возьмёшь. (давление)
6. Куй железо пока горячо. (агрегатные состояния)
7. Без рук, без ног, а ворота открывает. (ветер)
8. Вода камень точит. (трение, давление)
9. Плавает как топор в воде. (архимедова сила)
10. Борона да соха сами бедны, а весь мир кормят.
(давление)
11. Конь на четырёх ногах, а спотыкается.
(инерция)
12. Не всех на свой аршин мерят. (мера длины)
13. Сухая ложка рот дерёт. (трение)
(Закончилась наша игра. Пока идёт подсчёт
баллов.)
Сегодня на игре я постаралась вам показать
через стихотворения, пословицы, вопросы великую
силу природы, важность воздействия физических
процессов для человека, на общую экологию Земли.
Но, не смотря на это, человек оказывает
губительное воздействие на окружающую среду,
зачастую приводящее к непоправимым
последствиям.
Давайте будем внимательнее, добрее к себе, к
окружающему.
Игру я хотела бы закончить следующими словами:
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар на шар земной похожий?
Так или иначе, всё земное
Умещается в его пределы
Потому-то нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
|