Оборудование и оформление кабинета
- На демонстрационном столе – приборы и
принадлежности для опытов: спиртовка, бумажный
стаканчик, или картонная коробочка, емкость с
водой, пинцет, монета, блюдце, бумага, спички,
стеклянный стакан, магнитофон.
- На классной доске:
а) плакат "С физикой – и в шутку, и в серьез”
(название игры).
б) плакат:
"Физика!
Какая емкость слова!
Физика
– для нас не просто звук!
Физика
– основа и опора
Всех
без исключения наук!”.
- Дидактический материал: оценочный лист для
жюри, кроссворды, карточки для игроков, бумага,
ручки.
План мероприятия.
- Представление команд.
- Разминка.
- Конкурс кроссвордов.
- Конкурс болельщиков
- Конкурс "Физики - испытатели”.
- Конкурс "Физики - лирики”.
- Конкурс болельщиков.
- Конкурс артистический.
- Конкурс болельщиков.
- Слово жюри.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с
вами проведем игру-конкурс "С физикой – и в
шутку, и всерьез”. Как известно, физика одна из
самых серьезных и точных наук, которая требует к
себе особого внимания и окружает нас буквально
повсюду. Многие явления и процессы, происходящие
в окружающей среде можно объяснить, если знать и
понимать этот предмет.
Т.о., цель нашего мероприятия обобщить и
систематизировать все знания, которые ребята
получили. И, конечно же, расширить кругозор,
научиться наблюдать и объяснять различные
физические явления, проявить свои творческие и
интеллектуальные способности.
Игра состоит из нескольких конкурсов, каждый из
которых будет оцениваться жюри, а в жюри у нас
сегодня: (перечислить Ф.И.О., должность). Каждый из
членов жюри получает вот такой оценочный лист, на
котором отмечены все конкурсы, максимальное
количество баллов и отводимое время на каждый
конкурс.
1. Представление команд
Ведущий: Итак, первый конкурс – это
представление команд. Каждая команда делает
сообщение о названии команды, девизе, эмблеме.
При оценке учитывается оригинальность,
остроумие, юмор, отражение физического
содержания. Максимальное количество баллов за
этот конкурс – 4.
(Команды по одной представляются, жюри
подводит итоги.)
2. Разминка
Ведущий: Переходим к следующему
конкурсу. Перед началом любого соревнования
необходимо хорошо размяться, чем мы сейчас и
займемся. Итак, следующий конкурс – разминка. На
этом этапе игроки каждой из команд, должны не
задумываясь, быстро отвечать на вопросы. Если
команда не ответила, то ход переходит к другой
команде, если же и эта команда затрудняется
ответить, то право ответа предоставляется
болельщикам. За каждый правильный ответ
насчитывается по 1 баллу.
(Примерные вопросы.)
– Почему нельзя мясо сварить высоко в горах? (Из-за
низкого атмосферного давления температура
кипения воды ниже 100 оС.)
– Почему каша при варке пригорает ко дну
кастрюли, а суп нет? (На дне быстро нагреваются
и крупа, и жидкость, а конвекция лучше в жидкости.)
– Какой прибор служит для измерения скорости! (Спидометр.)
– Какой прибор служит для измерения
атмосферного давления! (Барометр.)
– Почему человек, выходя из воды замерзает? (Происходит
явление испарение, сопровождающееся потерей
теплоэнергии.)
– Назовите наибольшую скорость? (Скорость
света.)
– Почему во время снегопада теплеет? (Т.к.
происходит крисстализация воды, в процессе
которой выделяется теплота.)
– Почему сильный дождь охлаждает воздух? (На
испарение влаги после дождя расходуется
внутренняя энергия.)
– Какой цвет получится, если сложить все цвета? (Белый.)
– Первый человек в космосе? (Ю.Гагарин.)
– Изобретатель радио? (Попов.)
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
3. Конкурс кроссвордов
Ведущий: Итоги подведены, можно
переходить к следующему испытанию – конкурсу
кроссвордов. Цель этого конкурса выяснить, кто же
из соперников более эрудирован в области физики.
Командам выдается листок с кроссвордом,
необходимо заполнить клетки, ответив на
поставленные вопросы и прочитать слово,
находящееся в зашифрованных клетках.
(Раздаются кроссворды игрокам и жюри.)
Кроссворд 1
- Свойство твердого тела восстанавливать форму и
объем после прекращения действия силы? (Упругость.)
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его
химические свойства? (Молекула.)
- Способ передачи тепла, связанный с переносом
вещества? (Конвекция.)
- Вещество, сжигаемое для получения теплоты? (Топливо.)
- Знак для обозначения числа? (Цифра.)
- Действие для проверки правильности
теоретических рассуждений? (Опыт.)
- Изображение знака препинания, выражающего
восторг, восклицание? (!)
Кроссворд 2
- Мельчайшая частица вещества? (Атом.)
- Газовый процесс, происходящий в электрической
лампе накаливания? (Изохорный.)
- Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается
под действием силы поверхностного натяжения? (Капилляр.)
- Прибор для определения точки росы? (Гигрометр.)
- Переход вещества из жидкого состояния в
твердое? (Отвердевание.)
- Процесс получения жидкости из газа? (Конденсация.)
- Синоним слова "эксперимент”? (Опыт.)
(Пока игроки разгадывают кроссворды,
проводится игра с болельщиками.)
4. Конкурс болельщиков
Ведущий: Ну, а пока наши команды
разгадывают кроссворды, мы с вами то же не будем
терять зря время, а поиграем. Задание будет такое:
"Найдите ошибку в литературном произведении”.
Например:
1) "Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире поубавилось тепла”.
(Неверно, что в "мире поубавилось тепла”,
должно прибавиться тепла, т.к. в процессе
кристаллизации тепло выделяется)
2) "… Ребята на ночлег расположились на берегу
реки. К вечеру похолодало, но после купания
ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись,
сразу уснули”.
(После купания ребятам должно стать холоднее,
т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот
процесс требует поступления энергии, в данном
случае от тела человека.)
Ведущий: Время подходит к концу,
сдайте, пожалуйста, листы с кроссвордами на
проверку жюри. Пока жюри оценивает вашу работу,
мы переходим к следующему конкурсу.
5. Конкурс "Физики - испытатели”
Ведущий: Следующий конкурс называется
"Физики - испытатели”. С помощью этого конкурса
можно узнать, кто из игроков умеет наблюдать и
объяснять физические явления. Представитель из
каждой команды показывает по одному
опыту-фокусу, а соперники должны дать объяснение
происходящему. На подготовку ответов отводится
по 1-2 мин. Оценки: за правильный ответ – 2 балла, за
хорошо поставленный опыт – 2 балла, за четко
поставленный вопрос – 1 балл.
(Демонстрация опыта.)
Например:
1) "Как достать монету из воды, не замочив рук?”
(В блюдо наливают немного воды, бросают монетку. В
стеклянный стакан, помещают горящую бумагу, дают
ей прогореть 2-3 сек, а затем быстро
переворачивают и ставят в блюдо. Вода из блюда
начинает "уходить” в стакан, и монету можно
достать, не замочив рук.)
2) "Негорящая бумажная коробочка с водой над
пламенем спиртовки” (коробочку из плотной
бумаги заполняют водой и щипцами держат над
горящей спиртовкой. Через некоторое время вода
закипает, но коробочка не горит).
(Ведущий делает выводы: кто более полно
ответил на вопрос; кто лучше поставил опыт; кто
правильно сформулировал вопрос; затем слово
предоставляется жюри.)
6. Конкурс "Физики – лирики”
Ведущий: Многие знаменитые ученые –
физики были людьми всесторонне развитыми.
Например, Эйнштейн играл на скрипке, Ломоносов
писал стихи, которыми зачитывался сам император.
Томас Юнг в 14 лет знал 9 языков и на вступительных
экзаменах в университет (он в 14 лет уже закончил
школу и поступал в университет) перевел
предлагаемый ему текст на 9 языков, не включая
латынь. Поэтому следующие два конкурса будут
определять не только ваши интеллектуальные
способности, но и творческие. Итак, следующий
конкурс называется "Физики - лирики”.
Каждой команде дается задание написать
короткий рассказ или стихотворение, используя
следующие связанные с физикой и астрономией
слова:
1) Время, масса, атом, Солнце, движение, процесс.
2) Тепло, молекула, луна, излучение, явление,
тяжесть.
7. Конкурс болельщиков
Ведущий: Пока наши игроки придумывают
рассказ или стихотворение, мы с вами тоже
займемся творческой работой. И проведем конкурс
болельщиков. Задание будет такое, надо составить
как можно больше слов из слова
"электродинамика”. Время на выполнение задание
– 2-3 мин.
(Слово "электродинамика” написано заранее
на доске.)
Ведущий: Ваше время истекло, давайте
проверим, что у вас получилось. У кого больше всех
слов? Назовите свои слова.
(Отметить самого активного болельщика.)
Ведущий: Ну что же, "физики - лирики”,
ваше время так же истекло. Прошу капитанов команд
зачитать полученные произведения.
(Зачитываются рассказы или стихи, карточки
отдаются жюри, подводятся итоги.)
8. Конкурс артистический
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы
приступаем к следующему творческому заданию –
это конкурс артистический, который проводится на
основе домашнего задания. Нужно разыграть
пантомиму в шутливой форме о физическом явлении
или процессе. Соперники должны отгадать
показанное явление.
Например, можно показать: броуновское движение,
электрический ток и т.п.
Оценки максимальное количество баллов – 5;
оценивается в первую очередь оригинальность
сценария, артистизм, костюмы.
(Команды показывают свои сценки.)
9. Конкурс болельщиков
Ведущий: Пока жюри подводит
окончательные итоги, мы с вами немного поиграем.
Игра называется "Внимание!”. Такое качество как
внимание необходимо нам везде и повсюду,
невнимательному человеку очень трудно и учиться,
и работать, даже элементарно, перейти дорогу.
Сейчас мы посмотрим, кто же из вас обладает этим
качеством.
(1–2 ребят из команды просят выйти и выполнять
несложные задания: поднять руки вверх, руки в
сторону; повернуться налево, направо, присесть и
т.п. Затем они выходят из класса, а у остальных
спрашивают: "Какого цвета глаза, волосы, во что
был одет? и т.д.”. И определяют самого
внимательного.)
10. Слово жюри
Ведущий: Наша игра подошла к концу, и
мы сейчас подведем итоги сегодняшнего конкурса.
(Слово предоставляется жюри.)
Ведущий: Всем большое спасибо! Все
были молодцы! Победившая команда получает "5”,
проигравшая – "4”, особо хочется отметить ребят,
которые демонстрировали опыт, и самых активных
болельщиков!
Оценочный лист для жюри
Название конкурса |
Время |
Максимальное кол-во баллов |
1-я команда |
2-я команда |
1. Представление команд |
3–5 мин |
4 |
|
|
2. Разминка |
3–5 мин |
5 |
|
|
3. Конкурс кроссвордов |
7 мин |
7 |
|
|
4. "Физики-испытатели” |
8–10 мин |
5 |
|
|
5. "Физики – лирики” |
7–8 мин |
10 |
|
|
6. Конкурс артистический |
7 мин |
5 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
|